Фрейдизм и неофрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа, который назван так по имени Зигмунда Фрейда - австрийского врача-невропатолога и психиатра. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, однако позднее отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованиюВплоть до 1910 года, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, научный мир игнорировал это направление.

Работа содержит 1 файл

ФРЕЙД.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

 
ВВЕДЕНИЕ

     Фрейдизм - название теории и метода психоанализа, который назван так по имени Зигмунда Фрейда - австрийского врача-невропатолога  и психиатра. Первоначально Фрейд  занимался физиологическими исследованиями, однако позднее отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. Переломной датой  для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованиюВплоть до 1910 года, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, научный мир игнорировал это направление. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отделился ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда. Неофрейдисты сохраняют нетронутой основную идеалистическую линию Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых других методологически несущественных особенностей классического фрейдизма

     Фрейдистская  концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и  особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние  фрейдизм имеет сейчас в неврологии и психиатрии. Многие из воззрений  Фрейда, являются общепризнанными, другие широко дискутируются, некоторые критикуются  и являются не менее актуальными  на сегодняшний день, чем они были при его жизни.  Те, кто хочет  изучать душевную жизнь человека или попытаться понять других людей, должны руководствоваться основным утверждением Фрейда, что этого можно достичь, изучая свою собственную внутреннюю жизнь.

     И фрейдизм и неофрейдизм оперировали  общими основными понятиями, признавая, что сознательное – это лишь небольшая  часть психики. Бессознательное  и предсознательное представляют собой  другие компоненты сознания, менее  раскрытые и изученные. Неофрейдизм  наряду с рассмотрением бессознательных  процессов, обращает большое внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Опыт раннего  детства оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека.

     В спорах вокруг учений Зигмунда Фрейда обсуждаются следующие основные пункты: научность используемых им понятий, реальный лечебный эффект психоаналитической терапии, а также долгосрочные влияния  фрейдизма на общество. Последние  полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.

 

     

1. Основные концепции  фрейдизма и неофрейдизма

     1.1. Классический психоанализ  З.Фрейда

     Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

     Исходя  из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

     психоанализ - как метод психотерапии;

     психоанализ - как метод изучения психологии личности;

     психоанализ - как система научных знаний о  мировоззрении, психологии, философии.

     В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

     Оно (ид) – Это структура личности. Ид выражается в бессознательном  и является энергетической основой  личности. В нем содержатся те врожденные бессознательные инстинкты, которые  стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.

     Я (эго) – следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Важнейшей функцией Эго  Фрейд считал самосохранение, а также  приобретение средств, которые позволяли  бы осуществлять одновременную адаптацию  к воздействиям со стороны Ид и  к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию  задержки инстинктивной разрядки и  ее контроля и осуществляет ее с  помощью защитных механизмов.

     Особое  значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных  и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен  генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

     Сублимация  – механизм, который позволяет  превратить энергию подавленных  сексуальных побуждений в другие культурные виды деятельности.

     Учение  Фрейда прославилось тем, что проникло в само бессознательное. Фрейд полагал, что сам человек не представляет себе прозрачную картину устройства своего внутреннего мира. Для представления  данной картины следует вспомнить  метод "свободных ассоциаций" Фрейда. Бессознательное содержит 2 вида влечения: сексуальные инстинкты либидо, т.е. энергия знающая лишь принцип удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается, и влечение к самой жизни. Подавленное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Именно это и является психоанализом.

       Главная идея о том, что на  повседневное поведение человека  влияют неосознанные мотивы, рассмотренные  Фрейдом в книге "Психопатология  обыденной жизни". Раньше было принято считать, что оговорки и описки являются случайными и объясняются слабостью памяти. По Фрейду же нет ничего случайного в психических реакциях человека нет, всё обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" шутки являются разрядкой напряжения, созданного граничениями, которые наложены на человека на человека социальными нормами.

     Далее следует рассмотреть «Трех очерка по теории сексуальности». Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс. Это некая формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

     Сам по себе фрейдизм это общее название школ, которые пытались объяснить  с помощью учений З.Фрейда явления  относящиеся к человеку и обществу в целом. Представителями фрейдизма являются К-Г.Юнг и И.А.Адлер.

     Карл-Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский врач, психолог и философ. В течение ряда лет  Юнг работал вместе с Фрейдом  как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии  психоанализа. Вместе с Фрейдом они  посетили Америку, создав там международную  психоаналитическую организацию, однако, вскоре после их триумфального завоевания Америки, Юнг и Фрейд разошлись  в своих взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные  формы адаптации человека к окружающему  его миру социума.

     Анализируя  бессознательное, Г. Юнг считает  неправомерным все психические  импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, трактовать либидо лишь как энергию  влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей программной  работе "Метаморфозы и символы  либидо" (1912 г.). Юнг называет либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд  сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности, более  того, либидо может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к репродукции в сознании человека целого ряда архаических образов  и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей  в еще дописьменные эпохи. На этой основе создается знаменитая культурологическая концепция Г. Юнга, связанная с  пониманием бессознательного как коллективного  и безличного, в первую очередь, а  уж затем субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное находится  в основе архетипов культуры, которые  нельзя описать, осмыслить и адекватно  отразить в языковых формах.) В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.

     Альфред Адлер (1870-1937) – австрийский врач-психиатр, психолог, основатель индивидуальной психологии, в которой впервые  возникло понятие «чувство неполноценности». Разработал новые эффективные методы психотерапии. Утверждал, что каждый человек стремиться компенсировать свои физические недостатки и обусловленное  ими чувство неполноценности  своим нестандартным поведением. Если подобная психологическая компенсация  не срабатывает, то возникает невроз, функциональное расстройство психики. Выдвинул тезис о первичности  инстинкта агрессивности в человеке и о подчиненности этому инстинкту  всех человеческих влечений. Отводил  сексуальности чисто символическую  роль, считая, что сексуальность  лишь порождает стремление в человеке преодолеть в себе чувство ущербности. В теории индивидуальной психологии Адлера утверждается, что стремление к совершенству, как основная цель жизни, может легко породить чувства  превосходства перед другими. На психику человека влияет его мнение о себе и об окружающем его мире.

     Основными тезисами, по которым можно отличить фрейдизм являются:

  1. Человек по своей природе эгоистичен и в основе всех его поступках лежат подавленные сексуальные желания.
  2. Невроз возникает вследствие невозможности удовлетворить свои сексуальные желания.
  3. Наши сновидения и оговорки носят так же сексуальное значение.
  4. Все дети проходят так называемый «комплекс Эдипа».

 

      Многие исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам.

     Другие  исследователи считают, что некоторые  философские идеи вполне могли оказать  воздействие на становление различных  психоаналитических концепций. Среди  философов, размышления которых  о человеке дали толчок к формированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.

     Важно отметить, что далеко не все теоретики  разделяют некогда созданный  и ныне поддерживаемый миф об исключительно  естественнонаучных предпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением  распространенных в конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных дисциплин. В этом отношении можно согласиться с высказыванием С. Цвейга: "Фрейд исходит из медицины не в большей степени, чем Паскаль из математики и Ницше из древнеклассической филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности".

Информация о работе Фрейдизм и неофрейдизм