Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:40, реферат
Неофрейдизм- направление в современной, преимущественно американской, психологии и философии, развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального фрейдизма. В противоположность Фрейду, который в основе мотивации поведения и деятельности человека усматривал глубинные подсознательные процессы при ведущей роли сексуального либидо и сублимации (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности), представители неофрейдизма считают ведущим фактором межличностные отношения, при которых решающую роль играет не конституция организма и наследственно предопределённые влечения, а общественно-культурные воздействия.
Неофрейдизм-
направление в современной, преимущественно
американской, психологии и философии,
развившееся в конце 1930-х годов из ортодоксального
фрейдизма. В противоположность Фрейду,
который в основе мотивации поведения
и деятельности человека усматривал глубинные
подсознательные процессы при ведущей
роли сексуального либидо и сублимации
(вытеснение и преобразование сексуальных
влечений в иные виды деятельности), представители
неофрейдизма считают ведущим фактором
межличностные отношения, при которых
решающую роль играет не конституция организма
и наследственно предопределённые влечения,
а общественно-культурные воздействия.
Основателями неофрейдизма
стали Карен Хорни, Гарри Стек
Салливан, Эрих Фромм и Абрам Кардинер
Карен Хорни
Биография
Карен Хорни родилась
16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе
близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен
— норвежец, принявший немецкое гражданство,
— служил капитаном на трансокеанском
лайнере. Мать - Клотильда ван Розелен,
по происхождению голландка. Родители
Карен были разительно непохожи друг на
друга. Коренные различия в характерах
и мировоззрении привели впоследствии
к распаду семьи и серьезно сказались
на становлении личности дочери.
Среднее образование
Карен получила в частной приходской
школе, куда была отдана по настоянию отца.
Строгое религиозное воспитание не нашло
отклика в душе девушки, и уже к 17 годам
Карен склонилась к атеизму и скептицизму.Она
обладала ярким умом, тягой к знаниям и
сильным стремлением к самоутверждению.
Желание заниматься медициной
появилось у нее еще в двенадцатилетнем
возрасте. Окончив гамбургскую женскую
реальную гимназию, она посвятила себя
медицине, получив высшее медицинское
образование в университетах Фрейбурга,
Геттингена и Берлина. В 1909 г., еще будучи
студенткой, она вышла замуж за Оскара
Хорни, изучавшего в ту пору политические
и экономические науки. У них родились
три дочери.
Получив в 1911 г. степень
доктора медицины, Хорни стала
работать в различных медицинских
учреждениях Берлина, в частности
в психиатрической клинике
Впервые Хорни обратилась к психоанализу в качестве пациентки в связи с обострением в 1911 г. депрессии и тревожности. Эти симптомы возникли как следствие глубоких переживаний, вызванных смертью матери. Свою роль сыграли и двойственное отношение к отцу, и внутреннее противоречие между карьерой и домом, и накапливавшиеся проблемы в супружеских отношениях.
год.
С 1919г.Хорни вела собственную
практику и активно сотрудничала в Берлинском
психоаналитическом институте, сначала
как лектор (преимущественно по теме женской
психологии), затем как клинический аналитик,
позднее как аналитик-куратор.
В 1937 г. вышла ее первая
книга — «Невротическая личность нашего
времени», посвященная анализу роли социальных
факторов в возникновении неврозов. В
своей второй книге - «Пути психоанализа»
— Хорни фактически провозгласила собственный
подход к душевной жизни человека, связанный
с критической переоценкой постулатов
фрейдизма. На этой почве ею совместно
с Э. Фроммом, Г. Салливеном и др. в 1941 г.
была основана новая Ассоциация развития
психоанализа. При Ассоциации был создан
Американский институт психоанализа,
Хорни стала его деканом. Ею также был
основан печатный орган Ассоциации —
«Американский журнал психоанализа»,
главным редактором которого она была
до конца жизни.
До самой смерти
Карен Хорни демонстрировала
исключительную активность как практикующий
психотерапевт, преподаватель, лектор,
автор множества публикаций. В
ноябре 1952 г. произошло обострение поздно
диагностированного ракового заболевания;
4 декабря 1952 г. Карен Хорни умерла.
Люди, общавшиеся с
ней, вспоминают не только ее неотразимое
обаяние, но и бросавшуюся в глаза
противоречивость ее натуры. Хорни
легко заводила друзей, но столь же
легко и ссорилась с ними. Мало кто мог
похвастаться долгими доверительными
отношениями с нею. Как профессионал, она
обладала исключительной способностью
вживаться в чувства других людей, однако
в личном общении отличалась отчужденностью,
даже холодностью. Она никогда не стремилась
к вершинам карьеры и вообще к лидерству,
дорожа, однако, влиянием, оказываемым
на своих коллег, которым добровольно
уступала формальные преимущества.
После смерти Хорни
ее последователи распространили ее
теорию на более широкий спектр психологических
проблем, не ограничивающийся трактовкой
неврозов. Ее идеи о необходимости реализации
человеком своего внутреннего потенциала
получили дальнейшее развитие во многих
психологических концепциях.
Философия
Карен Хорни
(1885-1952) в философско-психологической мысли
XX века отведена роль классика неофрейдизма,
возникшего на волне критики и модернизации
учения Зигмунда Фрейда. Сущность её концепции
сводилась к выявлению значения культуры
в жизни общества и человека, исследованию
проблемы личности и культуры, влиянию
культуры на психическое здоровье и зависимость
типа неврозов от особенностей культуры.
I. Неофрейдизм
К.Хорни. Полемика с Фрейдом.
Социо-культурная
ориентация Хорни вызывала разногласия
с фрейдистами. Хорни выступала против
анатомической обусловленности женской
психологии, эдипова комплекса(понятие,
введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом,
обозначающее бессознательное сексуальное
влечение к родителю противоположного
пола и враждебное побуждение к родителю
того же пола. В общем же смысле Эдипов
комплекс обозначает имманентное, соответствующее
бисексуальному расположению, универсальное
бессознательное эротическое влечение
ребенка к родителю. Данное понятие является
одним из ключевых в психоаналитической
теории.) и неизбежной для всех последовательности
развития стадий либидо. В противоположность
фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала
значимость культурной основы и социальных
отношений. Хорни одна из первых оценила
значимость общих социо-культурных условий
в развитии личности и её неврозов.
В своей психоаналитической
практике Хорни во многом сохраняла
технику Фрейда, с её рационализмом
и дистанцией между врачом и пациентом.
Но нельзя не отметить ряд существенных
различий во взглядах этих психологов,
имеющих мировоззренческий характер.
Фрейд подчеркивал негативные стороны
человеческой природы, мало учитывая моральные
и интеллектуальные аспекты. Человеком
движет не стремление к самосовершенствованию,
а стремление к удовольствию.
Духовный и нравственный прогресс обусловлен
действиями инстинктов, адаптацией к среде,
давлением социальных норм. Сфера творчества
и морали – сублимация природных позывов
человека.
Природу человека
Фрейд определял эгоистичной
и агрессивной, а доброта выступает
лишь как сдерживающее начало этой
агрессивности. Хорни выступает против
этой установки, признавая за искренней
добротой и щедростью естественный характер,
наряду с естественностью эгоизма и агрессивности.
Фрейд видел причины неврозов взрослого человека в установках, возникших в детстве. Он полагал, что ничего принципиально нового не может развиться в человеке после пяти лет. Все последующие тревоги лишь воспроизводят первую, возникшую однажды в детстве.
Хорни подвергла
критике ориентацию Фрейда на детское
и патологическое, отвергла универсальность
эдипова комплекса, сексуальную теорию
неврозов, идеи женской неполноценности
и непреходящего конфликта между природой
и культурой.
Фрейд подчеркивал
природное начало в человеке. Хорни
– социальное.
Фрейд не допускал, что
человеческие общества могут существенно
отличаться друг от друга: то,
что считается в одном обществе неврозом,
в другом выглядит как ценное качество
характера.
Хорни приступила к
обновлению психоанализа в контексте
новых научных данных. Открытия в
этнографии, социологии, истории приводили
к выводу о множественности и разнообразии
культур, при том, что человеческая природа
в разных культурах оставалась единой.
Следовательно,
особенности личности, черты коллективной
психологии и типы неврозов зависят,
главным образом, от культуры, её ценностей
и противоречий. Учитывая последние изменения,
Хорни небезосновательно полагала, что
учение Фрейда является несколько устаревшим,
механистическим, обездушенным.
Фрейд предостерегал
от оценочных суждений в психоанализе,
от моральных оценок. Хорни придерживалась
иной точки зрения: психолог не машина,
не физик, работающий с бездушной материей,
поэтому моральные суждения неизбежны.
Хорни верила
в способность человека развивать
себя, владеть своими силами, верила
в доброту и бескорыстие
Таким образом,
«отступничество» Хорни от ортодоксальной
линии фрейдизма было обусловлено
назревшей потребностью обновления
этого учения на данном временном этапе.
II. Психология полов в
учении К. Хорни
Данная тема является
одной из центральных в учении
К. Хорни. Она считала крайне важным
и актуальным исследование специфики
мужской и женской психологии,
противостояния полов, брачных отношений.
Хорни предприняла попытку доказать
психическое равноправие мужчин и женщин,
в противоположность позиции Фрейда, который
видел причины женской пассивности, подражательности,
эмоциональности в ощущении женщиной
своей физической недостаточности, чувстве
зависти, стремлении стать мужчиной.
Хорни признавала
ситуацию «эдипова комплекса», но лишь
как частный, не исчерпывающий случай.
Взаимоотношения полов
Рассматривая гендерные
(культурно-обусловленные) половые отношения,
Хорни выделяет ряд моментов. Мужчина
почитает женщину как Мать, которая заботится,
жертвует собой. Но восхищение женщиной
соседствует с завистью тому, что сам мужчина
не может (например, деторождение). Эти
комплексы компенсируются «рождением»
государственных систем, религий, искусства.
Это накладывает отпечаток на всю культуру,
которая приобретает мужской оттенок.
Другой компенсатор комплексов – ущемление
женщин, что зачастую закрепляется
юридически. Слабая защита законом материнства.
Часто отношение
мужчины к женщине
Он предпочел
бы находить в женщине просто сексуальный
объект. Мужчина хотел бы видеть
женщину непорочной, лишенной сексуальных
влечений, только в этом случае она для
него вполне безопасна (культ Девы Марии).
Хорни оспаривает
позицию естественного
Враждебность полов проявляется и со стороны женщины. Отчасти недоверие связано с опытом детства. В детстве девочка ущемлена больше мальчиков. Для неё существует больше запретов, формирующих настороженность, недоверие, неуверенность, чувство вины, страх перед физической силой. Девочка интуитивно чувствует, то её будущее зависит не от неё, а от кого-то другого, от таинственного события, которого она ждет и которого боится. Компенсация этих переживаний происходит через уход в мужские манеры поведения, в «мужскую роль». Это отмечается в определенный период детства. В последующем мальчишеское поведение исчезает.
Проблемы
взаимоотношений полов
Поиск ответа на этот
вопрос приводит Хорни к тому, что
любовь является даром, а хороший
брак – то искусство, которому можно
научиться, те действия, которые нужно
последовательно и правильно выстраивать.
Существуют
и другие причины неудачи в
браке, помимо недоверия полов. Например,
неудачный выбор партнера. Нередко
выбор партнера происходит по подобию
матери или отца, что имеет свое
объяснение, но не всегда эффективно на
практике. Такой выбор приводит к разочарованию,
так как слишком много места в душе остается
незаполненным. Это приводит к ожесточению
отношений.