Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:27, реферат
Неофрейдизм. Фрейда окружало множество учеников и у его теории существует огромное количество последователей. Наиболее самобытным представителем фрейдизма был К.Юнг (1875 - 1961) создавший собственное направления.
Неофрейдизм.
Фрейда окружало множество учеников и
у его теории существует огромное количество
последователей. Наиболее самобытным
представителем фрейдизма был К.Юнг (1875
- 1961) создавший собственное направления.
По выражению К.Юнга последователи Фрейда
учились у своего «отца» не тому что он
наставлял, а тому, что он делал. Неудовлетворенность
психоаналитическими методами и необходимость
пересмотра ряда постулатов ортодоксального
фрейдизма привели его ближайших последователей
к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву
с психоанализом.
Первым нововведением Юнга было понятие
о «коллективном бессознательном». Если
по Фрейду, в бессознательную психику
индивида могут войти явления, вытесненные
из сознания, то Юнг считал ее насыщенной
формами, которые ни в коем случае не могут
быть индивидуально приобретенными, но
являются даром далеких предков. Анализ
позволяет «нащупать» этот дар, образуемый
несколькими потаенными психическими
структурами, которые Юнг назвал архетипами.
Архетипы действуют в человеке инстинктивно.
Архетип - это общечеловеческое основание
душевной жизни индивидов, наследуемое,
а не формирующееся на базе индивидуального
опыта.
Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе
учения о коллективном бессознательном.
Он проводит четкое разделение между индивидуальным
и коллективным бессознательным. Индивидуальное
бессознательное отражает личностный
опыт отдельного человека и состоит из
переживаний, которые когда-то были сознательными,
но утратили свой сознательный характер
в силу забвения или подавления. Коллективное
бессознательное - это общечеловеческий
опыт, характерный для всех рас и народов.
Оно представляет собой скрытые следы
памяти человеческого прошлого, а также
дочеловеческое животное состояние. Оно
зафиксировано в мифологии, народном эпосе,
религиозных верованиях и проявляется,
то есть выходит на поверхность, у современных
людей через сновидения. Поэтому для Юнга
главным показателем действия бессознательного
являются сновидения и психоаналитическая
деятельность.
Утверждая, что «теория сексуальности
чрезвычайно важна для меня и в личностном,
и в философском смысле» Юнг, тем не менее,
отрицает ее, как единственное выражение
психической целостности личности и приводит
многочисленные примеры «неврозов, в которых
проблема сексуальности играла подчиненную
роль, а на передний план выходили другие
факторы, например, проблема социальной
адаптации, давление трагических обстоятельств
жизни, соображений престижа и т.д.»
В конце 30-х годов возник неофрейдизм,
соединивший психоанализ Фрейда с социологическими
теориями. Подвергнув критике, ряд положений
классического психоанализа в толковании
внутрипсихических процессов, но, оставив
важнейшие его концепции (иррациональные
мотивы человеческой деятельности, изначально
присущие каждому индивиду), представители
неофрейдизма перенесли центр тяжести
на исследование межличностных отношений.
Это сделано в стремлении ответить на
вопросы о человеческом существовании,
о том, как человек должен жить и что должен
делать. Причиной неврозов у человека
они считают тревогу, зарождающуюся еще
у ребенка при столкновении с исходно
враждебным ему миром и усиливающуюся
при недостатке любви и внимания. Позже
такой причиной становится невозможность
для индивида достичь гармонии с социальной
структурой современного общества, которое
формирует у человека чувство одиночества,
оторванности от окружающих, отчуждение.
Именно общество рассматривается как
источник всеобщего отчуждения и признается
враждебным коренным тенденциям развития
личности и трансформации ее жизненных
ценностей и идеалов. Через исцеление
индивида может и должно произойти исцеление
всего общества. К числу наиболее известных
представителей неофрейдизма относятся
Карен Хорни (1885 - 1953), Эрих Фром (1900 - 1980),
В.Райх (1897 - 1957), Г.Маркузе (1898 - 1979) и др.
Ведущим представителем неофрейдизма
был Эрих Фромм. Значительную роль в формировании
взглядов Фромма сыграло то, что в 1929 -
1932 гг. он был сотрудником Института социальных
исследований во Франкфурте-на-Майне,
где в те годы складывалась Франкфуртская
школа (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе).
Фромм принимает ту интерпретацию марксизма,
которая сложилась в этой школе, стремясь
синтезировать идеи «молодого Маркса»
с психоанализом и другими современными
философскими течениями (экзистенциализм,
философской антропологией и др.). Он считал,
что в личности нет ничего прирожденного.
Все ее психические проявления - это следствие
погруженности личности в различные социальные
Среды. Однако, в отличии от марксизма,
Фромм выводит характер формирования
того или иного типа личности не из прямого
воздействия социальной Среды, а из двойственности
человеческого существования: «экзистенциальной»
и «исторической». К экзистенциальной
составляющей человеческого бытия он
относит два факта:
- человек, по его словам, изначально находится
между жизнью и смертью, «он брошен в этом
мире в случайном месте и времени» и «выбирается
из него опять же случайно»,
- существует противоречие между тем, что
каждое человеческое существо является
носителем всех заложенных в нем потенций,
но не может реализовать их в результате
кратковременности своего существования.
Человек не может избежать этих противоречий,
но реагирует на них различными способами,
соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют
исторические противоречия. Они не являются
необходимой частью человеческого существования,
а создаются и разрешаются человеком или
в процессе его собственной жизни, или
в последующие периоды истории. Устранение
исторических противоречий Фромм связывал
с созданием нового гуманистического
общества. В книге «Революция надежды»
(1968) Фромм излагает свои представления
о путях гуманизации современного общества.
Он возлагал большие надежды на введение
«гуманистического планирования», «активизацию
индивида путем замещения методов «отчужденной
бюрократии» методами «гуманистического
управления», изменения способа потребления
в направлении увеличения «активации»
человека и устранения его пассивности,
распространения новых форм психодуховной
ориентации», которые должны быть «эквивалентами
религиозных систем прошлого». Одновременно
Фромм выдвигает идею создания небольших
общностей, в которых люди должны иметь
свою собственную культуру, стиль жизни,
манеру поведения, основанную на общих
«психодуховных ориентациях», напоминающих
результаты и символы церковной жизни.Показательна
для неофрейдизма общая концепция межличностных
отношений, которую развивает Салливан:
в психике нет ничего, кроме отношений
к другим лицам и объектам или смены межличностных
ситуаций. Существование личности как
таковой рассматривается как миф или иллюзия,
а личность - лишь как сумма отношений
между искажёнными или фантастическими
образами ("персонификациями"), возникающими
в процессе социального общения.Неофрейдизм
не представляет собой единого целого.
Если Салливан без остатка растворяет
индивида в межличностной среде, то Хорни
признаёт в человеке известную возможность
самодвижения ("стремление к самореализации"),
Фромм порывает с позитивистскими установками,
сохранившимися ещё у Хорни и Салливана,
развивая социально-критическую антропологическую
теорию и превращая неофрейдизм в теорию
утопического "коммунитарного социализма".
В работах М. Мид, Кардинера и др. Неофрейдизм
объединяется с культур-антропологией,
нередко приводя к идеям культурного релятивизма,
психологической несоизмеримости отдельных
культур.Проблемы психопатологии получили
в неофрейдизме наибольшее развитие у
Хорни. Рассматривая иррациональность
невроза как отражение иррациональных
аспектов общества, Хорни считает движущей
силой невроза состояние "основного
страха", порожденного враждебной средой.
Как реакция на страх возникают различные
защитные механизмы: рационализация, или
преобразование невротического страха
в рациональный страх перед внешней опасностью,
всегда несоразмерно преувеличиваемой;
подавление страха, при котором он замещается
другими симптомами; "наркотизация"
страха - прямая (с помощью алкоголя) или
переносная в виде бурной внешней деятельности
и т.п.; бегство от ситуаций, вызывающих
страх. Эти средства защиты порождают
четыре "великих невроза нашего времени":
невроз привязанности - поиски любви и
одобрения любой ценой; невроз власти
- погоня за властью, престижем и обладанием;
невроз покорности (конформизм автомата)
и, наконец, неврозоизоляция, или бегство
от общества. Но эти иррациональные способы
решения конфликтов лишь углубляют, по
Хорни, самоотчуждение личности. Цель
психотерапии неофрейдизма видит в выявлении
дефектов в системе социальных связей
пациента для лучшей адаптации его к существующему
образу жизни.
Неофрейдизм оказал значительное влияние на работы так называемой чикагской группы психоаналитиков (Ф. Александер, Т. Френч и др.), а также на социологические исследования на Западе.