Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:11, контрольная работа
Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой
чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к
бессознательному, в котором он видел источник одновременно как
творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность
различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его
учения.
Введение 3
Фрейдизм 4
Теория Фрейда 4
Роль культуры в развитии социальных отношений 4
Роль личности в культуре 5
Религия как общественный невроз 6
Неофрейдизм 8
Карл Густав Юнг 8
Альфред Адлер 8
"Культурный" психоанализ 9
Вильгельм Рейх 9
Философия бессознательного Э. Фромма 10
Заключение 12
Список литературы 14
Примечания к тексту 15
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
предмету «Культурология»
на
тему:
«Фрейдизм и неофрейдизм о культуре»
г. Нижний Нвогород
2009г.
2 Оглавление
Введение 3
Фрейдизм 4
Теория Фрейда 4
Роль культуры в развитии социальных отношений 4
Роль личности в культуре 5
Религия как общественный невроз 6
Неофрейдизм 8
Карл Густав Юнг 8
Альфред Адлер 8
"Культурный" психоанализ 9
Вильгельм Рейх 9
Философия бессознательного Э. Фромма 10
Заключение 12
Список литературы 14
Примечания к тексту 15
3 Введение.
В 1900 годах Зигмунд Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего - сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Расширяя сферу применения психоанализа1, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от "физиологического материализма" и механизма школы Гельмгольца к утверждению автономии психического и антропологического построениям, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и социологии.
I Появилось такое течение, как Фрейдизм - общее обозначение
различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.
Фрейдизм
с самого начала своего существования
не представлял собой
чего-то единого, двойственное отношение
самого Фрейда к
бессознательному, в котором он видел
источник одновременно как
творческих, так и разрушительных тенденций,
обусловило возможность
различного, иногда прямо противоположного
истолкования принципов его
учения.Широкое распространение Фрейдизма
началось после 1-й мировой
/ войны 1914-18 и было связано как с общим
кризисом буржуазного общества
и культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления Фрейдизма стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины,
В конце
1930-х годов возник неофрейдизм, который
стремится превратить Фрейдизм в чисто
социологическую и культурологическую
доктрину, порывая при этом с концепцией
бессознательного и с биологическими
предпосылками учения Фрейда. Влияние
Фрейдизма особенно проявилось в социальной
психологии, этнографии, литературоведении
и художественной критике. Наряду с этим
воздействие Фрейдизма сказалось в теории
и практике различных художественных
модернистских течений (сюрреализм, претендовавший
на расширение сферы искусства через привлечение
бессознательного).
4 Фрейдизм.
Теория Фрейда.
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом
его научных изысканий
развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд
прошел очень сложный и противоречивый
путь. Делая свои первые шаги в
области психиатрии, он руководствовался
постулатами естественнонаучного
материализма XX века, но как творец психоанализа
ученый отошел от них в
сторону идеалистическо-
(Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием
которой сложилось представление
об основополагающем значении для человеческого
поведения "психической
энергии", присущей инстинктивно-физиологическим
влечениям индивидов.
^ В психике человека Фрейд сначала выделял
две относительно автономные,
но постоянно
взаимодействующие между собой
структуры бессознательного" "оно"
и сознательного "Я"'", а затем добавил
к ним "сверх Я" или "супер-эго"'у,
которое внедряется в "Я", но без специального
анализа не осознается им. По мнению Фрейда,
причиной невроза является особого рода
конфликт между "оно", "Я" и "сверх
Я",
Роль культуры в развитии социальных отношений.
По своему
замыслу и ближайшей цели фрейдизм
ориентирован на
изучение и излечение психики индивидов,
но он с самого начала заключал в
себе тенденцию объяснения общественного
сознания в его настоящем и
прошлом. "Запреты", которые, как считал
Фрейд, вытесняют сексуальное
влечение в сферу бессознательного и порождают
неврозы, были, в сущности,
ни чем иным, как социальными нормами нравственности
и права,
w возникшими на заре человеческой истории.
Фрейд назвал их "культурными
запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых,
5
каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своём культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество". В наиболее развернутом определении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей"', и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других,
Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: "В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы"2. Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре,
Роль личности в культуре.
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому
1 Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/Фрейд. 3.- М.,1990.
2 Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/Фрейд.З.- М., 1990
6
что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти.
Короче говоря, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.
Религия как общественный невроз.
Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема¥ появился целый понтеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым богом. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений, и, наконец, авторитет бога
7
помогает им избавиться от внутрисоциальных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений^, а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общественным неврозом. Тем не менее религия имеет положи тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Так же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия. И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила коммунистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д.