Осевая эпоха, как период становления философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:49, контрольная работа

Описание работы

Выдающийся немецкий философ - экзистенциалист, психолог и психиатр, Карл Ясперс (1883-1969) известен своей оригинальной концепцией философии истории.
Термин "философия истории" был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. "Мировая история" 4
ГЛАВА 2. "Современное и будущее" 10
ГЛАВА 3. "Смысл истории" 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Осевая эпоха.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

       Пробуждение духа, считает Ясперс, есть начало бытия общей истории человечества, которое было разделено на локальные культуры. С того времени человечество неуклонно идет этим общим путем. Поэтому установление взаимопонимания, открытости разных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человека. Отсюда вытекает особая роль философии, которая с помощью философской веры открывает смысл и назначение истории и призвана объединять человечество на общих духовных основах. 

       4. Современный этап

       После завершения осевого периода человечество продолжает развиваться, новые народы принимают Большой прорыв и таким образом новая эпоха распространяется почти на весь земной шар. Пути трех эпицентров прорыва расходятся. Индия и Китай в своем развитии повторяют или продолжают свое прошлое, их поступательное движение замедляется. Западная культура индоевропейских народов в этот период начинает играть ведущее значение. Европейцы начинают овладевать миром.

       В связи с определяющей ролью Запада Карл Ясперс уделяет довольно значительное внимание освещению тенденций его развития. По его мнению, ось западной истории есть Христос и именно христианская церковь есть высочайшая форма организации человеческого духа (она вобрала черты предыдущих культур, высокие идеалы).

       Эту мысль нельзя отвергнуть, поскольку христианство, безусловно, осуществило решающее влияние на развитие Западной культуры не только в духовной, но и в политической сфере. Благодаря нему история Запада связана с гуманистической формой сознания.

       Своеобразие Запада определяется многими факторами:

       ·     географическое разнообразие стало  предпосылкой для разнообразия  народов, которые развивались в  Европе.

       ·     идея политической свободы. Впервые  она зарождается в Древней  Греции и является уникальной. Восточная  цивилизация ее не знала;

       ·     рациональность, логика. Способность  к мышлению, рациональному осмыслению действительности характерна для всех людей, но у западных людей она  постоянно преобладает над другими  чертами;

       ·     осознание реальности мира, в котором  утверждает себя человек.

       ·     всеобщее не носит характера догмы, допускаются исключения Западная культура даже в христианстве не была последовательной: великое множество направлений  есть тому доказательство.

       ·     претензия на исключительную истинность религиозных учений, которая порождает усиление напряженности в западном мире, противостояния, которое порождает движение, поиски.

       ·     решительность. Европейская культура не воспринимает полутонов, полурешений, и это тоже толчок для противостояний и поисков.

       ·     разнообразие самобытных индивидуальностей. Ни одна из восточных культур не отмечается таким количеством выдающихся лиц. Западную же историю двигают вперед сильные фигуры.

       Европеец  отличается, но не имеет преимуществ  над другими народами. Вместе с  тем для западной культуры Восток всегда выступал определенной противоположностью, полярностью. Европейцы обращаются к Азии за тем, чего им не хватает.

       Определяющая  роль романо-германских народов - в  создании науки и техники, и тем  самым осуществление прорыва  глобального характера. В частности, в истории Европы второй осью стали 1500-1800 гг (научно-технические и культурные достижения), когда были заложены основания современной культуры.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. "Современное и будущее" 

       Здесь дается анализ развития человечества на последней фазе его существования.

       Очевидно, что принципиально новыми и определяющими  факторами на этом этапе становятся наука и техника, поэтому Ясперс уделяет глубокое внимание раскрытию  всех проблем, положительных и отрицательных  изменений, связанных с возникновением и эволюцией этих феноменов.

       Причины возникновения современной науки, по мнению Ясперса, до конца не раскрыты. В этом отношении можно указать  лишь на ряд социальных условий (технические  потребности, конкуренция, авантюризм и т.п. ), а также выделить мотивы, которые привели к возникновению науки:

       1) неисторические - т.н. воля к власти. Знания объединяет осознание  силы, направленное на практическое  создание и волю к познанию. На самом деле - это воля к  достоверности. Агрессивность не является характерной особенностью науки.

       2) исторические - связанные с библейской  религией : а) религия требует  истинности, поиск которой - важнейшее  для человека дело; б) мир и  все существующее создано Богом,  итак, нет ничего, не достойного  познания; в) действительность преисполнена ужаса для человека. Бог требует познания , но его содержание обвиняет Бога - смелость познания.

       Особенностями современной науки являются ее универсальность (сфера научных интересов - это  весь мир, и не существует вопросов, не достойных рассмотрения), принципиальная незавершенность: ее идея - беспрерывный прогресс (в отличие от ранних наук, целью творцов которых было достижение постоянной, гармоничной, завершенной системы), она стремится обнаружить свои всесторонние связи

       К сожалению, хотя сегодня наука всюду распространена и признана, но по-настоящему она известна немногим. Люди лишь усваивают технические истины, оставаясь вне науки. Вследствие этого возникает т.н. "научный предрассудок": люди ожидают от науки того, чего она осуществить не может, потом разочаровываются и возникает презрение к науке.

       Итак, считает Ясперс, необходимо создать  науку, которая бы четко сознавала  свои границы, вместе с тем познавая то, что можно познать .

       Сегодня эпоха преобразований носит разрушительный характер, по-новому оказывается связь человека и природы, созданная человеком "вторая природа" становится тираном. Дух сводится к способности учиться и создавать полезное.

       Влияние технической эпохи на человека Ясперс раскрывает через анализ такого феномена, как работа. Он подчеркивает, что "от характера работы зависит структура общества и характер жизни людей во всех ее разветвлениях", что работа - это сущностная черта человека, которая создает свой мир. Но в работе присутствует элемент жертвенности, отказа от индивидуальности, и в условиях технизации это приобретает катастрофический характер.

       Причина, в частности, в том, что техника  изменяет характер работы, делает ее механизированной, и потому она из творческого занятия  превращается в конвейєр. Человек, занятый в современном производстве, ощущает себя винтиком одного большого механизма, его роль в обществе будто сводится к успешному выполнению порученной ему операции. Вся энергия идет именно на функционирование в качестве элемента сложной организации технизированого общества, и потому единственные потребности, которые остаются - это отдых и порция адреналина. Все это не может не приводить к катастрофическому духовному обнищанию человечества.

       Ясперс  делает акцент на том, что в большей  мере человечество само виновно в создании такой ситуации, так как не осознает ограниченности техники. А эта ограниченность существует. Прежде всего, техника - всего лишь средство, которое должно надлежащим образом направляться, оно не существует в отдельности от человека. Величие и власть техники проявляется лишь относительно безжизненного, попытки распространения технизации на живое не к чему доброму не приводят. Человечество сейчас зависимо от своих технических достижений, лишенное их, оно окажется в катастрофическом состоянии.

       Итак, техника, в процессе преобразования природы, преобразует и самого человека, но Ясперс не склонен считать ее какой-то непреодолимой силой. Он утверждает, что человечество может защитить свое будущее, создав надежные средства для исправления ситуации, проведя мероприятия по гуманизации и одухотворению работы и т.п..

       Раскрыв вопросы, связанные с наукой и техникой, автор обращается собственно к современной ситуации, которая, по его словам, "представляет собой реальное единство людей на земле". На этом этапе, благодаря последним достижениям человека, планета превратилась на целостный мир, каждая точка которого легко достижима для человека. В связи с этим, отдельнаяя жизнь общин, народов, стран становится фактически невозможной. Все проблемы приобретают глобальное, т.е всечеловеческое звучание, и решение их возможно также лишь путем объединения усилий всего человечества.

       Среди таких проблем Карл Ясперс называет, прежде всего, тот факт, что народы превращаются в массы, воля которых  становится решающим фактором в современном  мире. "Массы возникают там, - считает  он, - где люди лишены своего истинного мира, где ими руководят и заменяют одно одним". Масса лишена собственных признаков, она растворяет в себе отдельных людей, которые теряют свою индивидуальность, другими словами, масса - это пустота. Опасность ее и в том, что она - объект убеждения и принуждения, не знает ответственности. Хорошо известны неконтролируемость толпы, бездуховность "публики" (не признательных слушателей, а именно публики, от своевольной воли которой зависит судьба художников); массы объединяют в себе их негативы и прибавляют свои, становясь символом сегодняшней поры .

       Ясперс  называет возможные пути решения  этой проблемы, такие как одухотворение  масс через воспитание и образование  каждого человека, повышение меры свободы. Но пока эти факторы не срабатывают, происходит катастрофический распад традиционных ценностей, переход от религии к безверию, нигилизму. Вера приходит в упадок, и в этом процессе можно выделить ряд типичных тенденций: мышление, основанное на идеологии, глобальное упрощение (примером являются бесконечные лозунги, псевдонаучные теории), возражения как основа мировоззрения.

       Философ считает, что исчерпывающе осветить все причины и предпосылки  этого явления невозможно, и потому он лишь констатирует, что сегодняшняя  ситуация вместе с глобальным техническим развитием и все возрастающим единством мира отмечается и глубоким духовным и душевным регрессом, опустошенностью как признаком эпохи.

       Историческая  концепция человеческого существования  в его целостности должна включать и будущее, так как отказ от будущего приводит к незавершенности, неправдивости образа прошлого.

       Третий  раздел второй части книги посвящен именно видению философом будущего. Конечно же, с уверенностью говорить что-то относительно будущего мы не можем, и все же, по мнению Ясперса, знания про современное и минувшее (и понимание тех общих тенденций, которые характеризуют историческое развитие в целом) разрешают делать определенные прогнозы. Цель прогнозирования обращена в современность: ведь прогнозирующее историческое мышление определяет наши действия.

       Автор осуществляет небольшой экскурс  в историю, приводит несколько разноплановых  прогнозов, сделанных начиная с 18-го столетия относительно нашей современности  философами и научными работниками. Содержание этих прогнозов - разное; некоторые предусматривают тотальную механизацию общества, господство духовного нигилизма, другие, наоборот, показывают оптимистичные картины будущего на основе научно-технического прогресса, есть ряд прогнозов относительно изменения биологических качеств человека, но более всего внимания уделяет Ясперс тем из них , что предупреждают возможность потери человеком своей сущности, вступление ее в "царство черной злобы, которая не знает гуманности".

       Противостоять угрозам будущего человек может  лишь в борьбе с возможностью зла в мире. "Лишь ответственность за современное разрешает нам ощутить ответственность за будущее".

       Итак, снова имеет место обращение  к современности. На этот раз автор  обращает внимание на, его взгляд, решающие тенденции, которые могут сделать  определенные выводы относительно перспектив человечества. Этими тенденциями являются:

       ·     социализм (как идея справедливой организации  масс),

       ·     единство мира (мирное существование, которое может реализоваться  в форме мировой империи, или  же "мирового порядка"),

       ·     вера (то всеохватывающее начало, которое  должно лечь в основу первых двух).

       Социализм - это универсальная тенденция  общества, направленная на создание такой  организации работы и такого распределения  продуктов работы, которые бы обеспечивали свободу всех людей. Ясперс в целом положительно относится к социализму, но делает акцент на том, что его ведущие положения часто подмениваются своей абсолютизацией, и тогда идея постепенного осуществления справедливого будущего в союзе с демократией, на основе умного и ограниченного планирования, распределения благ, заменяется на коммунизм, который предусматривает быстрый прыжок к "счастливому будущему" через установление диктатуры пролетариата и тотального планирования.

Информация о работе Осевая эпоха, как период становления философии