Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, контрольная работа
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени.
1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы……………… 3-6
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………….. 7-10
3. Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения…………………………………………. 11-15
Список литературы………………………………………. 16
План:
Список
литературы………………………………………. 16
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Имей мужество мыслить самостоятельно! - таков призыв Просвещения. Францию XVIII века характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций.
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Негативное отношение к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий духовенства и аристократии было выражено в вышедших анонимно в 1721 г. « Персидских письмах» Ш.Монтескьё. Антимонархическая и антиклерикальная направленность « Персидских писем» имела шумный успех и способствовала нарастанию просветительского движения.
В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастет в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
● четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей ( Вольтера, Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;
● неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания XVIII в.;
● гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропо - социальной проблематики;
● социально- критическая направленность философских взглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и « улучшения гражданского общества».
Радикализм философии Французского Просвещения определил антиклерикальную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий.
Необходимость решения этой задачи была вызвана тем, что в дореволюционной Франции католическая церковь была одной из самых мощных организаций, располагавших огромными земельными наделами и капиталами. Церковь проявила религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с « еретиками» и « инакомыслящими». Только путем избавления «просвещенного разума» от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Такова была основная мысль появившихся в 1734 г. «Философских писем» Вольтера. Они положили начало острой критике феодально-клериальной религии и деспотизма всей французской религиозной жизни. Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и другие французские просветители. Христианство и католическая церковь, писали они, создают благоприятную среду для духовной тирании, проповедуя зависимость человека от божественного промысла, призывая к смирению и повиновению.
Феодольно-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Обоснование этой концепции было дано Вольтером в трактате «Все в боге», в философской «Поэме о естественном законе», в «Основах философии Ньютона». Одновременно с Вольтером идею «естественной религии» развивал Дени Дидро в своем сочинении «О достаточности естественной религии». Под «естественной религией» французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе». Утверждая независимость моральных категорий добра и зла от Бога, французские просветители приходят в конечном счете к религиозно-моральному космополитизму. Истинная религия разумна и в силу этого космополитична. Её содержанием является универсальная мораль, догмы которой включает немногие, вытекающие из природы, положения. Религия, догматы которой оскорбляют универсальную мораль, ложна и ее применение ведет к дурным последствиям. В преобразованном виде религиозно-моральный космополитизм был впоследствии использован во время Великой Французской революции.
Большое
внимание просветители уделяли
обоснованию
Этот подход
получил название механического
материализма. И это вполне объяснимо,
так как в XVIII в. из всех естественных
наук расцвета и строго научного
обоснования достигла классическая
механика. Ее влияние заметно сказалось
и на философии Французского Просвещения.
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
Центральное
место в философии
Душа, по мнению Ламетри, - это лишенный содержания термин, которым здравый ум обозначает ту часть нашего организма, « которая мыслит». Он подчеркивает зависимость всех способностей души от особой организации мозга и всего тела. Отвергая религиозный дуализм в понимании человека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделенную способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации человека-машины. Организация, писал он, есть главное преимущество человека. Вторым преимуществом является образование и воспитание человека, ибо только воспитание извлекает нас из низкого состояния и возносит в конце концов выше животных.
В отличие от Ламетри Дидро разделял категорию врожденного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека. Человек, согласно Дидро, причастен и добру и злу одновременно. Он наделен страстями, однако может действовать и разумом, управляя при этом своими действиями.
В
работе « Элементы физиологии»
Дидро рассмотрел обширный
естественно-научный материал,
Взгляды французских материалистов на природу человека и его сущность можно представить более системно и наглядно в виде схемы
У французских
просветителей имелись значительные
расхождения во взглядах,
вплоть до противоположных
позиций. Но все-таки в
целом все они были
полярно противоположны миру
официальной практики и идеологии,
едины в той мере, в какой противостояли
господствующим сословиям. Все
они исходили из принципа: если
человек, его личные качества
зависят от окружающей среды,
то и его пороки также являются
результатом влияния этой среды.
Чтобы переделать человека,
освободить его от недостатков,
развить в нем положительные
стороны, необходимо преобразовать
окружающую и прежде всего
общественную среду. Они
занимали одну позицию в
том, что живут в переломное
время, время приближающегося
тождества разума, победы просветительских
идей.
3.Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения.
Философская антропология французских просветителей была тесно связана с их социально-философскими воззрениями. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории. Из этого принципа французские просветители выводили главный идеал « просвещенного правления».
Осуждая жестокий «деспотизм» на троне», Ламетри предлагает пересмотреть принципы социальной жизни людей на просветительских началах – «на весах мудрости и общества». В этом пересмотре главную роль он отводил философии, которая, по его словам, оказывает значительное влияние на общественное благо, являясь «светом разума, законов и гуманности».
Необходимыми «формами общественной связи» Ламетри считал мораль и религию. Вместе с тем он допускал возможность существования безрелигиозного общества, состоящего из атеистов, ибо «добродетель может иметь у атеиста самые глубокие корни, которые часто у набожного человека держатся… на одной нитке»2. В работе «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» Ламетри утверждал, что люди от природы вероломны, коварны, злы и потому дурных людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом ради общества. В связи с этим характерной чертой цивилизации он называет постоянный конфликт между прирожденной « злобностью» людей и добродетелями, которые культивируют общество.