Оценка качества природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:32, лекция

Описание работы

Под качеством природной среды понимают такое состояние экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения.

Работа содержит 1 файл

НАША тема 3.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

     Оценка  качества природной  среды

     Под качеством природной  среды понимают такое состояние экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения. В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотходности процессов, происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сырьем для следующего природного цикла. Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализация твердых веществ или растворение минералов являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле при наличии влаги, определенного газового состояния атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедают в дальнейшем животные. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, также способствующих повышению ее плодородия. При этом идет воспроизводство всего живого на Земле, начиная от бактерий и грибков и кончая расти тельным и животным миром. Причем уровень воспроизводства не остается постоянным, а саморегулируется климатическими и другими природными условиями. Человеческое производство (сельскохозяйственное, промышленное, техногенное) в отличие от природного построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый человеком в результате технологического процесса, используется им нерационально. Из 100% основного продукта около 90%, а иногда и более выбрасывается человеком в отходы, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредных материалов. Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек. Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридического статуса научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия (антропогенной деятельности) человека на окружающую среду. Наиболее распространенное отрицательное воздействие на природную среду — ее загрязнение. В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" под загрязнением понимается физическое, химическое или биологическое изменение окружающей среды, вызванное антропогенной деятельностью человека, содержащее угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологическим системам. В тексте Закона под термином "загрязнение" понимаются и другие виды неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду. Это такие 3

негативные изменения, которые наступают в результате нарушения государственных стандартов на качество продукции, производства и потребления вследствие превышения антропогенной нагрузки на природную среду. Нормативы качества — предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.). В соответствии с Законом к нормативам предъявляют следующие требования: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности. Цель этих требований — обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса. Предельно допустимые нормы — это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека. Все нормативы качества окружающей природной среды делятся на три вида:

санитарно-гигиенические,

производственно-хозяйственные,

комплексные.

Санитарно-гигиенические  нормативы качества

     В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" к данной группе нормативов можно отнести: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде). Цель нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Санитарные нормы и правила, обязательны для выполнения на всей территории РФ государственными и общественными структурами, предприятиями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Утверждает санитарные нормы Минздрав России. В настоящее время: ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения – для 1925 вредных веществ. ПДК по атмосферному воздуху – для 479 вредных веществ. ПДК по почве - для 109 вредных веществ. Наряду с санитарными действуют нормативы ПДК: по рыбохозяйственным водоемам, по чистоте атмосферного воздуха, для лесной растительности, для поверхностных вод, вод, используемых для водопоя, полива растений. В большинстве нормативы утверждены еще Минздравом СССР, но они 5 признаются действующими, поскольку не противоречат российскому законодательству и не заменяются новыми нормативами, разработанными Государственной санитарно- эпидемиологической службой Российской Федерации. В приложениях 1—3 приведены ПДК основных загрязнителей воздуха, воды и почвы.  Росгидромет имеет сеть наблюдательных постов и станций, где совместно с санитарно-эпидемиологической службой РФ осуществляет программу наблюдений за изменениями концентраций вредных веществ в городах, населенных пунктах, водоемах, атмосфере, почве. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. ПДУ радиоактивного воздействия устанавливает служба санитарно-эпидемиологического надзора в величинах, которые не должны представлять опасность для здоровья человека, его генетического фонда. Под радиационным воздействием понимают частный случай ионизирующего излучения, исходящего от радиоактивных веществ. Радиоактивные вещества обладают активным излучением в результате распада атомных ядер некоторых химических элементов. При защите человека и окружающей природной среды главное внимание уделяется источникам радиационной воздействия, способным давать излучение в дозах, значительно превышающих допустимые для человека нормы. К ним относятся: ядерные испытания, атомные реакторы (установленные на электростанциях и морских судах), радиоактивные материалы (используемые предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами), Кроме того, необходимо учитывать медицинскую аппаратуру, приборы и бытовую технику.

     В настоящее время  действуют:

     Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87,

     Основные санитарные правила ОСП-72/87,

      Санитарные нормы проектирования СН-254-71.

     С точки зрения мощности и времени полученной дозы облучения и его типа все лица, подвергавшиеся облучению, делятся на три группы:

      группа А: к ней относятся все, кто постоянно или временно работал непосредственно с источником радиоактивного действия (операторы атомных электростанций, ученые физики-атомщики, матросы атомных судов).

      группа Б: граждане, которые по условиям проживания или размещения могут пострадать от радиоактивного загрязнения.

     группа В: к ней относится u1086 остальная часть населения. Предельно допустимой нормой радиационного воздействия следует считать дозовый предел для лиц группы А, получаемый индивидуально за календарный год, при котором равномерное облучение за 50 лет последующей жизни не может вызвать в организме неблагоприятные изменения, обнаруживаемые современными методами или средствами. Предельно допустимая норма облучения для группы А (по первой группе критических органов: все тело — костный мозг) за календарный год установлена 5 бэр, для группы В — 0,5 бэр в год. Для районов Чернобыльской АЭС (группа Б) установлены аварийные допустимые нормы радиации. Контроль за состоянием радиоактивного загрязнения окружающей природной среды в целом осуществляет служба Росгидромета РФКонтроль за уровнем радиационной безопасности населения выполняется органами Госсанэпиднадзора.

     Приборы для обнаружения и измерения  ионизирующих излучений по своему назначению подразделяются на дозиметры, радиометры, спектрометры. Универсальные приборы  совмещают функции всех трех видов. В зависимости от объема и характера контроля приборы могут быть: * индивидуального контроля (носимые); * группового контроля (переносные); * стационарные; * установки для непрерывного дистанционного дозиметрического контроля. Рис. 1. Шкала степени облучения человека. Наиболее распространенные бытовые приборы для контроля уровня излучения "Белла", "Поиск", "Сосна", "Припять" могут быть рекомендованы для населения.

     Нормативы предельно допустимых уровней воздействия  шума, вибрации, магнитных  полей и иных вредных  физических воздействий. Шум, вибрация, магнитные поля и другие физические воздействия относятся условно к акустическому загрязнению окружающей человека среды. Объектом воздействия акустического загрязнения становится в первую очередь человек, его здоровье. Предельно допустимые нормы шумового воздействие на человека устанавливаются в децибелах (дБ). Оптимальный шумовой фон понимают энергию шума 20 дБ, городской шум имеет в среднем уровень 30—40 дБ; предельно допустимый шум для самолетов над землей — 50 дБ. Шум в 90 дБ вызывает болезненные ощущения. ПДУ шума устанавливают органы здравоохранения. Совместно с этими органами строительные ведомства разрабатывают и утверждают санитарные нормы и правила, предусматривающие меры защиты от шума.

Рис. 2. Шкала уровня шума, Дб Вибрация измеряется также в дБ, либо измеряются виброскорость (м/с), виброускорение (м/с2). Очень важное значение имеет амплитуда и частота вибрации. Еще одно вредное для человека внешнее воздействие, появившееся в условиях научно-технического прогресса, — электромагнитные излучения. Предельный уровень электромагнитного воздействия, а также требования по размещению объектов, создающих электромагнитное поле, были утверждены еще Минздравом СССР.

     К иным воздействиям относится тепловое загрязнение окружающей природной среды. Оно связано с крупными предприятиями, требующими большого количества воды для охлаждения материалов, оборудования и машин в технологических процессах. Это электростанции, атомные реакторы, металлургическое и литейное производство, прокатные станы, мощные двигатели и турбины. Для предотвращения негативного воздействия теплового загрязнения окружающей природной среды МПР России установило допустимое отклонение температуры воды от естественных условий. Например, в соответствии с Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами летняя температура воды в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения не должна превышать в результате сброса подогретых вод среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года (за последние 10 лет) более чем на 3°С. Для рыбохозяйственных водоемов температура воды не должна превышать 5°С естественную летнюю температуру воды.

       Нормативы качества  в производственно-хозяйственной  сфере Производственно-хозяйственные  нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Это предельно допустимые выбросы (сбросы) (ПДВ). Согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 (Охрана природы. Атмосфера. Правила допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями). ПДВ устанавливаются для каждого источника загрязнения при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от группы источников населенного пункта, даже с учетом перспектив развития промышленности, сельского хозяйств транспорта не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира.

     Для конкретных предприятий  и организаций  ПДВ по химическим веществам устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ. По биологическим веществам и микроорганизмам, воздействиям радиации – Госкомсанэпиднадзором. Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, в водоемах или почве. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий — загрязнителей окружающей природной среды и привлечения их руководителей к эколого-правовой ответственности. Постановлением Правительства РФ "О порядке введения в действие закона об охране атмосферного воздуха" предусматривалось право специально уполномоченных органов государства устанавливать временно согласованные величины выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ для тех предприятий, которые не в состоянии обеспечить на момент введения действие закона нормативы предельно допустимых выбросов. Предприятия, не согласные с установленным нормативом выбросов, могут обращаться с иском в арбитражный суд. В необходимых случаях по инициативе одной из сторон назначают экологическую экспертизу. Одновременно предприятия, получившие разрешение работать по временно согласованной схеме выбросов, обязаны были разработать планы снижения выбросов по этапам до достижения норм ПДВ. В настоящее время такие уступки неуместны, ибо рынок экологических услуг дает широкие возможности для обезвреживания отходов. Если предприятие не использует эти возможности, значит, оно собирается строить свое благополучие за счет природы и здоровья населения. ГОСТ 17.2.2.01-86 (Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля воздуха населенных пунктов) устанавливает порядок контроля за чистотой атмосферного воздуха.

Информация о работе Оценка качества природной среды