Мышление и интуиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

Сознание имеет сложную структуру, которая включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление обобщающее, синтезирующее сознание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств у человека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления сводится к оперированию понятиями. Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Мышление сложный психический процесс.

Содержание

Введение
Глава I. Мышление: его сущность, виды и особенности
§ 1. Мышление: его сущность, виды и особенности

1.1.Понятие мышления

1.2. Психологическая сущность мышления и его особенности

1.3. Типология и качества мышления

1.4. Виды мышления

1.5. Индивидуально-психологические особенности мышления
§ 2. Понятие творческого мышления

2.1.Что такое творчество?

2.2. Что такое творческое мышление?

Глава II. Понятие интуиции, её виды

§ 1. Понятие интуиции. Виды интуиции

§ 2. Экспериментальные исследования интуиции


Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия Лере.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

По средствам мышления различают мышление: вербальное, наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений  предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми  структурами.

Установлено, что  для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

По функциям различают  мышление: критическое; творческое. Критическое  мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. 
 

1.5. Индивидуально-психологические особенности мышления 

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов. Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой. Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики. Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания. 

 §2. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

2.1. Что такое творчество?

Творчество - это  психический процесс создания новых  ценностей, как бы продолжение и  замена игры детской. Деятельность, результат  которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением, творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов  творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.

Экспериментальные исследования показали, что интуитивное  решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя  специфику психической регуляции  процесса творчества, К. С. Станиславский  выдвинул представление о сверхсознании  как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта.

С развитием кибернетики  предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим  устройствам доступных формализации умственных операций, резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий, изобретений и прочего - направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, мозговая атака).

Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует  выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. 

2.2. Что такое творческое мышление?

Творческое мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком  успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными.

Продуктом творческого  наглядно-действенного мышления может  стать нахождение решения некоторой  новой, практической задачи или применение оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, связанного с поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал. Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная художником, новое литературное произведение, созданное писателем. При определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой выделения специфических особенностей именно творческого мышления и отделения творческого мышления от нетворческого. Суть этой проблемы можно выразить следующими вопросами:

- Какое мышление  следует считать творческим: то, в котором рождается нечто  новое только для данного человека, или то мышление, в котором  появляется нечто новое для  всех людей?

- Можно ли считать творческим мышление того человека, который впервые для себя самостоятельно нашел новое решение задачи, или так можно называть мышление только тех людей, которые решают задачи, с которыми никто и никогда до них не справился?

В двух первых случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышления как творческого будет относиться только к данному человеку, а в двух других случаях — ко всем без исключения людям.

Воспользуемся для  иллюстрации обсуждаемой проблемы следующим примером. Допустим, что  на уроке математики учащийся впервые открыл для себя новый способ решения задачи, которым он раньше никогда не пользовался и который ему никто не мог подсказать. Будет ли в этом случае его мышление творческим? Очевидно, что будет, но при условии, что мы не станем оценивать новизну найденного им решения. Вполне возможно, что кто-то из людей раньше уже решил подобную задачу таким же способом, следовательно, по отношению ко всем людям, владеющим математикой, мышление данного учащегося, очевидно, нельзя будет назвать творческим. В психологии не существует вполне удовлетворительного решения данной проблемы, но в большинстве случаев творческим все же называется такое мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому он неожиданно обращается сам, без внешней помощи и подсказки. Так, по крайней мере, обстоит дело с так называемыми творческими задачами, которые психологами используются в экспериментальных исследованиях, направленных на изучение мышления человека. Некоторые примеры подобного рода задач приведены на рисунке:

 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Понятие интуиции, её виды 

§1.Понятие интуиции. Виды интуиции 

Интуиция - ситуативно возникающее знание, воспринимаемое как догадка, представляет собой  процесс, который не осознается. Источник и причины получения этого знания не идентифицируемы, доказать их достоверность не предоставляется возможным. Интуиция связана с ситуациями неопределенности. Играя важную роль в получении нового знания как в обыденной жизни, так и в науке и искусстве, она является составляющей частью творческого процесса [10; 71].

Понятие "интуиция" употребляется в науковедческих дисциплинах в двояком смысле: чаще всего как интуиция-догадка, усмотрение результата "скачком", без промежуточных рассуждений. Другой смысл, в котором об интуиции обычно говорят философы, заключается в том, что любой дедуктивный вывод, сделанный на основе обобщения совокупности наблюдаемых явлений, является интуитивным суждением, поскольку логически недоказуем. Например, утверждение о том, что установленный закон имеет всеобщую значимость, невозможно проверить средствами формальной логики. Он может быть подтвержден или опровергнут только практикой применения, проверкой его предсказаний и иными внелогическими средствами. Е.Л. Фейнберг называет первый тип интуиции "интуицией-догадкой" или "эвристической интуицией", тогда как второй - "интуицией-суждением".

Г. Клэкстон выделяет следующие виды интуиции:

экспертиза (нерефлексивное выполнение сложных высококвалифицированных действий);

имплицитное научение (способ приобретения знаний с помощью неосознанных неконцептуальных средств);

суждение (принятие точного решения и осуществления категоризации при невозможности объяснить или доказать их);

чувствительность (повышенная внимательность, как сознательная, та и неосознаваемая, к деталям ситуации);

размышление (процесс "пережевывания" опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него новые значения);

креативность или использование инкубирования (фазы в решении проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается, и человек занимается несвязанными с проблемой делами) и воображения при продвижении в решении проблемы.

Наличие фазы инкубации, т.е. бессознательной работы над  проблемой и интуитивного возникновения  замысла, выделяется рядом ученых (Т. Рибо, Г. Уоллас, П.К. Энгельмейер и др.) как важная составляющая часть творческого процесса.

§2.Экспериментальные  исследования интуиции 

Многие исследователи  ставят знак равенства между интуицией  и творчеством в науке. При  этом интуитивный творческий акт  рассматривается как бессознательный, иррациональный (не подчиняющийся обычной логике и рациональности), спонтанный и не обусловленный прошлым опытом.

Представление об интуитивном  решении как ключевом звене творческого  процесса дало толчок огромному количеству экспериментальных исследований. Классическая процедура эксперимента по изучению мышления, до сих пор применяемая в подобных ситуациях, была разработана школой гештальтпсихологии. Особый тип задач, при действии с которыми можно наблюдать эффект внезапного решения - озарения, инсайта, стал называться Дункеровскими задачами, по имени одного из представителей этой школы, занимавшегося проблемой мышления.

С легкой руки гештальтистов  лабораторный эксперимент по решению  проблемных задач стал на долгие годы основной моделью для изучения творческого, в том числе и научного, мышления. Испытуемому предлагалось разрешить некоторую проблемную ситуацию. Свои рассуждения он должен был проводить вслух, чтобы экспериментатор мог фиксировать ход решения, при необходимости задавать наводящие вопросы или давать подсказку, следя за тем, как она используется в дальнейшем. Считалось, что подобная организация эксперимента позволяет выделить и проанализировать в "чистом" виде процесс разрешения проблемных ситуаций, аналогичный таковому в научной деятельности.

Гештальтпсихология  пыталась объяснить решение творческой задачи внезапной перестройкой восприятия проблемной ситуации, ее "переструктурированием", выделением в ней новых связей, сменой акцентов, однако все это  не снимало главного вопроса - почему происходит такое переструктурирование и как оно осуществляется. Однако была внесена некоторая ясность в определение понятия интуиции и ее видов. 

Заключение

В заключении хотелось бы сказать о том, что в целом  у меня сложилось некоторое представление о понятии интуиция и ее месте и роли в активном познавательном процессе. Интуиция представляется неотъемлемой частью творческого познания, и действие интуиции (озарение) так же невозможно без долгой предварительной работы ума, как невозможно переплыть реку, если не умеешь плавать.

А также теперь мне  наиболее полно представляется процесс  получения нового знания и я думаю, что смогу использовать некоторые, рассмотренные в данном реферате положения.

Информация о работе Мышление и интуиция