Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:23, контрольная работа
Представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.
Немецкая классическая философия
Философия И.Канта. Категорический императив.
Философские взгляды Гегеля.
Список используемой литературы
Идея смысла жизни как долга, нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслиться под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода. Иными словами, каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.
Нравственно - это когда то, что делаю лично я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстроилась бы, а, наоборот, сделалась бы более человечной. Почему, например, следуя кантовскому категорическому императиву, нельзя лгать? Да потому, что если я стану врать, если вы будете врать, если все вдруг сделаются лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто развалится.
Категорический императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг - быть человеком.
Кантовский категорический императив имеет также другую формулировку:
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Речь идет, таким образом, о важности и необходимости видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать в человеке именно человека и не использовать его поэтому в качестве средства или условия решения узко прагматических задач, достижения определенно эгоистических целей. Рассматривать того или иного индивида в качестве человека - значит, уважать в нем его человеческое достоинство, видеть в нем - хотя бы в тенденции, принципиальной возможности - свободную личность, самоцельное существо. Человек самоцелен, также как и добро, которое он творит. Добро можно делать только ради добра, а не в виду какой-то выгоды, пользы, других сторонних соображений.
Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, долгом, из него извлекаемым, имеют ряд привлекательных черт. Они обеспечивают в определенной мере глубинный покой души, развивают и укрепляют моральные силы человека, возвышают его духовно, что особенно важно в наш нравственно далеко не благополучный век. Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они выявляют и убедительно подтверждают несокрушимость свободного начала в человеческом бытии, свободу выбора, свободу воли человека.
Вместе с тем данные варианты несколько схематичны. Все богатство и разнообразие человеческой жизни втискивается ими в прокрустово ложе долженствования - разумного, свободно принимаемого, но это уже оговорки. Они слишком ригористичны, несправедливо пренебрегают обычными человеческими радостями и заботами. Намечаемая ими линия поведения для многих оказывается явно завышенной. Ее очень трудно придерживаться. Аскетами, стоиками и кантианцами могут быть далеко не все. Впрочем, различные подходы к смыслу жизни потому и существуют, что люди-то разные.
Оцениваемые здесь формы смысла жизни не лишены и внутренних противоречий. Чтобы там ни говорилось, а совместить предопределенность и свободу воли логически никак нельзя.
Индифферентность стоиков - мнимое решение данной проблемы. Или возьмем кантовскую концепцию. Как быть, например, в ситуации конфликта двух или более обязанностей.
Предположим,
вы обещали одному человеку держать
какую-то информацию в секрете, а
другой просит вас открыть ее ему, быть
искренним, правдивым. По категорическому
императиву Канта, вы обязаны и держать
слово-обещание, и говорить всегда правду.
В предлагаемой ситуации, однако, два этих
долга с очевидностью исключают друг друга.
Философские взгляды
Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) начинал свою деятельность как последователь Канта и Фихте, однако под влиянием Шеллинга вскоре отказался от концепции "трансцендентального" (объективного) идеализма и перешел на позиции абсолютного (объективного) идеализма.
Принимая за основу всех явлений природы и общества Абсолют — духовное начало, обозначаемое такими терминами, как "мировой" или "абсолютный дух", "мировой разум" или "абсолютное" как таковое, Гегель объявляет его существующим до действительного мира, природы и общества. Но это предсуществование имеет не реальный, логический характер. Абсолютное, по Гегелю обладает имманентной трансцендентностью то есть одновременно находится и по ту сторону мира, как бы над ним (но не до него), и вместе с тем не нем самом. Гегель наделяет "абсолютное" особым специфическим содержанием, обуславливающим его "конструктивно-созидательную роль в мире. Сутью этого "созидания" является "самотематизирование" Абсолюта. В философии Гегеля всемирный исторический процесс предстал как процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом.
"Феноменология духа" Гегеля:
"Феноменология духа" показательна, учитывая реализованные в ней такие идеи:
4. "Философия природы" Гегеля
"Философия
природы" Гегеля, невзирая на
некоторые интересные идеи (о
неразрывном единстве материи,
пространства, времени и движения),
является менее всего оригинальным
его произведением. Характерно, что великий
диалектик отрицал развитие в природе,
считая, что материя лишь становится разнообразнее
в пространстве. Значительно плоскостью
является его философия духа, в которой
Гегель рассмотрел этапы развития духа,
изложил свои взгляды на мораль, право,
историю, религию, искусство. По всем этим
проблемам он читал курсы лекций, которые
после его смерти опубликовали слушатели.
У них блестяще продемонстрирована плодотворность
диалектического метода. И хотя Гегель
часто пренебрегал содержанием ради формы
(втискивал материал в триады), но благодаря
диалектике его философия стала одним
из определяющих творений в истории философии.
Особенный интерес составляет гегелевское
понимание истории. История человечества,
по его мнению, — это прогресс в познании
свободы, а идеал исторического развития
общества — достижение свободы для всех.
В соответствии с этим Гегель разделил
всемирную историю на три периода: восточный,
античный и германский. На Востоке человек,
по его словам, еще не зрелый к свободе,
потому там все рабы, за исключением одного
свободного – деспота; в античности часть
общества поднялась к ищет свободы, другая
— рабы. Только в Европе в Новое время
свобода распространилась на всех. Образцом
воплощения свободы считал немецкую монархию,
что было очевидным заигрыванием с существующей
прусской политической системой.
5. Идеи Гегеля о государстве
В целом Гегель, который в молодости увлекался идеями Французской революции, в зрелую пору постепенно склонялся к консерватизму и реакции. Государство он толковал ак воплощение идей Бога и ума в мире. "Государство в себе и для себя является этической тотальностью, реализацией идеи свободы, абсолютной целью ума, самой реальной свободою". Такое понимание государства стало основой тоталитаризма: не государство существует ради граждан, а наоборот, граждане для государства. Концепция Гегеля абсолютизировала тотальность, ради которой она пренебрегала единичным, конкретным как несущественным. Другими словами, Гегель просмотрел личность, как новый центр, вокруг которого организовывалась общественная жизнь в Европе Нового времени. Концепция Гегеля была подданной критике его современниками и следующими философами, который указывал на такие ей впечатлительные стороны, как панлогизм (Шлегель, Шлейермахер, Шопенгауэр, Кьеркегор), игнорирование конкретного человека, которого он отдал на съедение тотальности (Кьеркегор). Фейербах и Маркс критиковали Гегеля за идеализм, за некритическое восприятие, существующего в Пруссии социального порядка як "разумного".
Идеи
Гегеля повлияли на формирование философии
К. Маркса. В конце 19 начале 20 вв. они
пережили ренессанс в неогегелианстве
и частично во Франкфуртской школе.
Список
используемой литературы