Неофрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:40, реферат

Описание работы

Неофрейдизм- направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма. В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей роли сексуального либидо и сублимации (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности), представители неофрейдизма считают ведущим фактором межличностные отношения, при которых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно-культурные воздействия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2)реферат.doc

— 183.00 Кб (Скачать)
 

Таким образом, согласно Хорни, самосовершенствование  сопряжено с базовым конфликтом, постоянным беспокойством, которые в конечном счете могут обратиться в невротический страх.

 

В некотором  смысле культурным противодействием базового конфликта может выступить религия, которая создает человеку некую  устойчивую основу, душевное успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе религия уже не имеет почвы для возрождения. Более вероятна возможность самореализации через свое дело, свое призвание. Но современная культура не всегда создает для этого условия.  В частности,  в культуре  Америки культивируется  эгоцентризм, индивидуализм. Такая культура способствует развитию «идеализированного я» в ущерб раскрытию «я реального».

 

IV. Характеристика самоанализа

 

Рассматривая взаимоотношения  человека и культуры, Хорни подчеркивает тот момент, что личность является продуктом культуры, испытывая позитивные и патогенные воздействия. Особое внимание Хорни уделяет негативным аспектам, с той перспективой, чтобы наметить правильную психоаналитическую терапию. Самое большое, что от культуры требуется – чтобы она не мешала нормальному развитию личности. Под нормальным развитием понимается реализация способностей, талантов, чувств. При этом силы и возможности для этого находятся в самом человеке.

 

Люди обращаются к психоаналитику со своими проблемами, чувствуя неспособность справиться с жизнью. Психоанализ не может исправить недостатки цивилизации, но он способен прояснить некоторые противоречия, страхи, слабые места в человеке.

 

Хорни строит свою психотерапию на интеллектуальном и моральном воздействии. Врач должен хорошо чувствовать человека, проникнуться его тревогами и заботами. Помощь психоаналитика сравнима с дружеским участием.

 

Согласно  Хорни, завершиться анализ не может  никогда. Жизнь человека предполагает постоянную борьбу, где психоанализ  выступает одним из способов помощи человеку.

 
 

Гарри Стек Салливан

 

Биография

 

Гарри Стек Салливан (21 февраля 1892, Норидж, Нью-Йорк — 14 января 1949, Париж, Франция) — американский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма.

 

Защитив докторскую диссертацию  в 1917 году, начал свою карьеру как  военный медик в первой мировой  войне. Специализация в области  практической психиатрии стимулировала его интерес к теоретической психологии. С 1923 года он является профессором в университетской Мерилендской медицинской школе, в 30—40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных университетах. В 1948 году он начинает издание двух журналов: "Журнала биологии и патологии" и "Журнала для изучения интерперсональных процессов".

 

Взгляды

 

Свою теорию Салливан назвал "интерперсональной теорией  психиатрии". В ее основе лежат  три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливан модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления: психоанализ и бихевиоризм.

 

Личность человека, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность — это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве — на основе общения с представителями другого пола и т.д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

 

Салливан считал, что  потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливан считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни чело века.

 

Таким образом, эта  потребность в избегании тревоги  становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.

Говоря о "Я-системе", Салливан выделяет три ее структуры: хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливан назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.

 

Исходя из идеи о  приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливан, естественно, уделял большое внимание изучению характера  общения, формированию образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.

 

Хотя Салливан разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей (в частности, потребностей в нежности и избегании тревоги), однако он оспаривал мнение об их врожденном характере, как и о врожденности агрессивного инстинкта. Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.

 

Неудовлетворение  важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем в зависимости от того, какая структура  «Я»-системы более развита —  хорошее «Я» или плохое «Я», —  доминирует тот или иной способ решения  ситуации. Так, при доминировании плохого Я вина чаще всего перекладывается на других. Эти идеи Салливена легли в основу некоторых тестов.

 

Теория Салливана  явилась одной из первых попыток  соединить различные подходы  к пониманию закономерностей  развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливана оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

 
 

Межличностная теория психиатрии

 

Теория межличностных  отношений известна также под  названием социальной психиатрии. Ее автора – Салливана – некоторые ученые относят к неофрейдистам, т. к. его позиция близка идеям Хорни, Фромма . Другие считают ее самостоятельной и оригинальной научой концепцией. Возникновение межличностной теории психиатрии связано с периодом бурного развития корпуса гуманитарного знания: культур, антропологии, социальной психологии, социологии, когда в различных дисциплинах предлагались модели осмысления социальной реальности.

 

Теория не отрицает роли наследственности, но подчеркивает, что специфически человеческие  черты являются продуктом социального  взаимодействия. Все психические  и даже физиологические функции (дыхание, прием пищи, секс) сформированы и преобразованы культурой. Концепция Салливана основана на идее, что человек живет в социальном поле и его проявления направлены на других людей. Субъектом взаимодействия может быть не только реальный собеседник, но и воображаемое лицо, историческая личность  или литературный герой. Личность представляется гипотетической категорией, которая вне анализа ситуации общения превращается в иллюзию. Поэтому Салливан подчеркивал, что единицей научного анализа должна стать межчеловеческая ситуация. Свои исследования он базировал на большой клинической практике. Основные  исследовательские методы: беседа, наблюдение, структурированное интервью.

 

В межличностной теории психиатрии личность  рассматривается  как динамичный центр в серии межчеловеческих полей. В ситуации взаимодействия она оказывается не устойчивой структурой, а точкой, через которую протекают различные  процессы.

 

Человек действует  на основе персонификаций – целостных  образов др. людей и себя, сложившихся  в процессе межличностного общения. Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация окрашена негативно, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положит, персонификация. Персонификации создаются для снижения тревоги, помогают ориентироваться в межличностных отношениях. В то же время они способствуют стереотипизации восприятия и поведения.

 

Салливан рассматривает  человека как гомеостатическую систему, действующую по принципу напряжение-удовлетворение. Личность стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности. Угроза биологическому существованию вызывает страх, угроза безопасности связана с чувством тревоги. Ситуации общения порождают удовлетворение как результат снижения напряжения и чувство безопасности вследствие сохранения взаимоотношений.

Любая форма преобразования энергии: движение, поступок, мысль, чувство, образ, т. е. минимальная единица, имеющая  для индивида психологический смысл, определяется как динамизм. Динамизм обычно связан с определённой частью тела. Он имеет такие звенья, как рецепторное, эффекторное и соединительное. Звенья связаны с удовлетворением основных потребностей.

Человеческое поведение  рассматривается как определённый тип преобразования энергии. Способы  тратить энергию – результат  социального обучения. Основные человеческие  динамизмы (динамизм апатии, агрессии, страха, половой и др.) отличаются по форме. В динамизме объединены индивидуально-своеобразные образцы поведения и реагирования, привычные для индивида. Добавление какой-либо черты может вписаться в динамизм, а может его преобразовать.

 

Особое место в  личности занимает динамизм системы  Эго. Он носит защитный характер и  служит снижению тревоги. Тревога передается ребенку от матери и возникает  на основе личного негативного опыта. Удовлетворение многих потребностей человека из-за нерационального устройства общества создает угрозу и вызывает тревогу. Поэтому в динамизме системы Эго формируется одобряющая и запрещающая части, обеспечивающие приемлемое в данном обществе поведение. Человек бессознательно исключает информацию и собственные потребности, несовместимые с системой Эго. Система Эго изолируется от других частей личностии препятствует ее развитию.

Организация опыта  и функционирование познавательных процессов представлены в трех формах: прототаксиса, паратаксиса и синтаксиса. Прототаксис – это череда отдельных, ограниченных друг от друга ощущений, эмоций, образов. Такой "поток сознания" характерен для младенца, взрослый его переживает в сновидениях, в специфических состояниях созерцания. Паратаксис фиксирует причинные связи событий, происходящих одновременно, но не обязательно находящихся в закономерной связи. На паратаксисе основаны предрассудки. Как и прототаксис, это архаическая форма мышления, обнаруживающаяся также и у животных. Синтаксис – специфически человеческая форма организации опыта, основанная на символичной активности, использовании языка. В ней присутствуют логические связи, общепринятые значения. Развитие в межличностной теории психиатрии рассматривается как динамика персонификаций, формирование познавательных процессов, динамизмов.

 

Идеи Салливана  оказали большое влияние на психиатрию, дальнейшее развитие психоаналитической концепций, гуманистическую психологию.

 
 
 
 

Э́рих Фромм

 

Биография

 

Эрих Фромм –  немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьи работы уже давно признаны классическими. Несмотря на то, что его часто называют главой неофрейдизма, сам он определял свою деятельность как «гуманистический психоанализ», который, по мнению Фромма, наряду с другими науками призван был создать «Гуманистическую Науку о Человеке как основу Прикладной Науки и Прикладного Искусства Социальной Реконструкции».

 

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в Германии, во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Его прадед и дед были раввинами, отец занимался торговлей виноградным вином, а мать происходили из семьи русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Эрих Фромм имел возможность не только получить прекрасное образование в гимназии, но и затем продолжить это образование в лучших университетах Германии, где он специализировался в области социальной психологии. Среди его учителей были Макс Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт.

 

 

В 1922 году Фромм получил  в старейшем немецком университете в Гейдельберге степень доктора  философии. Он увлекается фрейдистским учением и избирает карьеру психоаналитика, в течение года изучает психоанализ  в Берлинском психоаналитическом институте.

Информация о работе Неофрейдизм