Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями. По всем этим критериям. А также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Содержание

Немецкая классическая философия
Философия И.Канта. Категорический императив.
Философские взгляды Гегеля.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Философия КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

    Идея  смысла жизни как долга, нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслиться под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода. Иными словами, каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

    Нравственно - это когда то, что делаю лично  я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстроилась бы, а, наоборот, сделалась  бы более человечной. Почему, например, следуя кантовскому категорическому императиву, нельзя лгать? Да потому, что если я стану врать, если вы будете врать, если все вдруг сделаются лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто развалится.

    Категорический  императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг - быть человеком.

    Кантовский  категорический императив имеет  также другую формулировку:

    «Поступай так, чтобы ты всегда относился к  человечеству и в своем лице, и  в лице всякого другого также  как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Речь идет, таким образом, о важности и необходимости видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать в человеке именно человека и не использовать его поэтому в качестве средства или условия решения узко прагматических задач, достижения определенно эгоистических целей. Рассматривать того или иного индивида в качестве человека - значит, уважать в нем его человеческое достоинство, видеть в нем - хотя бы в тенденции, принципиальной возможности - свободную личность, самоцельное существо. Человек самоцелен, также как и добро, которое он творит. Добро можно делать только ради добра, а не в виду какой-то выгоды, пользы, других сторонних соображений.

    Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, долгом, из него извлекаемым, имеют ряд привлекательных черт. Они обеспечивают в определенной мере глубинный покой души, развивают и укрепляют моральные силы человека, возвышают его духовно, что особенно важно в наш нравственно далеко не благополучный век. Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они выявляют и убедительно подтверждают несокрушимость свободного начала в человеческом бытии, свободу выбора, свободу воли человека.

    Вместе  с тем данные варианты несколько  схематичны. Все богатство и разнообразие человеческой жизни втискивается ими  в прокрустово ложе долженствования - разумного, свободно принимаемого, но это уже оговорки. Они слишком ригористичны, несправедливо пренебрегают обычными человеческими радостями и заботами. Намечаемая ими линия поведения для многих оказывается явно завышенной. Ее очень трудно придерживаться. Аскетами, стоиками и кантианцами могут быть далеко не все. Впрочем, различные подходы к смыслу жизни потому и существуют, что люди-то разные.

    Оцениваемые здесь формы смысла жизни не лишены и внутренних противоречий. Чтобы  там ни говорилось, а совместить предопределенность и свободу воли логически никак нельзя.

    Индифферентность  стоиков - мнимое решение данной проблемы. Или возьмем кантовскую концепцию. Как быть, например, в ситуации конфликта  двух или более обязанностей.

    Предположим, вы обещали одному человеку держать  какую-то информацию в секрете, а  другой просит вас открыть ее ему, быть искренним, правдивым. По категорическому императиву Канта, вы обязаны и держать слово-обещание, и говорить всегда правду. В предлагаемой ситуации, однако, два этих долга с очевидностью исключают друг друга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Философские взгляды Гегеля. 

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) начинал свою деятельность как последователь Канта и Фихте, однако под влиянием Шеллинга вскоре отказался от концепции "трансцендентального" (объективного) идеализма и перешел на позиции абсолютного (объективного) идеализма.

     Принимая  за основу всех явлений природы и  общества Абсолют — духовное начало, обозначаемое такими терминами, как "мировой" или "абсолютный дух", "мировой  разум" или "абсолютное" как  таковое, Гегель объявляет его существующим до действительного мира, природы и общества. Но это предсуществование имеет не реальный, логический характер. Абсолютное, по Гегелю обладает имманентной трансцендентностью то есть одновременно находится и по ту сторону мира, как бы над ним (но не до него), и вместе с тем не нем самом. Гегель наделяет "абсолютное" особым специфическим содержанием, обуславливающим его "конструктивно-созидательную роль в мире. Сутью этого "созидания" является "самотематизирование" Абсолюта. В философии Гегеля всемирный исторический процесс предстал как процесс прогрессирующего воплощения свободы и ее осознания духом.

     "Феноменология  духа" Гегеля:

     "Феноменология  духа" показательна, учитывая реализованные  в ней такие идеи:

  1. Процесс познания подан как циклическое повторение опредмечивания сознания и "распредмечивание" (преодоление предметности). Антитеза. Под "опредмечиванием" Гегель понимал выход сознания наружу, приобретение ним предметной формы (например, инженер создал машину, художник произведение, парламент конституцию). Это творение становится самостоятельным предметом (объектом) который начинает жить собственной жизнью. При этом его жизнь может вступить в противоречие с замыслами творца (техника порождает проблемы, конституция, как оказывается, не удовлетворяет людей и тому подобное). Эта несовместимость логики субъекта и логики жизни объекта называется "отчуждением". Следовательно, отчуждение — это такое отношение субъекта и объекта, при котором субъект не видит себя в своём творении, отказывается признать его своим. Для Гегеля опредмечивание часто превращается в отчуждение по той причине, что сознание (идеальное), воплощаясь в предмет (материальное), отталкивает свое творение именно потому, что оно материально. То есть отчуждение принимает форму противостояния идеального и материального. И это отчуждение преодолевается благодаря осознанию идей того, что материальное творение является её инобытием (то есть её бытием в другой форме). Идея узнаёт себя в своему творении и примеряется к нему. Категория опредмечивания и производное от неё отчуждение сыграли значительную роль в философии Фейербаха и Маркса.
  2. В "Феноменологии духа" субстанция выступает как субстанция-субъект. Под субстанцией Гегель и его предшественники Фихте и Шеллинг, понимали идею, которая развивается. Субстанция — это объективированные, преобразованные во что-то самостоятельное формы знания (искусство, религия, философия и др.). Но эти знания (субстанция) движутся вперед реальными людьми (субъектами), которые усваивают готовые формы и идут далее. В концепции субстанции (общественное знание) и субъекта (сознанию индивида) Гегель развивает идею единства общественно-исторического и индивидуального субъекта, преодолевая робинзонаду (рассмотрение субъекта как отдельного индивида) предыдущей философии. Правда, это единство быстрее декларируется как общий принцип, который базируется через конкретные формы. (Проблемы коммуникации и интерсубъективности, которые исследуют конкретные формы выхода за грани индивидуального субъекта, появились перед философией лишь в 20ст.)
  3. "Феноменология духа" построена на принципе историзма. Философию 17 – 18 вв., предметом которой преимущественно была природа, время и история, интересовали касательно. Вместо этого в 19 в., когда предметам исследования становится культура, проблема историчности выходят на передний план. И это понятно, поскольку время не так важно для природы, как для культуры. Время, историчность являются способом существования, постоянного самовоспроизведения культуры. Эта мысль в развернутом виде представлена впервые в философии Гегеля, для которой прошлое существует в современном сознании как структурный элемент, как элемент и логической перестройки. И поэтому для понимания современного знания (сознания) необходимо исследовать путь его исторического становления. Благодаря "Феноменологии духа" отдельное сознание поднялось к абсолютной идее, которая, собственно, и является предметом изучения философии Гегеля. Абсолютная идея (Бог) в своем развитии преодолевает такие ступени: сначала она разворачивается в собственной стихи — в чистом мышлении, следовательно переходит в природу, но природа как не материальное, телесное отвечает сути и она создаёт сферу духа, то есть человеческую культуру, которая пребывает в историческом развитии. Следовательно, развитие идеи происходит по диалектической триаде — тезис (чистое мышление), антитезис (природа) и синтез (дух). Соответственно и система философии Гегеля распадается на "Логику" как науку о чистом мышлении, "Философию природы" и "Философию духа". Согласно принципа тождественности мышления и бытие Гегель провозглашает логику учением не только о мышлении, но и о формах бытия, поскольку сущностью бытия является мышление. Предметом его логики становятся категории. Но категории у Гегеля — это не априорные формы рассудка Канта. Они являются общими понятиями ума, моментами в развитии абсолютной идеи. Развитие идеи по ступеням (категориям) — от наиболее абстрактных и односторонних определений к конкретным и полным — составляет содержание логики. То есть Гегель пытался расположить все общие понятия в таком порядке, который отвечал бы логике развития любого знания. Самыми общими узловыми моментами этого порядка являются бытие, сущность и понятие. Действительно, любое познание предмета фиксирует в первую очередь его бытие (например, атом), дальше познание проникает в его сущность и формирует понятие (теорию атома). Потому логика Гегеля и распадается на три части — "Бытие", "Сущность" и "Понятие" Каждая из них, в свою очередь, также включает триаду. Например, "Бытие" делится на качество, количество, меру, которые опять же распадаются на триады. Благодаря этому предметом исследования "Логики" становится свыше 80 общих понятий, каждое из которых переходит в следующие и охватывает предыдущие. В частности, в "Бытии" Гегель рассмотрел взаимосвязь, как категории качества и количества, их переход в меру. В "Сущности" показано единство и взаимопроникновение противоположностей. "Понятие", как и вся система, построено на принципе отрицания. Переход количества в качество, взаимопроникновение (борьба) противоположностей и отрицание отрицания конуры вознесены в марксизме к рангу трех законов диалектики, которым пытались подчинить все явления мира. В "Логике" Гегеля оказалась гибкость понятий, их взаимозависимость, субординация по глубине проникновения в суть. Свою логику (как логику ума) он противопоставлял формальной логике Аристотеля, которую считал логикой рассудка. Попытка советских философов на основе "Логики" Гегеля, а также "Капитала" Маркса создать диалектическую логику, отличающуюся от традиционной аристотелевской, оказалась бесплодной. И все же "Логика" Гегеля остаётся непревзойденным образцом диалектики; разработанный им диалектический метод является одним в из самых продуктивных в философии. Уязвимым аспектом диалектически логика Гегеля является то, что она навязывает свою схему общих понятий (категорий) любому предмету. Она не выводит категории из развития предмета, а пытается извне привнести их в предмет. Логика, ограничивающая действительность, предстаёт как панлогизм. Однако не следует отрицать и положительной стороны диалектической логики. Именно благодаря ей общие понятия (необходимость и случайность, тождественность и отличие и др.) мыслятся во взаимосвязи, в переходах. Содержание этих понятий через их соотношение приобрело ту определенность, которая выскальзывала из рассудочного и будничного мышления.
 

4. "Философия  природы" Гегеля

     "Философия  природы" Гегеля, невзирая на  некоторые интересные идеи (о  неразрывном единстве материи,  пространства, времени и движения), является менее всего оригинальным его произведением. Характерно, что великий диалектик отрицал развитие в природе, считая, что материя лишь становится разнообразнее в пространстве. Значительно плоскостью является его философия духа, в которой Гегель рассмотрел этапы развития духа, изложил свои взгляды на мораль, право, историю, религию, искусство. По всем этим проблемам он читал курсы лекций, которые после его смерти опубликовали слушатели. У них блестяще продемонстрирована плодотворность диалектического метода. И хотя Гегель часто пренебрегал содержанием ради формы (втискивал материал в триады), но благодаря диалектике его философия стала одним из определяющих творений в истории философии. Особенный интерес составляет гегелевское понимание истории. История человечества, по его мнению, — это прогресс в познании свободы, а идеал исторического развития общества — достижение свободы для всех. В соответствии с этим Гегель разделил всемирную историю на три периода: восточный, античный и германский. На Востоке человек, по его словам, еще не зрелый к свободе, потому там все рабы, за исключением одного свободного – деспота; в античности часть общества поднялась к ищет свободы, другая — рабы. Только в Европе в Новое время свобода распространилась на всех. Образцом воплощения свободы считал немецкую монархию, что было очевидным заигрыванием с существующей прусской политической системой. 

5. Идеи  Гегеля о государстве

     В целом Гегель, который в молодости  увлекался идеями Французской революции, в зрелую пору постепенно склонялся  к консерватизму и реакции. Государство он толковал ак воплощение идей Бога и ума в мире. "Государство в себе и для себя является этической тотальностью, реализацией идеи свободы, абсолютной целью ума, самой реальной свободою". Такое понимание государства стало основой тоталитаризма: не государство существует ради граждан, а наоборот, граждане для государства. Концепция Гегеля абсолютизировала тотальность, ради которой она пренебрегала единичным, конкретным как несущественным. Другими словами, Гегель просмотрел личность, как новый центр, вокруг которого организовывалась общественная жизнь в Европе Нового времени. Концепция Гегеля была подданной критике его современниками и следующими философами, который указывал на такие ей впечатлительные стороны, как панлогизм (Шлегель, Шлейермахер, Шопенгауэр, Кьеркегор), игнорирование конкретного человека, которого он отдал на съедение тотальности (Кьеркегор). Фейербах и Маркс критиковали Гегеля за идеализм, за некритическое восприятие, существующего в Пруссии социального порядка як "разумного".

     Идеи  Гегеля повлияли на формирование философии  К. Маркса. В конце 19 начале 20 вв. они  пережили ренессанс в неогегелианстве  и частично во Франкфуртской школе. 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  используемой литературы  

  1. Блинников Л. В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. М., 1998.
  2. Гулыга А.В. «Немецкая классическая философия» - Москва, 1986 г
  3.   Радугин А.А. «Философия»,  курс лекций, изд. Центр, Москва 2003 г
  4. Суслова Л. А. «Философия Иммануила Канта» М. Просвещение 1991 г

Информация о работе Немецкая классическая философия