Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:25, реферат
В отличие от природы общество — это социально организованная материя (живая материя). Его также понимают в широком и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество — это "выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае — определенный этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационная или внутриформационная ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (социальный организм), например, французское, индийское общество, советское и др.
Введение
1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы.
2. Влияние природной среды на жизнь общества.
3. Философский анализ взаимодействия природы и общества.
4. Философское осмысление проблемы взаимосвязи человека и природы.
5. Какова роль природной среды в развитии общества?
6. Экологическая проблема.
7. Взаимодействие природы и общества в ходе истории.
Естественно, природная среда оказывает влияние: 1) на размещение промышленности (ландшафт местности, наличие полезных ископаемых, климатические условия, которыми обусловлены физик технические параметры оборудования с уклоном в “северный”? “южный”вариант, наличие вод); 2) на производительность труда. При прочих равных условиях производительность труда выше там, где естественные комплексы более благоприятны для жизни и труда человека, где залежи полезных ископаемых более удобны для разработки, где£ лучше естественные средства сообщения. Рациональное размещение производительных сил всегда было и будет важным фактором развит производства, повышения производительности труда; 3) на характер жилища, одежды, быта и здоровья человека.
Воздействие общества на природную среду определяется характером общественно-экономической формации, и, в первую очереди способом производства, уровнем развития производительных сил, достижениями науки и техники.
Законы общественного развития определяют цели и характер воздействия на природу. “Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство”.
Когда человек чувствовал себя еще слабым перед лицом стихийных сил природы, преувеличивалась роль географической среды, ей приписывалось решающее значение в развитии человека и человеческого общества. В XVIII веке оформилось географическое направление в социологии (геополитика). Крупнейшим представителем этого направления был французский ученый Монтескье.
Геополитика (земля, политика) – учение о геополитической обусловленности политических процессов. Геополитика – теория, которая изучает зависимость деятельности государства от влияния географических факторов на состояние и эволюцию экономической, политической и социальной системы общества. Сегодня геополитика стала геотехнополитикой, включая в себя новейшие технические компоненты.
Кроме постоянного взаимодействия
с природой, необходимым условием
нормального функционирования и
развития общества является народонаселение,
т.е. непрерывно воспроизводящаяся
совокупность людей, живущих в определенных
странах и на земном шаре в целом.
Вопросами народонаселения
Чтобы общество успешно развивалось, необходим определенный минимум населения. Рост народонаселения в известной мере облегчает или замедляет исторический процесс. Но рост народонаселения не только не определяет развитие истории, а сам определяется развитием производства, характером общественного строя, условиями жизни.
Воспроизводство населения не является чисто биологическим процессом. В решающей степени оно определяется социально-экономическим строем.
Изменения в народонаселении, так или иначе отражающие ход социального прогресса, оказывают значительное воздействие на состояние экономики, развитие производительных сил общества, на темпы и пропорции всего экономического развития. В современных условиях учет различного рода демографических процессов становится необходимым для прогнозирования и научно обоснованного планирования динамики народонаселения с целью учета его возможных влияний на развитие общества.
Поскольку общество взаимодействует с природой, постольку вопросы демографии представляют собой часть глобальной экологической проблематики. Сегодня демографическая ситуация в мире чрезвычайно многообразна.
В современных условиях, когда быстрое возрастание численности народонаселения в развивающихся странах стало реальным фактором, оценка демографических процессов и их социально-экономических последствий приобретает исключительное значение, поскольку складывается диспропорция между бурным ростом численности населения и, следовательно, объемом потребностей, с одной стороны, и достигнутого уровня производства – с другой. Признавая всю серьезность данной проблемы, следует решительно отвергнуть пессимистические выводы некоторых.
6. Экологическая проблема
Все большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» образован от греческих okos – дом, жилище и logos – наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.
Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначалa люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т.д. На этой основе развивались охота, рыболовство, приручение животных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенно их влияние на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все более основательному воздействию в их производственной деятельности. Применялись более сложные способы обработки почвы, вводились севообороты, промышленные способы обработки шкур животных, более развитые формы рыболовства. Выводились новые виды растений и породы животных. Развивались деревообрабатывающее производство, судостроение, производство одежды и других изделий из льна, шелка, хлопка и кожи, а также строительство дорог, зданий, всевозможных сооружений. Словом, по мере развития производительных сил – орудий труда, технологии различных производств, знаний и навыков людей – все более возрастало их господство над окружающей природой, за счет которой удовлетворялось все большее количество их потребностей.
Однако, увеличивая свою власть над природой, люди попадали во все большую зависимость от нее. Эта зависимость особенно усилилась с развитием промышленного производства. Перейдя к массовому применению паровых машин и двигателей внутреннего сгорания, люди попали в прямую зависимость от наличия в их странах полезных ископаемых, прежде всего угля и нефти. В дальнейшем все большее потребление электроэнергии в промышленных, бытовых и иных целях многократно увеличило зависимость людей от наличия так называемых энергоносителей – угля, нефти, газа, водных и других источников энергии.
В этом и заключается диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы: постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. Речь идет прежде всего о материальном обеспечении развития общества и его культуры.
Природная среда существования общества изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и космических факторов, так и деятельности людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, в орбиту которой вовлекается все больше природного материала – недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т.д. и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям.
Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:
• рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);
• рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);
• борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);
• защита природы от некомпетентного
и безответственного
Надо сказать, что действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние сто пятьдесят – двести лет. Сегодня эти ресурсы на исходе. в то же время их потребление многократно возрастает. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет.
Указывая на глобальный характер влияния общества на природу, один из бывших руководителей Международного союза охраны природы французский ученый Ж. Дорст писал: «В глазах биологов появление человека занимает в истории земного шара такое же место, как крупные катаклизмы в масштабах геологического времени… во время которых коренным образом и в глобальных масштабах изменялись животный и растительный мир нашей планеты».
Важно осуществлять комплексное и в то же время научное воздействие на почвы. При этом важны и лесопосадки, и орошение, и осушение, и внесение удобрений как органических, так и неорганических при строгом соблюдении норм. Основное направление развития земледелия в передовых странах мира – это интенсификация, означающая все большее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники, прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т.д.
Необходима всемерная защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась, в частности, с внедрением в сельское хозяйство интенсивных технологий и активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Решением этой задачи в нашей стране должны заниматься во всех хозяйствах – фермерских, коллективных, государственных. В целях воспроизводства и качественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционную работу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу в заповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайно важно усилить защиту лесов, рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, наносящих огромный вред живой природе.
Особой важности задача состоит в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: для питья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленного производства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливых земель.
По данным ученых, за двадцать пять миллионов лет существования Байкала остались почти неизменными все его параметры: 336 притоков, из них 28 довольно крупных рек. Но только в 60–80-е гг. XX столетия из-за неумеренной вырубки леса исчезли 150 рек и речушек (высохли), питавшие державный родник. По многим байкальским притокам, в том числе по крупнейшему – Селенге, попадают в озеро многие тонны ядовитых химических веществ. К тому же два целлюлозных комбината, на которых производится бумага, постоянно загрязняют Байкал сточными водами. Как было заявлено на международной встрече советских и японских писателей в Сибири летом 1987 г., многие реки и озера с питьевой водой сегодня «не просто загрязнены, а заражены».
В резолюции Конференции ООН, посвященной проблеме взаимоотношений человеческого общества и биосферы (Стокгольм, 1972 г.), провозглашено, что люди являются самой значительной ценностью и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Особо подчеркивается, что природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.
7. Взаимодействие природы и общества в ходе истории.
Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
История человеческого общества в
определенном смысле являет собой картину
его изменяющегося
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий.
Зависимость
человека от природы, от естественной
среды обитания, существовала на всех
этапах человеческой истории. Она, однако
не оставалась постоянной, а изменялась
диалектически противоречивым образом.
Во взаимодействии с природой человек
постепенно, в процессе труда и общения
формировался как социальное существо.
Этот процесс имеет своим исходным пунктом
выделение человека из животного царства.
В силу вступает и социальный отбор: выживали
и оказывались перспективными те древнейшие
общности людей, которые в своей жизнедеятельности
подчинялись определенным социально-значимым
требованиям сплоченности, взаимопомощи,
заботе о судьбе потомства, что формировало
зачатки нравственных норм. Социально
значимое закреплялось и естественным
отбором и передачей опыта. Образно говоря,
человек в своем развитии постепенно становился
на рельсы социальных законов, сходя с
колеи биологических закономерностей.
В преобразовании в человеческое общество
большую роль играли социальные закономерности
на фоне активного действия биологических.
Это осуществлялось в процессе труда,
навыки к которому постоянно совершенствовались,
передаваясь от поколения к поколению,
и образуя, тем самым, вещественно фиксированную
“культурную” традицию. Процесс труда
начинается с изготовления орудий, а их
изготовление и употребление может происходить
только в коллективе. Лишь коллектив придает
жизненный смысл и могучую силу орудиям.
Именно в коллективе предтрудовая деятельность
наших предков могла превратиться в труд,
являющийся выражением социальной деятельности
и формированием зачатков производственных
отношений.
Информация о работе Природная среда как необходимое условие существования и развития общества