Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:27, реферат
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира,открытия в нем все новых и новых процессов, свойств взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна и бесконечен процесс её познания. Каждый человек делант множество открытий в своей жизни. Например, каждый школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя что-то новое. И именно мышление устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового.
1.Введение
2.Мышление-определение, особенности мышления, его виды
2.1.творческое мышление
2.2.теоретически практическое мышление
План.
1.Введение
2.Мышление-определение,
2.1.творческое мышление
2.2.теоретически практическое мышление
Концовка.
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира,открытия в нем все новых и новых процессов, свойств взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна и бесконечен процесс её познания. Каждый человек делант множество открытий в своей жизни. Например, каждый школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя что-то новое. И именно мышление устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового.1
«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер2, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим труднл не согласиться,имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту. Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Отличие мышления от других познавательных процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием поблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление в отличие от восприятия выхолит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, но и определяет связи, существующие между ними. «Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.3
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Обобщения
люди выражают посредством речи, языка.
Словесное обозначение
Виды мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, те большее место в нем занимают психические процессы.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1. По генезису развития
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
3. По степени развернутости
4. По степени новизны и
5. По средствам мышления
6. По функциям различают
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером.
Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.
Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
Суждение раскрывает содержание понятий, т.е. знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания.
Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.
Рассуждение - это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.
Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений ("мой мяч круглый, у соседа мяч круглый - значит любой объект, который называют мячом, имеет округлую форму"). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов ("все рыбы не могут жить без воды, значит рыба в моем аквариуме, тоже не может без нее жить"). Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства ("порода моей собаки - овчарка и она хороший охранник, у соседа тоже овчарка, значит и у него собака тоже хорошо охраняет дом").
В мышлении
моделируются объективные существенные
свойства и взаимосвязи явлений,
они объективируются и
Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией. Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Каждый нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит от того, какие возможности предоставит окружение. Как отмечает психологи, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся. В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев, который разработал структурно-уровневую модель творческого мышления. Верхний уровень в этой модели занимает логическое мышление (за ним простирается сфера строго логического мышления современных электронных вычислительных машин). Нижний уровень занимает интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Межу ними находятся промежуточные уровни. Во время решения творческой мыслительной задачи, человек начинает с логического уровня, затем спускается на интуитивный, а затем снова поднимается на логический уровень. Творческий акт в его модели состоит из четырех этапов:
На основе различных экспериментов
была установлена последовательность
творческого мыслительного |
Теоретическое и практическое мышление
Мышление является средством осуществления разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Обычно различают практические и теоретические формы деятельности. Мышление как средство осуществления теоретической деятельности можно назвать теоретическим; мышление как средство осуществления практической деятельности - практическим. Теоретическое мышление направлено на решение задач специфического содержания - чисто умственных, познавательных. Познавательная деятельность - это открытие бытия, "открытие свойств и взаимосвязей бытия". Цель познания - поиск истины, поэтому познание бесконечно, оно имеет ступени, циклы, уровни разной глубины. Познание носит общественный характер, т.е. представляет собой процесс познания мира обществом, человечеством, но этот общественный процесс осуществляется людьми, индивидами, которые осваивают результаты предшествующего процесса познания и двигают его вперед. Теоретического мышления
не связаны с временным фактором;
время их решения не ограничено.
Результатом деятельности теоретической
мысли является раскрытие законов
и принципов бытия. Поэтому основное
направление теоретической Практическое мышление направлено на решение специфических практических проблем и задач. Это конкретные задачи, они могут возникать в специальных видах профессиональной деятельности (таких, как операторская, управленческая, педагогическая, деятельность врача, юриста, менеджера и пр.), а также в быту, в повседневной жизни. Особенность этих практических задач - их частный, а не всеобщий характер, ограниченность требованиями конкретной ситуации. Отсюда их относительная ограниченность во времени, необходимость решать их в обозримые (пусть и не краткие) отрезки времени - пока существуют условия и обстоятельства, вызвавшие эти задачи. Практическое значение двух форм мыслительной деятельности также различны. Практическое значение теоретического мышления состоит в открытии действительности такой, как она есть на самом деле, создающем возможность ее понимания, более адекватного природе объекта деятельности. Так как теоретическое мышление протекает вне прямых контактов с предметным миром, то по отношению к нему проверка практикой истинности теоретических результатов мышления далеко не всегда может быть осуществлена сразу вслед за тем, как эти результаты были получены. |
Виды мышления по генезису развития