Проблема бессознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

На протяжении многих десятилетий вопрос сознания волновал многих философов, психологов и даже «точных» ученых. Учение о бессознательном уходят далеко в прошлое. Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании - воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем

Содержание

Введение
Глава I. Сознание. Его структура………………………………….5
Психика. Структура психики…………………………………....5
Проблема сознания………………………………………………7
Структура сознания……………………………………………..10
1) Индивидуальное
2) Общественное
А) формы общественного сознания
4. Функции сознания………………………………………………15
Глава II. Проблема «бессознательного»…………………………19
Структура «бессознательного»……………………………….24
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Проблема бессознательного (курсовая работа)11.docx

— 63.85 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

Российской федерации

 

 

 

 

Отметка о  допуске (недопуске) к защите_____________                                  

                                                                           

 

«____»_______________2012 г.                 ________________________

                                                                                   (подпись руководителя)

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Сознание. Его структура………………………………….5

    1. Психика. Структура психики…………………………………....5
    2. Проблема сознания………………………………………………7
    3. Структура сознания……………………………………………..10

1) Индивидуальное

2) Общественное

А) формы общественного  сознания

4. Функции сознания………………………………………………15

Глава II. Проблема «бессознательного»…………………………19

  1. Структура «бессознательного»……………………………….24

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сознательная  умственная жизнь представляет собой  лишь довольно незначительную часть  бессознательной душевной жизни.

Альфред Адлер

 

Мене всегда было интересно, что есть сознание и как оно  работает? Удивительный механизм без  которого жизнь человека вообще не представляется.

На протяжении многих десятилетий  вопрос сознания волновал многих философов, психологов и даже «точных» ученых. Учение о бессознательном уходят далеко в прошлое. Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании - воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем ("Монадология", 1720 г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Большой вклад в учение о бессознательном внес Фридрих Фрейд и его последователи.

Объект  исследования: Сознание и «бессознательное»

Предмет исследования: взаимосвязь сознания и «бессознательного», их функции

Задачи  исследования:

    1. Определить структуру сознательного и «бессознательного»;
    2. Выявить в чем состоят основные проблемы при изучении этих двух феноменов в философии и психологии;
    3. Сделать выводы по предпринятым исследованиям

В своей работе я проанализировала работы таких замечательных философов  как Спиркин, Бассин, Грачева, Андрейченко  и многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сознание. Его структура

 

 

    1. Структура психики

 

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие  психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в  себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические  процессы, психические качества и  психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному  раздражению или возбуждению, подвижность  нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов  – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения  под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных  раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

 

 

 

    1. Проблема сознания

 

Проблема сознания относится  к числу наиболее сложных и  во многом еще недостаточно ясных. От ее решения зависит дальнейшее уточнение  представлений об основных функциях человеческого мозга и об отношениях между человеком и его средой.

Проблема сознания разрабатывается  на протяжении уже многих десятилетий  одновременно с разных теоретических  и клинических позиций: психологии и социологии, биологии и нейрофизиологии, психиатрии и невропатологии. Ею занимается как одной из своих фундаментальных  тем и философия.

Исторически первой моделью  философии сознания была субстанциальная  концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Апеллируя к  разуму как наиболее значимому и  универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум на структуру Универсума в целом. Разум здесь выступает  гарантом единства и упорядоченности  бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок  и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых конституируются  сущностные свойства объектов, определяют его содержание.

Теоретики англо-французского Просвещения (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро и др.) рассматривали идеальное  как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. Оформляющаяся  здесь функциональная модель сознания интерпретирует последнее как функцию  материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих идеального и мыслящего. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием  нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа  обусловливает согласованность  чувственного опыта, являющегося подлинным  основанием мышления.

Одной из наиболее авторитетных неклассических версий философии сознания стала экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер,Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.). Акцент здесь делается на описании опыта  индивидуального сознания, центральной  характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда "сознанием  о...", его нацеленность вовне при  одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление действительности. Именно сознание формирует "жизненный  мир" человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты  и определяет весь опыт его существования.

Субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания, где  идеальное - как сфера общих понятий, значений и ценностей - существует относительно автономно по отношению к отдельной  личности или конкретным природным  образованиям. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознании от природных  структур (мозга как его материального  носителя, чувственного опыта как  генетически первичного уровня отражения  действительности и предметной деятельности как гаранта адекватности этого  отражения). Феноменологическая интерпретация  обращает внимание на особую значимость самосознания, где и фокусе "Я" собираются как идеально-всеобщие, так и чувственно-конкретные аспекты, создавая при этом уникально-универсальный  духовный опыт личности.

Необходимо сказать, что  оформление экзистенциально феноменологической традиции отнюдь не привело к автоматическому  исчезновению функциональной и субстанциальной  парадигм в интерпретации сознания. Функционализм сегодня достаточно мощно представлен в рамках аналитической  традиции, о субстанциализме можно  говорить в связи со структуралистскими и постструктуралистскими концепциями, редуцирующими сознание к феноменам  языка и текста.

 

Под сознанием, по А. Г. Спиркину, имеется в виду способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание. Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма  
психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с  
прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и  
противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в  
эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности  в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание - не просто образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

 

 

 

    1. Структура сознания

Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей – каждая из которых  является отдельной сферой сознания.      

- сфера телесно-перцептивных способностей - к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.    

- логико-понятийные компоненты сознания - с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.    

- эмоциональная компонента сознания - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: 1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».    

- ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.     

 Указанные компоненты сознания  дополняются уровнями сознания, которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.           

 В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.               

Информация о работе Проблема бессознательного