Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:49, контрольная работа
Выдающийся немецкий философ - экзистенциалист, психолог и психиатр, Карл Ясперс (1883-1969) известен своей оригинальной концепцией философии истории.
Термин "философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. "Мировая история" 4
ГЛАВА 2. "Современное и будущее" 10
ГЛАВА 3. "Смысл истории" 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА
1. "Мировая история" 4
ГЛАВА
2. "Современное и будущее"
ГЛАВА
3. "Смысл истории"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
20
ВВЕДЕНИЕ
Выдающийся немецкий философ - экзистенциалист, психолог и психиатр, Карл Ясперс (1883-1969) известен своей оригинальной концепцией философии истории.
Термин "философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.
Современная
философия истории - это относительно
самостоятельная область
• направленность и смысл истории,
• методологические
подходы к типологизации
• критерии периодизации истории,
• критерии
прогресса исторического
Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что в философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что, скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие - их отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс? И на этот вопрос разные философы дают самые различные ответы.
В первой
половине ХХ века - время появления
идей экзистенциализма, субъективно-идеалистического
направления в философии
Большая часть современных философов считает, что у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. В соответствии с этой целью он определяет и смысл истории.
Ясперс в своей работе предложил своеобразную концепцию исторического развития человечества.
ГЛАВА
1. "Мировая история"
Ясперс
излагает свои взгляды на общие закономерности,
которые характеризовали
Этот временной промежуток, по мнению философа - лишь короткий миг между неизвестными истоками и так же неизвестным прошлым. Тем не менее, его можно структуризировать, выделить в нем определенные этапы, а также тенденции развития, на основе которых можно будет выработать гипотезы относительно будущего человеческой цивилизации.
Ясперс выделяет четыре
Прежде всего, это доистория, или - период, когда человек становится человеком; следующей ступенькой является эпоха великих культур древности, эпоха, когда собственно и начинается история; важнейшее значение имеет третий этап - так называемое осевое время, роль которого в формировании человека современного типа, "одухотворенного человека"; в конце концов, последний этап, который длится и до сих пор - это научно-техническая эпоха, особенность которой еще и в том, что именно отсюда начинается собственно мировая история, история человечества в целом, а не отдельных государств.
Итак,
рассмотрим 4 основных этапа истории
последовательно.
1. Доистория
Концепция Ясперса : человечество имеет цель, которая нам неизвестна и к осмыслению которой мы стремимся. Однако, доказать научно это положение невозможно, равно как невозможно доказать обратное. Предположения этого единства Ясперс называет постулатом веры. Таким образом, он четко заявляет о своей благосклонности к религиозной традиции в объяснении исторического процесса. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свой конец.
Географические свидетельства дают знания о появлении и развитии древнейших культур. Человек постепенно заселяет весь земной шар, значения при этом имеет естественная среда, ландшафт и прочие естественные и социальные факторы. Изменяются разные виды гоминидов, пока, в конце концов, не появляется кроманьонец. С того времени можно вести речь о развитии собственно человека. Отсюда начинается доистория.
Подходов к познанию доистории существует три:
1) древнейший, традиционный - через мифы и образы; 2) современный - через познание того, что было присущее доисторическому человеку (археология); 3) определения того, что осталось у нас от доистории - попытки познать сущность человека.
Развитие человека в доисторическую эпоху - это становление человеческой природы, формирование человека как вида путем наследования определенных качеств – в т.ч. закреплялись фундаментальные черты человека, которым не угрожает исчезновение (в то время как исторические качества приобретаются в ходе передачи опыта и могут быть утрачены). Достояния этой эпохи очевидны - природа создала и отшлифовала настолько стабильный организм, что он не требует дальнейших усовершенствований и сегодня, ведь на протяжении исторического периода человек биологически не изменился.
Итак, на протяжении доистории происходит первое становление человека:
1. Биологическое - формируется ее специфическая физиология.
2. Историческое - осуществляется передача из поколение в поколение опыта, определенных моральных установок, умений и т.п.
Определяющими достижениями в процессе такого формирования человека стали прежде всего:
· использование огня и орудий
· появление языка
·
осуществления насилия над
· образование групп и сообществ.
· появление мифов, образного отображения мира. Мифология явила собою форму общественного сознания, определенный способ объяснения мира и места в нем человека.
Все
эти изменения подготовили
2.Великие культуры древности.
На этом этапе существовали 3 великие
культуры: 1) шумеро-вавилонская,
Этот период был началом исторического развития человечества. Его монументальность, грандиозность не могли исчезнуть бесследно - многочисленные археологические и документальные памятки доносят к нам сведения о тех столетиях.
Среди событий, которые имели определяющее значение на этапе зарождения человеческой истории Карл Ясперс называет: организацию ирригационной системы и связанную с ею необходимость создания аппарата управления и государственной организации; появление письменности, что позволило фиксировать полученное знание и передавать его; появление народов и формирование национальных культур; становление мировых империй; использование коней - ведь всадник впервые начинает сознавать необъятность пространства, вырывается из той среды, где он вырос, познает свободу и расширяет горизонты своего мышления.
На
данном этапе преобразование лишь начинается.
Великие культуры древности были стабильными,
постоянными образованиями, остатками
старого мира, который неизбежно должен
был погибнуть с переходом человечества
на новую ступень. А этот переход уже начинался
- формировался современный человек.
3. Осевое время
Происходит большой прорыв - посвящение человечества в тайну неизвестных до сих пор возможностей.
Ось мировой истории - в определении Ясперса, - факт, значимый для всех (например, в западной истории такой осью было Пришествие Христа). Это период 500 г. н.э. - появление человека современного типа (весь процесс происходил на протяжении 800 - 200 г. г. н.э.).
В этот период в разных частях мира жили и действовали Конфуций, Будда, Гомер, Исайя и прочие выдающиеся лица, происходит общий духовный подъем, появление выдающихся произведений. Некоторые ученые склонны рассматривать это как обычное совпадение, но, по мнению автора, это свидетельствовало о прорыве в сознания человека - начинается осмысление бытия в целом, самого человека и его границ. Когда человек постиг величие мира, появляется ужас и ощущение собственной беспомощности.
Почти одновременно на Земле, независимо одно от другого, образовалось несколько духовных центров. Основное, что сближало их, и что, соответственно, было основной характеристикой "осевой эпохи" - это прорыв мифологического миросозерцания, которое составляло основу доосевых культур. Человек, будто впервые, пробуждается к ясному мышлению, возникшее недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. Именно в этот период с появляются философы, впервые возникает проблема соотношения человека и мира .
Осевое время дает возможность понять всю человеческую историю, ее структуру. Эпоха Возрождения - это возвращение к осмыслению осевого времени. Нельзя абсолютизировать достижения осевого времени, следует признать, что и более поздние эпохи принесли немало духовных достижений. Но это дает ориентир для оценки этих более поздних эпох, для выявления того, что действительно было духовной ценностью.
Осевое время ограничивается 3-мя сферами : Китай, Индия, Запад, но исторически стало всеохватывающим: доисторические народы или воспринимают его , или вымирают.
Между 3-мя сферами существовало глубокое взаимопонимание, они представляют собой одно и то же в 3-х корнях истории, которая становится единой лишь в современную пору. Между ними не только отдельные совпадения, а глубокий параллелизм (лишь в этот период).
В выявлении причин этого явления существуют разные подходы:
·
достижение человеком определенной
степени духовного и
· взаимопроникновение культур, обмен достижениями;
· определенная родственность этих культур;
· общие социальные условия.
Ни одно из объяснений, к сожалению, не способно обнаружить всю полноту причин и предпосылок, объяснить все тайны того времени. Ясперс в своей работе не дает собственного объяснения, он акцентирует внимание на том, что такая сложность проблемы свидетельствует о сложности рассмотрения истории вообще, что развитие человечества не может быть изображено простым поступательным графиком.
Значение осевого времени для человека (сегодня): а) выделение того, что может привести к объединению человечества на основании общего опыта (Ясперс вообще склонен прогнозировать довольно идиллическое будущее, которое хотя и зависит от людей, но своей идеей отвечает пророчествам Библии);
б) существование 3-х
Информация о работе Осевая эпоха, как период становления философии