Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:40, реферат
Неофрейдизм- направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма. В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей роли сексуального либидо и сублимации (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности), представители неофрейдизма считают ведущим фактором межличностные отношения, при которых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно-культурные воздействия.
Обратный
выбор – по контрасту с родителями
– также чреват сложностями, поскольку
не реализуются бессознательные ожидания.
Причиной
враждебности в браке может быть
предъявление заранее невыполнимых
требований, что может привести к
разочарованию и
Противоречия
брака, согласно Хорни, могут разрешиться
либо через развод, либо через «открытый
брак», где супруги свободны друг перед
другом, сохраняя формальные отношения,
либо через последовательное налаживание
отношений.
III. Неврозы. Культурная обусловленность.
Неофрейдисты предприняли активные попытки объяснения появления неврозов вследствие культурной обусловленности психики, а не биологической (как пытался объяснить неврозы Фрейд). Такому объяснению способствовало смешение национальностей в середине XX века, приводивших к межкультурным проблемам и неврозам.
Хорни обнаружила трудности, связанные с социальной адаптацией, с несоответствием культурных норм, что приводило к психическим отклонениям. Главной причиной неврозов было то, что человек не мог реализоваться в данном обществе, и эти симптомы не всегда зависели от вытесненных инстинктов или детских переживаний.
Фрейд полагал человеческую природу как биологическую, одинаковую и неизменную у всех людей. На основании этой единой природы культура постепенно развивается по принципу целесообразности. Для Хорни человеческая природа более сложна. С одной стороны, деятельность людей определена инстинктами, которые усмиряются воспитанием и нравственными законами. С другой стороны, важно отметить раздвоение сущности человека на «хорошее» и «плохое». Хорошее последовательно побеждает с помощью позитивных жизненных установок. Другой важный момент человеческой природы – творческие способности людей. Потенциально человек может самореализоваться, если сумеет правильно понять себя и раскрыть свои возможности. В этом смысле задача психоаналитика – помочь личности самореализоваться.
Хорни раскрывает влияние культуры на природу человека. Культура не позволяет полностью раскрыться природе человека, но создает условия для самораскрытия, поэтому культурные факторы следует считать относительными.
У Фрейда эдипов комплекс считается сущностной причиной неврозов. У Хорни сам эдипов комплекс есть порождение неврозов. Развивая эту мысль, Хорни снимает зависимость взрослого от детского опыта.
Хорни определила невроз как отклонение от нормы, вызывающее у человека чувство вины, страха, неполноценности, что снижает продуктивность личности. Нарушаются общественные связи, не достигаются намеченные цели. Но когда речь идет об отклонении, то следует определить, относительно каких норм это происходит. Что признать за точку отсчета и какой аспект норм выделить? Хорни отмечает культурный аспект как наиболее важный. Неврозы возникают под воздействием культурного давления. Но культурные нормы в разных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в одной культуре, невозможно для другой. То есть о нормах следует говорить применительно к конкретной культуре или социальному статусу. Невроз есть индивидуальный способ приспособления к культуре. Для невротической личности существует проблема выбора. Несложная ситуация выбора из двух вещей может вызвать волну бурных переживаний и неспособность определиться (например, выбор одежды для встречи с начальником). У нормального человека внутренние конфликты быстро решаются и не оставляют осадка в душе.
Фрейд связывал появление
невроза с подавлением
Хорни отмечает факты отчуждения детей и взрослых в европейской и американской культурах, при этом принимая позицию детей. Ребенок беззащитен. Он испытывает чувство собственной вины, появляется страх перед враждебным обществом вокруг него. Возникает опасение и недоверие к миру взрослых. Мир детства не так безоблачен, как он существует в традиционном представлении. Надежды ребенка на добро и любовь часто обманываются, а уязвимая психика и повышенная чувствительность оставляет глубокие отпечатки в сознании детей, воздействуя на становление личности и развитие её в последующем. Детские страхи проявляются в любом возрасте. Жизненные тревоги и опасности, связанные с экономической и социальной неустойчивостью, накладываются на эту бессознательную основу, усугубляя прежние страхи и вызывая неврозы у взрослого человека.
Главной причиной неврозов, по Хорни, являются противоречия самой культуры, конфликт систем ценностей.
В рамках одной культуры ценности согласованы, не вызывая проблемы выбора. Столкновение ценностей происходит лишь при взаимодействии разных культурных традиций, например, буржуазной и христианской, что очень характерно для современных развитых обществ. Это порождает конфликты. Также неврозы угрожают тем, кто меняет культурную обстановку (переселенцы). Адаптация к новым культурным формам создает ряд психических проблем.
Невроз создает опасность тем, кто продвигается в социальном плане, резко меняя свою собственную среду, так как в этом случае существенно меняется система ценностей различных социальных прослоек.
Невроз – следствие противоречий культуры, которые воздействуют на каждого человека, но здоровые люди легче переносят их влияние, справляясь с трудностями жизни. Невротик не может вынести груз культурного давления.
Хорни старается избегать выработки рецептов лечения людей. Она признает естественный характер трагизма человеческого бытия, но при этом оставляет за человеком возможность быть счастливым.
Важной философской мыслью Хорни является понимание двойственности человеческой природы: стремление к счастью и одновременно невыполнимость в полной мере этого стремления, в силу ограниченности человека, его зависимости от трагических моментов в мире. И даже при отсутствии конкретных страданий остаются болезнь, увядание, смерть.
Спокойное состояние человека нельзя считать нормой. Переживание страданий естественно. Конфликты являются составляющей частью жизни человека. В этой связи Хорни выводит понятие «базовой тревоги». Состояние тревоги является нормой для человека, или по-другому: состояние покоя не является нормой. Ряд выдающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывали с развитым человеком чувство беспокойства, неудовлетворенности. Более того, по большому счету человек никогда не сможет удовлетвориться и успокоиться – развитый человек обречен на вечное искание. Для Кьеркегора страх и отчаяние более естественны, чем удовлетворение и покой. Экзистенциалисты говорят, что человек обречен на свободу, и его жизнь – постоянная тревога, имеющая естественный характер.
Вообще для XX века свойственно беспокойство, чувство неуверенности и психической напряженности, охватывающей широкие массы. Неуверенность просачивается во все сферы жизни. В этом заключена идея «базовой тревоги». Тревога отличается от страха неясностью причин, непонятностью ситуации.
Хорни полагает, что поскольку установки личности соответствуют культурным ценностям, то причину тревожности следует искать в культуре. Чем выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство от тревог заставляет человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу, «наркотизироваться» в прямом и переносном смыслах.
То есть очевидно,
что в современных условиях определенный
уровень тревожности неизбежен.
Выход из этого – привычка. Многое
зависит от правильного воспитания.
Важно научиться правильно
В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В значительной степени базовая тревога обусловлена детскими страхами. Поэтому момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.
Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в обществе, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что становится типичным для нашего времени.
Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения, социальными контактами. Здоровые люди невротизируются в ситуации неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае благоприятных контактов. У каждого человека есть определенного уровня потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других), которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.
Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причем невротик не сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от конфликта, создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы.
Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа себя, вымышленного представления о себе, улучшающего свой взгляд на себя самого. Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным, а не реальным. Невротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше он верит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь усугубляет невроз.
Чем выше идеалы культуры, в которой живет человек, тем больше людей, их не достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и общество. Идеализированное «я» вступает в конфликт с социумом. В этой связи важна психоаналитическая терапия, помогающая раскрыть реальное «я» человека. В понятие психотерапия входит и самоанализ в том числе. Невротику следует самому активно работать над собой, следуя наставлениям врача. Иногда для этого приходится менять образ жизни, работу, отношения с людьми.
Фрейд считал причиной невротизма подавление культурой природного начала в человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно навязывает человеку некоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.
Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно оценить свои силы, сделать нужный выбор. Человек «не дотягивает» до уровня культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за свой невроз. И разрушение иллюзорного «я» является важнейшим шагом на пути устранения невроза.
Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же, напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. «Поднимаясь» высоко, невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать. Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а не разъединять людей.
Хорни выделяет четыре невротических черты личности. Во-первых, это желание добиться любви, одобрения других. В этом случае невротик тратит много усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам человек сомневается в своей правоте. Здесь может проявиться обратный эффект: человек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но это вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других.
Другая черта невротика – стремление к власти. Стремление к власти у невротика возникает на основе страха, чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боится обнаружения этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во всем. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные отношения.
В-третьих, невротической личности свойственен невротический уход. Стремление к независимости от других, подчеркнутое безразличие к тем оценкам, которые дают его поступкам.
В-четвертых, - невротическая уступчивость. Неуверенность провоцирует принятие чужого мнения. Человек уступает внешнему давлению. Подчиняется, если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.