Осевая эпоха, как период становления философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:49, контрольная работа

Описание работы

Выдающийся немецкий философ - экзистенциалист, психолог и психиатр, Карл Ясперс (1883-1969) известен своей оригинальной концепцией философии истории.
Термин "философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. "Мировая история" 4
ГЛАВА 2. "Современное и будущее" 10
ГЛАВА 3. "Смысл истории" 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Осевая эпоха.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

       Ясперс  подчеркивает, что социалистические требования являются умными и рациональными лишь в определенных границах, а на пути принуждения, диктата они ведут к рабству. Он раскрывает глубокие недостатки тотального планирования, приводя аргументы как сугубо экономические (хорошо известные преимущества свободной конкуренции и рынка ), так и духовные (ведь тотальное планирование не ограничивается лишь производственными отношениями). Самая идея тотального планирования непригодна, так как оно должно исходить из тотального знания, которое невозможно. При условии учета опасностей подобной абсолютизации, социализм может иметь место, ведь он сам по себе включает идеи свободы и справедливости.

       Единство  мира - это глобальная тенденция, элементы которой прослеживаются из осевого  времени, когда происходила активная коммуникация между культурами.

       Обмен материальными и духовными ценностями сегодня приобретает планетарное  значение. Этот процесс, по мнению Ясперса, с необходимостью может привести к дальнейшему объединению человечества в единое сообщество. Стоит вопрос: каким будет это объединение? В конце осевого времени состоялось образование мировых империй, которое отнюдь не оказывало содействие духовному прогрессу. Сегодня существуют два возможных пути: или мировая империя, или так называемый мировой порядок (ее противоположность). Первая возможность достигается методом насилия и ведет к уничтожению свободы. Другая достигается мирным путем, через переговоры, самоограничения тех, кто имеет власть, отказ от локальных суверенитетов ради общего суверенитета. Человечеству уже известный пример такого объединения - Соединенные Штаты Америки, а в будущем подобный процесс может привести к определенной форме мирового федерализма

       Конечно, на пути к мировому порядку, в переходный период, существуют весомые опасности: это и нетерпеливость отдельных правителей, и возможность установления диктатуры (Ясперс, будучи знакомый лишь с опытом Германии и Италии, считает, что диктатура не может быть повалена изнутри. Опыт СССР свидетельствует об обратном, хотя, тем не менее, следует согласиться с тем, что установление подобного режима на всей планете имело бы значительно более тяжелые последствия). Существует также и опасность полного уничтожения - в случае мировой войны (в условиях, когда государства - лидеры владеют ядерным, бактериологическим и другим оружием, последствия такой войны страшно предусмотреть, тем более что подобная техника может попасть в руки и менее цивилизованных государств, или даже использоваться сумасшедшим). Учитывая все это, мировой порядок может и не реализоваться, но, по мнению философа, уже сама идея помогает людям видеть смысл жизни.

       Завершая  раздел, посвященный современному и  будущему человечества, философ подытоживает его мысленным взором о том, что  человечество идет в будущее, ограждаясь от врагов истины и прислушиваясь к мыслям пророков.

       Перед лицом возможного установления мировой  тоталитарной империи и соответствующей  ей тоталитарной истины отдельному человеку остается лишь надежда сохранить  сферу философского мышления, какой  бы узкой она не оставалась. Тогда последним приютом человека станет его глубокая внутренняя независимость от государства и от церкви, свобода его души, которая черпает силу в великих традициях прошлого. 
 

       ГЛАВА 3. "Смысл истории" 

       Уже из самого названия легко определить круг вопросов, о которые идется в этом разделе: это, прежде всего, роль и значение истории, ее характерные особенности.

       Ясперс  раскрывает свой тезис о значимости истории. По его словам, она представляет собой основу, связь с которой  мы сохраняем, если не хотим исчезнуть бесследно. Лишь в контексте исторического знания возможно прийти к пониманию природы человека. Именно поэтому историческое не является для нас чем-то равнодушным, а выступает моментом нашей жизни.

       Такая связь проявляется, в частности, потому, что вместе с историей изменяется и наше историческое мышление. Так, сегодня оно определяется осознанием кризиса (речь об этом кризисе уже шла в предыдущей части книги). Понять, ощутить этот кризис помогает нам знание истории.

       Одно  должно сохраниться во всех катаклизмах: человек, как таковой, и его самоосмысление в философствовании, которое в поисках своей основы смотрит в будущее, не пророча, но веря.

       История - это то, что происходит. Оно пересекает время, уничтожает его и достигает  вечного. История - этот всегда процесс, и все должно постоянно изменяться. История не может быть завершенной.

       Ясперс  выделяет три, на его взгляд, важнейшие  свойства истории:

       1) история имеет границы, которые  отделяют ее от других реальностей:  природы и Космоса.

       Природа. История существует не сама по себе, а на основе природы. Но природа - неисторичное явление, ее развитие представляет собой лишь простое повторение одного и того же. Объединением этих двух феноменов есть человек. Ведь он есть одновременно и природа, и история. Ясперс убежден, что исторический процесс прервется, если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из жизни .

       Космос. Основным фактом нашего существования  является наша возможная изоляция в  Космосе. Эта изолированность составляет реальную границу истории (вне человеческой жизни на Земле существует лишь пустая в духовном понимании мироздание).

       2) в истории есть внутренние  структуры, которые формируются  путем преобразования индивидуального.  История представляет собой переход.

       Мы  называем историей то, что происходит в пространстве и времени в определенном месте. Для того, чтобы быть историческим, индивид должен быть единичным, неповторимым. Такую единичность можно найти лишь в человеке - в понимании человека не как естественной, биологической, а прежде всего как духовного существа. Историческое - это не просто реальный индивидуум, сосуд всеобщего, - это действительность, которая одухотворяет это всеобщее. То, что мы познаем как исторически особое, разрешает нам двигаться к истории как единому индивидууму .

       История представляет собой движение, и чем более радикально это движение, тем более глубокие пласты истины открываются нам. Наиболее ярким подтверждением этого тезиса философа являются переходные эпохи, когда в момент высочайшего напряжения человечество создавало выдающиеся духовные достижения. Так, неповторимая греческая трагедия есть порождение эпохи, когда происходил переход от мифологии к философии как новой форме общественного сознания, нового способа постижения мира. Немецкий идеализм (классическая немецкая философия) создан на сломе между верой и безверием.

       Но, по мнению автора, переход не локализуется исключительно на каких-то определенных этапах истории, - он присутствует всегда. Любое, даже величественное, обращенное в вечность событие, есть лишь переходное явление. Именно поэтому мы не можем найти для себя образцы совершенства или абсолюта в достижениях предыдущих эпох; они создавались в время, когда их творцы уже ощущали приближение нового и даже в момент создания начинали свою гибель. Истории вообще не присуща продолжительность, она самая есть переход.

       3) единство истории.

       Это свойство истории - объект наибольшего  внимания Ясперса, оно лежит в  основе всей его исторической концепции. Он делает акцент на том, что при  всем разнообразии людей, культур, исторических эпох существует нечто важное, что их объединяет. Встречаясь, люди познают себя в другом и самое явление "человек" есть движение к единому.

       Философ предлагает целый ряд фактов, которые, по его мнению свидетельствуют о  существовании такого единства. Ни один из них его до конца не устраивает, но в каждом он находит определенный аспект общего единства:

       • единство человеческой природы, которое  не изменилось на протяжении истории.

       • универсальность - близость религиозных  представлений, форм мышления, орудий и т.п.

       • прогресс - единая линия все возрастающего  обретения человеком нового. Но это  свойство касается лишь знания и умения, а не субстанции человека, его духовных качеств.

       • единство в пространстве и времени. Человечество объединено уже самой  территорией планеты Земля, а также определенными временными границами.

       • существуют и особые виды единения - единство отдельных культур, единство народов в зависимости от языка, происхождения, судьбы, единство религий  в их мировом значении, единство государства. Но эти единства не могут дать представления о целостном феномене единства истории человечества.

       Поскольку фактический материал оказывается  непригодным для выяснения источников такого единства, Ясперс использует другой подход, также довольно известный  в истории человеческой мысли. Он делает попытку определить единство как цель. Он приводит несколько концепций всеобщей истории, в которых отображается стремление исторического знания найти свой смысл, но приходит к выводу, что ни одна из подобных конструкций не дает исчерпывающего ответа на поставленный вопрос.

       Причина такой сложности в освещении  проблемы в том, что использование  каждой из отдельных линий развития, каждой группы фактов о разных единствах - это упрощения, и задача исследователя  состоит в объединении разных аспектов, постижении единства линий и образов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

       Создание  концепции всемирной истории  остается лишь задачей; ее, в частности, и старался решить Ясперс. Созданная  им схема мировой истории, по его  мнению, наиболее отвечает требованиям  открытости, единства и эмпирической реальности.

       Он  старается достичь исторического  единства с помощью определения  общего для человечества осевого  периода. Реальное осевое время - это  воплощение идеальной вехи, вокруг которой двигается объединенное человечество, здесь раскрывается то, что является общим и важным ля всех, взаимосвязь человечества находит свое выражение в безграничной коммуникации.

       Понятие “осевого времени”, введенное Ясперсом,  является у него своеобразной точкой отсчета истории как таковой. Временную “ось мировой истории” он относит к середине первого тысячелетия до нашей эры (между 800 и 200 гг. до н.э.) когда произошел самый резкий поворот в истории – появился тип человека нашего времени.

       Предложенная  схема разрешает лишь определиться с единством предыдущей истории, но единство истории в понимании полного единения человечества никогда не будет завершено. Такое единство, по мнению Ясперса, есть граница истории, ее начало и конец.

       Карл  Ясперс не только характеризует ведущие  периоды развития человечества с  точки зрения реализации духовной и социальной сущности человека, не только делает попытку осмыслить важнейшие тенденции современности, которые дают нам возможность спрогнозировать будущее, но и раскрывает те глубинные сущностные черты истории, которые характеризуют исторический процесс в целом.

       Можно выделить основные положения в концепции  Ясперса:

       ·   мировая история может рассматриваться  и познаваться лишь при условии  признания идеи исторической целостности; концепция “осевого времени” позволяет  высказать суждение о том, что  духовный и интеллектуальный потенциал, накопленный в период “осевого времени” составляет основу человеческой духовности вплоть до сегодняшнего дня;

       ·   историческое познание есть понимание  смысла, поэтому рассмотрение всемирной  истории суть поиск и объективация ее смысловых значений; собственно историческая, единичная данность в осевое время носит всеохватывающий характер – отсюда возможность возникновения во всемирно-историческом смысле параллелизма в целостности культур их расцвет и развитие;  

       ·   если в доосевое время история разворачивалась как история локализованных культурных процессов, то в осевое время она приобретает универсальный и роковой характер;

       ·   в постижении смысла истории огромную роль играют мировые религии, а также  философская вера, связывающие воедино экзистенцию с трансценденцией, ориентирующие сознание и самосознание человека на представлении о Едином или Божественном;

       По  его собственным словами, автор  разработал целостную концепцию  философии истории, направленную на то, чтобы осветить современную ситуацию в границах мировой истории.

Информация о работе Осевая эпоха, как период становления философии