Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:03, доклад
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи
Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон
природного и общественного бытия.
Общая характеристика эпохи 3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5
Эпоха Возрождения и Реформация 8
Социально-философская мысль эпохи Возрождения 10
Натурфилософия эпохи Возрождения 12
Учение Кузанского о безграничности космоса 13
Натурфилософия Джордано Бруно 14
Введение
2
Общая характеристика
эпохи 3
Гуманистическая
мысль эпохи Возрождения 5
Эпоха Возрождения
и Реформация 8
Социально-философская
мысль эпохи Возрождения
10
Натурфилософия
эпохи Возрождения 12
Учение Кузанского
о безграничности космоса 13
Натурфилософия
Джордано Бруно 14
Заключение
15
Литература
16
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи
Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон
природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее
развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса)
XVII вв., приходится
на последние столетия
ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру
голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из
того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья,
можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки
соприкосновения.
Общая характеристика эпохи
Сами деятели Ренессанса
как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее
составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против
варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации,
другой культуры, другого знания.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе
ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд
на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие
индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление
индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало
заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный
правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для
лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и
такому яркому явлению
как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ
мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью
социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как
личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но
как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли
гуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное
культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре
стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для
воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих
древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов.
Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь
Ренессанс и переводится как возрождение).
Особое место в духовной
ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность
философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и
сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание
новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия
особенность философской
мысли Возрождения —
только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено
всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному
существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а
на рубеже XV—XVI
вв. становится общеевропейским явлением.
Гуманистическая мысль эпохи
Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),
употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном
(106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование
человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной
природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему
из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины
стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia
humanitatis» (гуманитарные дисциплины).
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ
Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей,
которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О
невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую
Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой
демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую
ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате
античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету
литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям
замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной
культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия,
намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному
наследию.
Первый гуманист считал, что
содержанием подлинной
стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв
переориентировать философию на этот достойный объект познания.
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного
самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-
разному. Средневековый
человек воспринимался тем
более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он
утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу,
в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть,
требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно
отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к
конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором
огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности
для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а
личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этого подхода может служить, например,
разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты
(1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об
искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и
симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек
способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной
активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит
иго судьбы тот, кто привык подчиняться».
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его
индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно
считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском
сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла
провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него
выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-
то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла
родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная
мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,
важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые
свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение
в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи о
достоинстве человека» помещает его в центр мира:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни
особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по
собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по
своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого
себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико
о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать
тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными
творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению
человека с Богом.
«Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме