Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:31, курсовая работа
Для достижения поставленной темы необходимо решить ряд задач, а именно рассмотреть ряд следующих вопросов:
понятие и сущность гражданского общества;
специфика взаимосвязи гражданского общества и государства;
угроза ослабления системы управления страной и обществом;
состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы
гражданское общество в России;
концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России.
Предметом выступает гражданское общество как политологический институт.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере гражданского общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1.Понятие и сущность гражданского общества 5
1.2.Специфика взаимосвязи гражданского общества и государства 10
ГЛАВА 2 УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ 16
2.1.Угроза ослабления системы управления страной и обществом 16
2.2.Состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы 19
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 21
3.1.Гражданское общество в России 21
3.2.Концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
nОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1.Понятие и сущность гражданского общества 5
1.2.Специфика взаимосвязи гражданского общества и государства 10
ГЛАВА 2 УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ 16
2.1.Угроза ослабления системы управления страной и обществом 16
2.2.Состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы 19
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 21
3.1.Гражданское общество в России 21
3.2.Концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Актуальность темы. Проблема гражданского общества и условий его существования принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которые на протяжении многих веков волнуют лучшие умы человечества.
Гражданское общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства — в создании условий
Для достижения поставленной темы необходимо решить ряд задач, а именно рассмотреть ряд следующих вопросов:
понятие и сущность гражданского общества;
специфика взаимосвязи гражданского общества и государства;
угроза ослабления системы управления страной и обществом;
состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы
гражданское общество в России;
концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России.
Предметом выступает гражданское общество как политологический институт.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере гражданского общества.
Термин «гражданское общество» можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима — «politia» (греч.) и «societas civilis» (лат.)- Однако самого этого явления в античном мире не было и быть не могло — «полития» по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества; монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т.д.
Переход от средневековья к Новому времени ознаменовался формированием гражданского общества и осознанием различий между ним и государством. Как вполне различимая самостоятельная политическая категория гражданское общество рассматривается Дж. Локком. В «Двух трактатах о государственном правлении» Локк по существу признает за государством только тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами, сообщающимися между собой по разумному выбору. Подобные воззрения были типичными для мыслителей Просвещения — Ш.Л. Монтескье, Д.Ж- Руссо, А. Фергюсона и др. По-разному интерпретируя положение о гражданском обществе, они единодушны в признании верховенства гражданского общества над государством.
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит Г. Гегелю. Гражданское общество, по Гегелю, появляется «посредине» между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично, в этом обществе каждый свободный человек — для себя цель, а другие для него — ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр в лице государства, которое выражает всеобщий интерес. Общество становится «гражданским» в силу того, что оно управляется государством.
Данный подход воспринял К. Маркс. Он упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Содержанием гражданского общества, согласно Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом «буржуазного общества», основанного на частной собственности.
Такая точка зрения характеризуется приматом политического, апофеозом государства — акцент ставится на политическое решение общественных вопросов, т.е. решение их государством. Эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократической традиции, которой присуще стремление к справедливости и равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление.
Либеральная линия развития концепции гражданского общества центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства. Дискуссии о взаимоотношениях государства и гражданского общества продолжаются и по сей день.
Следует подчеркнуть, что гражданское общество не сводится к противопоставлению его государству. Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество,"тем больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.
Демократические начала гражданского общества характеризуются следующими признаками:
—отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность;
—признается равенство всех граждан перед законом;
—в общественное сознание проникает идея социальной справедливости;
—отстаиваются демократические механизмы общественного
управления, которые гарантировали бы равенство возможностей
социально неравных субъектов;
— обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства.
Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.
На основании вышеизложенного можно дать следующее определение: гражданское общество — это совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.
В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников.
В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: акционерные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Подчеркнем, что экономическую основу гражданского общества составляет суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности. Как показала история, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет свободы экономического выбора. Такой выбор может быть обеспечен ограничением огосударствления экономической сферы, при сохранении частной собственности, что в тех или иных формах характерно для всех стран с демократическими режимами.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова; самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур.
Среди функций, характеризующих гражданское общество, выделим следующие:
—продуцирование норм и ценностей, которые государство
затем закрепляет своей санкцией;
—образование среды, в которой формируется развитый социальный индивид;
—обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
—обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц,
групп и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права, что позволяет преодолевать
возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества;
—всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его
естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной
системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
—осуществление широкого самоуправления во всех сферах и
на всех уровнях общественной жизни.
Исторически гражданское общество зародилось в Западной Европе. Однако его нормы и повседневная практика распространились за ее пределы этого региона. Формы групповых отношений в неевропейских цивилизациях, безусловно, весьма отличаются от западных (иной тип политической культуры, религии, общинный характер отношений). Например, в Китае и африканских странах в до-индустриальный период широкое распространение получили общества заговорщиков. В дальневосточном регионе и в Индии малые группы нередко образовывались по модели «учитель — ученик», своеобразной автономией в обществе могли обладать религиозные организации (например, буддийские монастыри). На фоне многих стран третьего мира стабильным характером политической демократии выделяется Индия, и здесь есть все основания говорить о достаточно развитом гражданском обществе. В него входят различные политические партии, организации предпринимателей, крестьянские организации, ассоциации ученых и др., которые обладают сравнительно большой независимостью от государства. В Индии получили также распространение добровольные общества на низовом уровне, которые можно рассматривать как попытку подключения к социальной и политической жизни массовых слоев.
И все же процесс создания гражданских обществ во внезапад-ных ареалах начался в самые последние десятилетия. Но очевидно, что этот процесс будет иметь свои особенности, и гражданское общество на Востоке будет значительно отличаться от гражданского общества на Западе.
Для появления гражданского общества требуются целенаправленная политика со стороны государственной власти и определенные нормы частной жизнедеятельности. Развитию гражданского общества способствуют:
—классовое, профессиональное или групповое сознание;
—готовность участвовать в коллективных акциях;
—развитие договорных начал;
—формирование рациональной модели социального поведения
(ориентация на выгоду и последствия социальных действий).
Проблема взаимосвязи и взаимодействия гражданского общества и государства - это "отраженный свет" проблемы взаимосвязи воли властителя и воли подданных. Еще Аристотель в своей "Политике" обосновал тезис о том, что вне полиса человек не может быть человеком, ибо "по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек..."[1]. Перспективу имеет только среднее положение, исключающее и эгоистическое своеволие, и абсолютную волю авторитета власти, обретающую форму права как воли, возведенной в закон для подданных (подвластных).[2]
В сознании российских граждан глубоко укоренилось убеждение в необходимости сильного государства. Государственный склад ума стал отличительной чертой русской ментальности.[3]
Без государства (государственных органов и иных институтов государственной власти) не существовало бы гражданского общества (его институтов) в его современном понимании. Ведь гражданское общество обретает силу и способность к развитию именно во взаимодействии (диалоге и партнерстве) или противостоянии (конфликте) с государством; это отнюдь не означает, что институты гражданского общества функционируют по своим законам, отличным и не зависящим от национальной системы законодательства, политического режима. Вместе с тем гражданское общество не может оставаться гражданским, если политическими методами в него не привносится порядок. Только государственная власть - государство, управляемое посредством легитимной верховной власти с помощью действующего в стране законодательства - может стать эффективной защитой от несправедливостей самого гражданского общества и синтезировать его частные интересы во всеобщее политическое сообщество.
Информация о работе Условия существования гражданского общества в России