Философия эпохи просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени.

Содержание

1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы……………… 3-6
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………….. 7-10
3. Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения…………………………………………. 11-15
Список литературы………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

философия 2курс.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

План:

  1. Философия  Французского  Просвещения: общая  характеристика и  основные  пробелы………………   3-6
 
  1.  Концепции   человека  и  общества  в   трудах  мыслителей  эпохи   Просвещения………………………………..      7-10
 
 
  1.  Раскройте   социально-философское значение  Французского  Просвещения………………………………………….     11-15
 

     Список   литературы………………………………………. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Философия  Французского   Просвещения:  общая  характеристика  и  основные  пробелы.
 

В  историю  XVIII  век  вошел как   эпоха  Просвещения. Его  родиной  стала Англия,  затем Франция,  Германия  и Россия.  Для   этой  эпохи характерен  девиз:  все должно  предстать перед судом разума!  Обретающее  широкий размах  развитие  науки,  становящейся  достоянием  широких кругов  мыслящих   людей, - вот духовная   атмосфера этого времени.  Такого рода   умонастроения   возникали уже в конце XVII века. Имей  мужество  мыслить   самостоятельно!  - таков  призыв  Просвещения. Францию  XVIII века  характеризуют огромное  количество  идейных исканий,  научных творческих  подвигов  и сотрясающих общество  политических  событий. Просветители  заботились  о распространении просвещения среди народных  масс.  Они боролись  за  то,  чтобы в обществе  не  было  пропасти  между бедными и людьми, утопающими  в роскоши.  В качестве  идеала  они выдвигали принцип   равенства как требование  здравого   смысла. Выдающимися философами   эпохи Просвещения во  Франции являются   Вольтер,  Руссо,  Дидро, Гольбах, Гельвеций.

         Эпоха   Просвещения -  одна  из  самых  ярких  в  развитии  философии  и  культуры  человечества.  Негативное   отношение  к  абсолютистской  монархии,  нравам  господствующих  сословий  духовенства  и  аристократии  было  выражено  в  вышедших  анонимно  в  1721 г.  « Персидских   письмах»  Ш.Монтескьё.  Антимонархическая  и  антиклерикальная  направленность  « Персидских  писем»  имела  шумный  успех  и  способствовала  нарастанию  просветительского  движения. 

   В  40-е  годы  XVIII в.,  когда развитие  естественных  наук,  художественной  литературы,  драматургии,  философии  перерастет  в  обширное  движение   духовной  жизни,  просветительская  мысль   во  Франции  достигает  своего  расцвета. Можно выделить  некоторые отличительные черты философии Французского  Просвещения:

●   четко  выраженная  антиклерикальная  направленность,  доходящая  у  некоторых  просветителей  ( Вольтера,  Дидро, Гольбаха)  до  антитеологической,  богоборческой  и  атеистической;

●  неразрывная  связь  философских  воззрений  просветителей  с  достижениями   естествознания  XVIII в.;

●  гуманистическая ориентация  философии с доминированием  в  ней  антропо - социальной  проблематики;

●  социально- критическая  направленность  философских  взглядов  просветителей  на  изменение  действительности  в  интересах  прогресса и   « улучшения   гражданского  общества».

   Радикализм  философии  Французского  Просвещения   определил  антиклерикальную  направленность  политических,  правовых  и  других  идей  просветителей.  Они  поставили  задачу  освобождения  человеческого  разума  от  догм  католической  ортодоксии,  от  фанатичных  религиозных  суеверий. 

   Необходимость   решения  этой  задачи  была  вызвана  тем,  что в  дореволюционной   Франции   католическая  церковь   была  одной    из  самых  мощных  организаций,  располагавших  огромными  земельными  наделами   и  капиталами.  Церковь  проявила  религиозную  нетерпимость,  беспощадно   расправлялась  с  « еретиками»  и  « инакомыслящими».  Только  путем  избавления  «просвещенного  разума»  от  религиозных  предрассудков  можно  перестроить  общество  на  разумных  началах.  Такова  была  основная  мысль  появившихся  в  1734  г.  «Философских  писем»  Вольтера.  Они    положили  начало  острой  критике  феодально-клериальной   религии  и деспотизма  всей  французской религиозной жизни.  Культ и тиранию   церкви  над   человеческим  разумом осуждали  в своих   произведениях Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и другие  французские просветители.  Христианство  и католическая церковь,  писали  они,  создают благоприятную среду   для духовной  тирании,  проповедуя  зависимость человека  от   божественного   промысла,  призывая  к смирению  и повиновению.

  Феодольно-клерикальным  догмам  и  религиозному  фанатизму   официальной  церкви  французские  просветители  противопоставили   концепцию  «естественной   религии».  Обоснование этой  концепции было  дано  Вольтером в трактате  «Все  в боге»,  в философской «Поэме  о естественном  законе»,  в «Основах  философии   Ньютона».  Одновременно  с Вольтером идею   «естественной   религии»  развивал  Дени  Дидро в своем сочинении «О  достаточности естественной  религии».  Под «естественной религией» французские  просветители  понимали  такую,  которая не   противоречит  человеческой  природе  и  включает   в  себя  общие  всему    человечеству  принципы нравственности. Природа  является  храмом  единого  божества  и  в  ней   господствует   универсальная  мораль:  «Делай  то,  что  ты  хотел  бы,  чтобы  делали  по  отношению к тебе».  Утверждая независимость   моральных категорий добра и зла от  Бога,  французские просветители  приходят   в конечном  счете к религиозно-моральному   космополитизму.  Истинная  религия разумна и в силу  этого    космополитична.  Её  содержанием  является  универсальная   мораль,  догмы  которой  включает  немногие,  вытекающие  из  природы,  положения.  Религия,  догматы  которой  оскорбляют  универсальную  мораль,  ложна  и  ее  применение  ведет  к  дурным  последствиям.  В  преобразованном  виде религиозно-моральный  космополитизм   был  впоследствии  использован  во  время  Великой  Французской  революции.

   Большое   внимание  просветители  уделяли   обоснованию  материалистической  концепции  природы.  Эта   концепция  стала  одной  из  центральных  в  труде   П.А. Гольбаха  «Система  природы».  В  качестве   сущности  и  основы  всех  процессов   природы  Гольбах  называет   материю.  Он  выдвигает  идею  субстанциальности  материи,  ее  неразрывной  связи  с  движением  и   дает  одно  из  первых  определений   материи: материя  есть  все  то,  что  воздействует  каким-нибудь  образом  на  наши  чувства…  материя движется  благодаря собственной энергии,  внутренне присущим  ее  силам и все разнообразие  движения  материи   происходит  от  различия  ее  свойств  и  качеств.  Движение   универсально,   оно  присуще  всем  телам  Вселенной,  оно   укрепляет  и  продлевает  их  существование.  Фундаментальные  положения   о  качественном  многообразии  форм  материи,  об  универсальности  движения  во  Вселенной  Гольбах  формирует  на  основе   достижений  физики  и  химии,  что  вступало  в  противоречие  с  господствующей  в  то  время  механистической  картиной  мира.  Отрицание   случайности  явилось  данью  механическому пониманию мира. Механистический   подход  к пониманию природы и мира  в целом был присущ  и другим  французским просветителям – Ж. Ламетри, К.Гельвецию, Д. Дидро. 

  Этот  подход  получил  название  механического   материализма. И это вполне  объяснимо,  так как в XVIII в.  из  всех  естественных  наук  расцвета  и строго  научного  обоснования достигла  классическая   механика.  Ее  влияние заметно сказалось и на философии Французского  Просвещения.    
 
 
 

2.  Концепции  человека  и  общества  в  трудах  мыслителей  эпохи   Просвещения.

  Центральное   место  в  философии  Французского  Просвещения  занимает  проблема  человека.  Ее  решение было  различным у просветителей-деистов1  ( Вольтера,  Руссо)  и французских  материалистов ( Дидро,  Ламетри,  Гельвеция,  Гольбаха). Ж.Ж. Руссо допускал  бессмертие  души  человека  и загробное воздаяние,  а Вольтер отрицал бессмертие  души  и какое-либо  существование человека  после смерти.  При всех  различиях основным  социально-философским  понятием  французских  просветителей  стало  понятие  « природа  человека».  Человек  рассматривался  ими  как  всецело  физическое,  природное,  материальное  существо.  Поэтому  главным  моментом  философской  антропологии  французских  просветителей  явилось  отрицание  дуалистической  природы  человека  и  утверждение  положения  о  его  материальном  единстве.  Отвергая  теологическое  учение  о  душе,  французские  материалисты  считали,  что  ощущение,  мышление,  « все  способности  души»  всецело   зависят  от  « телесной   субстанции»,  разрушение  которой  ведет  к  прекращению  всей   психической  деятельности  человека.

  Душа,  по  мнению  Ламетри, - это  лишенный  содержания  термин,  которым   здравый  ум  обозначает  ту  часть  нашего  организма,  « которая  мыслит».  Он  подчеркивает  зависимость  всех  способностей  души  от  особой  организации  мозга  и  всего  тела.  Отвергая  религиозный  дуализм  в  понимании  человека,  Ламетри  рассматривает  человека  как  особым  образом организованную  сложную машину,  наделенную   способностями мыслить,  чувствовать,  ощущать.  Он  не  отрицает  и роли  воспитания  в организации  человека-машины. Организация,  писал  он,  есть  главное  преимущество  человека.  Вторым  преимуществом   является  образование  и  воспитание  человека,  ибо  только  воспитание  извлекает  нас  из  низкого  состояния  и  возносит  в  конце  концов  выше  животных.

   В   отличие  от  Ламетри  Дидро  разделял  категорию    врожденного начала  английского  просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим  проявлением   морального  чувства  Дидро  считал  стремление  к  взаимной  любви  и  поддержке,  к  добродетели.  Но  природная  склонность  к  добру  не  исключает,  по  мнению  Дидро,  морального  воспитания,  которое  лишь  укрепляет  естественную  добродетель  и  формирует  нравственные  качества  человека.  Человек,  согласно  Дидро,  причастен  и  добру  и  злу  одновременно.  Он  наделен страстями, однако  может действовать и разумом,  управляя  при  этом   своими  действиями.

   В   работе  « Элементы   физиологии»   Дидро  рассмотрел  обширный  естественно-научный  материал,  который  послужил  ему  основанием  для  вывода  о  естественном  происхождении  жизни, эволюции  животного  мира,  формировании  психики  человека. На  примере Ламетри и Дидро можно   видеть,  что изучение    естественных  наук  в целом оказало   существенное  влияние на  стиль философского  мышления  французских просветителей.  С позиций   умеренного  деизма рассуждал о слабости  и ничтожности человека  Вольтер.   Ограничивая свободу Бога,  он  отстраняет   его от  предопределения человеческой  судьбы.  Человек подчинен  законам природы и в этом  состоит его судьба  и несвобода.  Вольтер считает  человека   общественным  существом,  « социальным  животным»,  которое  испытывает  потребность  в  обществе.  Социальные  свойства,  по  мнению  Вольтера,  есть  основной  признак  человека.         Своеобразное  понимание  сущности  человека  на  основе  материалистического  сенсуализма   выдвинул  К. Гельвеций.  Он  считал, что у  человека  все  сводится  к  ощущениям.  Поэтому  движущими  силами  его  деятельности  и  поведения  являются   физические   удовольствия  и  страдания.  Они  составляют «одно  жизненное   начало,  одушевляющее  человека».   Человек  стремится  получить  удовольствия  и избежать  страданий.

  Взгляды   французских  материалистов   на  природу  человека  и  его сущность  можно представить более системно  и наглядно  в виде  схемы

 

 

      У  французских   просветителей   имелись  значительные  расхождения  во  взглядах,  вплоть  до  противоположных   позиций.  Но  все-таки  в   целом  все  они  были  полярно  противоположны  миру  официальной практики  и идеологии,  едины в той мере,  в какой противостояли господствующим  сословиям.  Все они исходили  из  принципа:  если  человек,  его личные   качества  зависят от  окружающей  среды,  то  и его пороки  также  являются  результатом  влияния  этой  среды. Чтобы  переделать  человека,  освободить  его  от  недостатков,  развить  в  нем  положительные   стороны,  необходимо  преобразовать  окружающую  и  прежде  всего   общественную  среду.  Они   занимали  одну  позицию  в  том,  что  живут  в  переломное  время,  время  приближающегося  тождества  разума,  победы  просветительских  идей. 
     
     
     
     
     
     
     
     

3.Раскройте  социально-философское значение Французского  Просвещения.

       Философская   антропология  французских  просветителей  была  тесно  связана  с  их  социально-философскими  воззрениями.  Выступая   против  теологического  объяснения  общественных  процессов,  они  утверждали  доминирующую  силу  просвещенного  человеческого  разума  в  истории.  Из этого принципа   французские просветители  выводили  главный идеал « просвещенного правления».

       Осуждая   жестокий  «деспотизм»  на  троне»,  Ламетри  предлагает  пересмотреть  принципы  социальной  жизни  людей  на   просветительских  началах – «на  весах мудрости  и   общества».  В этом  пересмотре  главную   роль  он  отводил философии, которая,  по  его словам,  оказывает    значительное  влияние   на  общественное  благо,  являясь «светом разума,  законов и гуманности».

        Необходимыми  «формами   общественной  связи»  Ламетри    считал  мораль  и религию.  Вместе   с тем он  допускал   возможность    существования   безрелигиозного общества,  состоящего  из  атеистов,   ибо «добродетель  может   иметь у атеиста самые глубокие  корни,  которые   часто  у  набожного  человека   держатся…   на  одной  нитке»2. В работе  «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье»  Ламетри утверждал,  что люди    от  природы вероломны,  коварны,  злы и потому  дурных  людей всегда  больше,  чем   добродетельных,  живущих  своим  собственным   благом  ради  общества. В   связи  с  этим  характерной  чертой  цивилизации  он  называет  постоянный  конфликт   между  прирожденной « злобностью»   людей  и  добродетелями,  которые  культивируют  общество.

Информация о работе Философия эпохи просвещения