Неофрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:40, реферат

Описание работы

Неофрейдизм- направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма. В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей роли сексуального либидо и сублимации (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности), представители неофрейдизма считают ведущим фактором межличностные отношения, при которых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно-культурные воздействия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2)реферат.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Неофрейдизм- направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма. В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей роли сексуального либидо и сублимации (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности), представители неофрейдизма считают ведущим фактором межличностные отношения, при которых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно-культурные воздействия. 

Основателями неофрейдизма стали Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Эрих Фромм и Абрам Кардинер 

Карен Хорни 

Биография 

Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен — норвежец, принявший немецкое гражданство, — служил капитаном на трансокеанском лайнере. Мать - Клотильда ван Розелен, по происхождению голландка. Родители Карен были разительно непохожи друг на друга. Коренные различия в характерах и мировоззрении привели впоследствии к распаду семьи и серьезно сказались на становлении личности дочери.  

Среднее образование  Карен получила в частной приходской школе, куда была отдана по настоянию отца. Строгое религиозное воспитание не нашло отклика в душе девушки, и уже к 17 годам Карен склонилась к атеизму и скептицизму.Она обладала ярким умом, тягой к знаниям и сильным стремлением к самоутверждению.  

Желание заниматься медициной  появилось у нее еще в двенадцатилетнем возрасте. Окончив гамбургскую женскую реальную гимназию, она посвятила себя медицине, получив высшее медицинское образование в университетах Фрейбурга, Геттингена и Берлина. В 1909 г., еще будучи студенткой, она вышла замуж за Оскара Хорни, изучавшего в ту пору политические и экономические науки. У них родились три дочери. 

Получив в 1911 г. степень  доктора медицины, Хорни стала  работать в различных медицинских  учреждениях Берлина, в частности  в психиатрической клинике Карла Бонхофера. Ее докторская диссертация называлась «Посттравматические психозы» и была посвящена вопросу о том, какую роль органические и психологические факторы играют в возникновении болезненных психических симптомов. Именно этот вопрос был, по сути, центральным в развернувшейся в те годы дискуссии о клиническом применении психоанализа. 

Впервые Хорни обратилась к психоанализу в качестве пациентки  в связи с обострением в 1911 г. депрессии и тревожности. Эти  симптомы возникли как следствие  глубоких переживаний, вызванных смертью матери. Свою роль сыграли и двойственное отношение к отцу, и внутреннее противоречие между карьерой и домом, и накапливавшиеся проблемы в супружеских отношениях.

год.

С 1919г.Хорни вела собственную практику и активно сотрудничала в Берлинском психоаналитическом институте, сначала как лектор (преимущественно по теме женской психологии), затем как клинический аналитик, позднее как аналитик-куратор. 

В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в возникновении неврозов. В своей второй книге - «Пути психоанализа» — Хорни фактически провозгласила собственный подход к душевной жизни человека, связанный с критической переоценкой постулатов фрейдизма. На этой почве ею совместно с Э. Фроммом, Г. Салливеном и др. в 1941 г. была основана новая Ассоциация развития психоанализа. При Ассоциации был создан Американский институт психоанализа, Хорни стала его деканом. Ею также был основан печатный орган Ассоциации — «Американский журнал психоанализа», главным редактором которого она была до конца жизни. 

До самой смерти Карен Хорни демонстрировала  исключительную активность как практикующий психотерапевт, преподаватель, лектор, автор множества публикаций. В  ноябре 1952 г. произошло обострение поздно диагностированного ракового заболевания; 4 декабря 1952 г. Карен Хорни умерла.  

Люди, общавшиеся с  ней, вспоминают не только ее неотразимое  обаяние, но и бросавшуюся в глаза  противоречивость ее натуры. Хорни  легко заводила друзей, но столь же легко и ссорилась с ними. Мало кто мог похвастаться долгими доверительными отношениями с нею. Как профессионал, она обладала исключительной способностью вживаться в чувства других людей, однако в личном общении отличалась отчужденностью, даже холодностью. Она никогда не стремилась к вершинам карьеры и вообще к лидерству, дорожа, однако, влиянием, оказываемым на своих коллег, которым добровольно уступала формальные преимущества. 

После смерти Хорни  ее последователи распространили ее теорию на более широкий спектр психологических проблем, не ограничивающийся трактовкой неврозов. Ее идеи о необходимости реализации человеком своего внутреннего потенциала получили дальнейшее развитие во многих психологических концепциях. 

Философия 

Карен Хорни (1885-1952) в философско-психологической мысли XX века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. 

I. Неофрейдизм К.Хорни. Полемика с Фрейдом. 

Социо-культурная ориентация Хорни вызывала разногласия  с фрейдистами. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса(понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.) и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурных условий в развитии личности и её неврозов. 

В своей психоаналитической практике Хорни во многом сохраняла  технику Фрейда, с её рационализмом  и дистанцией между врачом и пациентом. Но нельзя не отметить ряд существенных различий во взглядах этих психологов, имеющих мировоззренческий характер. Фрейд подчеркивал негативные стороны человеческой природы, мало учитывая моральные и интеллектуальные аспекты. Человеком движет не стремление к самосовершенствованию, а  стремление  к  удовольствию. Духовный и нравственный прогресс обусловлен действиями инстинктов, адаптацией к среде, давлением социальных норм. Сфера творчества и морали – сублимация природных позывов человека. 

Природу человека Фрейд определял эгоистичной  и агрессивной, а доброта выступает  лишь как сдерживающее начало этой агрессивности. Хорни выступает против этой установки, признавая за искренней добротой и щедростью естественный характер, наряду с естественностью эгоизма и агрессивности. 

Фрейд видел  причины неврозов взрослого человека в установках, возникших в детстве. Он полагал, что ничего принципиально нового не может развиться в человеке после пяти лет. Все последующие тревоги лишь воспроизводят первую, возникшую однажды в детстве.

Хорни подвергла  критике ориентацию Фрейда на детское  и патологическое, отвергла универсальность эдипова комплекса, сексуальную теорию неврозов, идеи женской неполноценности и непреходящего конфликта между природой и культурой.  

Фрейд подчеркивал  природное начало в человеке. Хорни  – социальное. 

Фрейд не допускал, что  человеческие общества могут существенно  отличаться  друг  от друга:  то, что считается в одном обществе неврозом, в другом выглядит как ценное качество характера. 

Хорни приступила к  обновлению психоанализа в контексте  новых научных данных. Открытия в  этнографии, социологии, истории приводили к выводу о множественности и разнообразии культур, при том, что человеческая природа в разных культурах оставалась единой. 

Следовательно, особенности личности, черты коллективной психологии и типы неврозов зависят, главным образом, от культуры, её ценностей и противоречий. Учитывая последние изменения, Хорни небезосновательно полагала, что учение Фрейда является несколько устаревшим, механистическим, обездушенным. 

Фрейд предостерегал  от оценочных суждений в психоанализе, от моральных оценок. Хорни придерживалась иной точки зрения: психолог не машина, не физик, работающий с бездушной материей, поэтому моральные суждения неизбежны. 

Хорни верила в способность человека развивать  себя, владеть своими силами, верила в доброту и бескорыстие человека. Негативные качества вырабатываются у людей вследствие неблагоприятной социально-экономической обстановки, в определенном типе общества. 

Таким образом, «отступничество» Хорни от ортодоксальной линии фрейдизма было обусловлено  назревшей потребностью обновления этого учения на данном временном этапе. 

II. Психология полов в учении К. Хорни 

Данная тема является одной из центральных в учении К. Хорни. Она считала крайне важным и актуальным исследование специфики  мужской и женской психологии, противостояния полов, брачных отношений. Хорни предприняла  попытку  доказать  психическое равноправие мужчин и женщин, в противоположность позиции Фрейда, который видел причины женской пассивности, подражательности, эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве зависти, стремлении стать мужчиной. 

Хорни признавала ситуацию «эдипова комплекса», но лишь как частный, не исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились  к комплексу проблем, но не к одной  только. 

Рассматривая гендерные (культурно-обусловленные) половые отношения, Хорни выделяет ряд моментов. Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится, жертвует собой. Но восхищение женщиной соседствует с завистью тому, что сам мужчина не может (например, деторождение). Эти комплексы компенсируются «рождением» государственных систем, религий, искусства. Это накладывает отпечаток на всю культуру, которая приобретает мужской оттенок. Другой компенсатор комплексов – ущемление женщин,  что зачастую закрепляется юридически. Слабая защита законом материнства. 

Часто отношение  мужчины к женщине ассоциируется  со страхом смерти: кто способен дать жизнь, тот вправе её отобрать. Мужчина испытывает страх перед  женщиной, как сексуальным существом, так как женщина отбирает у  него силу во время контактов. Сексуальность женщины больше страшит, чем привлекает мужчину, который опасается оказаться несостоятельным или как-то унизиться перед ней.  

Он предпочел  бы находить в женщине просто сексуальный  объект. Мужчина хотел бы видеть  женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она для него вполне безопасна (культ Девы Марии). 

Хорни оспаривает позицию естественного принижения женщины, выступает за равенство  полов.

Враждебность  полов проявляется и со стороны  женщины. Отчасти недоверие связано с опытом детства. В детстве девочка ущемлена больше мальчиков. Для неё существует больше запретов, формирующих настороженность, недоверие, неуверенность, чувство вины, страх перед физической силой. Девочка интуитивно чувствует, то её будущее зависит не от неё, а от кого-то другого, от таинственного события, которого она ждет и которого боится. Компенсация  этих переживаний происходит через уход в мужские манеры  поведения, в «мужскую роль». Это отмечается в определенный период детства. В последующем мальчишеское поведение исчезает.

Проблемы  взаимоотношений полов проявляются  в любви и браке.

 

Поиск ответа на этот вопрос приводит Хорни к тому, что  любовь является даром, а хороший  брак – то искусство, которому можно  научиться, те действия, которые нужно последовательно и правильно выстраивать. 

Существуют  и другие причины неудачи в  браке, помимо недоверия полов. Например, неудачный выбор партнера. Нередко  выбор партнера происходит по подобию  матери или отца, что имеет свое объяснение, но не всегда эффективно на практике. Такой выбор приводит к разочарованию, так как слишком много места в душе остается незаполненным. Это приводит к ожесточению отношений. 

Информация о работе Неофрейдизм