Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:31, реферат
Сознание имеет сложную структуру, которая включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление обобщающее, синтезирующее сознание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств у человека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления сводится к оперированию понятиями. Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Мышление сложный психический процесс.
Введение
Глава I. Мышление: его сущность, виды и особенности
§ 1. Мышление: его сущность, виды и особенности
1.1.Понятие мышления
1.2. Психологическая сущность мышления и его особенности
1.3. Типология и качества мышления
1.4. Виды мышления
1.5. Индивидуально-психологические особенности мышления
§ 2. Понятие творческого мышления
2.1.Что такое творчество?
2.2. Что такое творческое мышление?
Глава II. Понятие интуиции, её виды
§ 1. Понятие интуиции. Виды интуиции
§ 2. Экспериментальные исследования интуиции
Заключение
Список литературы
Московский
Институт
Реферат по философии
На
Работу
Студентка II курса
Очного
Группы №276
Вороницкая
Работу
Бруева
Москва 2011 год
Содержание.
Введение
Глава I. Мышление: его сущность, виды и
особенности
§ 1. Мышление: его сущность, виды и особенности
1.1.Понятие мышления
1.2. Психологическая сущность мышления и его особенности
1.3. Типология и качества мышления
1.4. Виды мышления
1.5. Индивидуально-психологические
особенности мышления
§ 2. Понятие творческого мышления
2.1.Что такое творчество?
2.2. Что такое творческое мышление?
Глава II. Понятие интуиции, её виды
§ 1. Понятие интуиции. Виды интуиции
§ 2. Экспериментальные исследования интуиции
Заключение
Список литературы
Введение.
В настоящее время практически никто из психологов не сомневается в том, что в творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Однако в вопросе о том, что следует включать в понятие интуиции и в чем состоит ее природа остается много неясного. Интуицию часто связывают:
1) с инстинктом, или инстинктивной догадкой,
2) с прямым, непосредственным усмотрением истины,
3) с отсутствием
причин или посылок,
4) с внезапностью
и быстротой нахождения
5) с разрывами и скачками в последовательных этапах переработки информации,
6) с наличием неосознаваемого опыта.
Сознание имеет
сложную структуру, которая включает
в себя верхние и нижние этажи. Мышление
представляет собой верхний этаж психики,
сферу понятий. Мышление обобщающее, синтезирующее
сознание, заключительный этап обработки
его содержания. В процессе работы органов
чувств у человека возникают ощущения,
образы, и мышление выявляет связи и отношения
между ними. Сущность мышления сводится
к оперированию понятиями. Его продуктами
являются мысли, суждения и умозаключения.
Мышление сложный психический процесс.
Имеется две формы внешнего выражения
мышления: бессловесное размышление, внутренняя
речь, состояние медитации и физически
выраженная форма размышления, имеющая
словесный и бессловесный вид.
Мышление характеризуется в зависимости
от характера отражаемых объектов. Конкретное
мышление более тесно связано с материальной
реальностью, выражается в терминах, словах
и обозначает конкретные вещи. Абстрактное
мышление выражено в общих понятиях, обозначает
невидимые связи между предметами и явлениями.
В этом виде мышления проявляется природа
и специфика идеального.
Абстрактное и конкретное мышление выражаются
в различных физических символах, знаках,
устной и письменной речи или в специальных
языках.
Сознание распространяется в мире с помощью
языка. Мышление и язык возникли одновременно.
Они являются продуктом длительного социально
исторического процесса, развивались
и обогащались под влиянием одних и тех
же форм человеческого общения.
Мышление и язык не тождественны. Язык
имеет ту или иную физическую природу,
он материален. Природа мышления бестелесная.
Его продукты понятия, категории, суждения
являются идеальными.
Богатство языка отдельной личности определяются
его способностью к мышлению. Для людей
творческих, мыслящих характерен богатый
словарный запас. Чем богаче содержание
сознания и духовного мира человека, тем
больше ему нужно знаков для его передачи,
и, к сожалению, наоборот. Философ античности
Сократ учил: ''Заговори, и я скажу кто ты''.
Глава I. Мышление: его сущность и основные формы.
§ 1. Мышление: его сущность, виды и особенности
1.1.Понятие мышления
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Мышление - опосредованное
и обобщенное отражение существенных,
закономерных взаимосвязей действительности.
Это обобщенная ориентация в конкретных
ситуациях действительности.
1.2.Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.
Традиционные в
психологической науке
1.3. Типология и качества мышления
В психологической
науке различают такие
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими.
Эмпирические понятия фиксируют одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть: истинными, ложными, общими, частными, единичными.
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях - только к одному.
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм.
Различают умозаключение: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Индуктивным называется
такое умозаключение, в котором
рассуждение идет от единичных фактов
к общему выводу. Дедуктивным называется
такое умозаключение, в котором
рассуждение осуществляется в обратном
порядке индукции, т.е. от общих фактов
к единичному выводу. Аналогией называется
такое умозаключение, в котором вывод
делается на основании частичного сходства
между явлениями, без достаточного исследования
всех условий.
1.4. Виды мышления
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности, средствам мышления, функциям мышления и т.д.
По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое, практическое. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По степени развернутости различают мышление: дискурсивное, интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное; продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.