Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:40, доклад

Описание работы

Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром.
В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.
Мышление — это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

Работа содержит 1 файл

мышление.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром. 
В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления. 
Мышление
— это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира. 
Отметим отличительные черты мышления: 
1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности; 
2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме. 
3) опосредованно отражает окружающий мир. Например, о наличии инфекции в организме судят по повышению температуры тела. 
К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: 
а) если непосредственное познание невозможно, так как 
наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют, 
например, человек не воспринимает ультразвук, инфра 
красное излучение, рентгеновские лучи; 
б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например, археологические и патологические 
в) если непосредственное познание нецелесообразно, на 
пример, нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха, более рационально посмотреть на показания градусника за окном или прослушать прогноз 
погоды; 
4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации; 
5) расширяет границы познания; благодаря интеллекту человек преодолел земное притяжение, спустился на дно океана и т. д.; 
6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения. Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно 
и обобщенно познавать окружающую действительность.

 Мышление классифицируется по различным основаниям. 
Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления. 
По характеру решаемых задач
выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи.

По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки). 
В зависимости от оригинальности, новизны
выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое). 
По форме
мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. 
Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности. 
Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий. Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать. 
Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления. 
Наглядно-образное мышление
опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. 
Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства. 
Словесно-логическое мышление
— это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений. 
Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием. 
Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные. 
Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д. 
В процессе мышления человек рассуждает. 
Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи. 
Могут содержать либо утверждение какого-либо положения, либо отрицание. 
Суждения подразделяются на общие, частные, единичные
. 
Общие суждения
содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»). 
Частные
— только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»). 
Единичные
— речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»). 
Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения. 
Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением. Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция. 
Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией. 
Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре. 
Лиса — животное. 
Животное можно убить ядом кураре. 
Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре. 
Заяц — животное. 
Зайца можно убить ядом кураре. 
Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга. 
Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных 
операций. 
Назовем наиболее значимые из них. 
Анализ
— мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части. 
Синтез
— мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ. 
Сравнение
— мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. 
Абстракция
— мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. 
Обобщение
— мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. 
Конкретизация
— мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. 
Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления. 
Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления. 
Подробнее остановимся на их рассмотрении. 
Широта ума — это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор. 
Глубина ума — умение человека разбираться в самой сущности вопроса. 
Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного. 
Самостоятельность мышления — способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей. 
Гибкость мышления — умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов. 
Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность. 
Быстрота ума — способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. 
Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы. 
Про таких людей говорят — сообразительные, находчивые, смышленые. 
Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону. 
Критичность ума — способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения. 
Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». 
Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность. 
Особенности творческого мышления

Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым. 
В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично. 
Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей: 
1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко 
выраженное стремление к интеллектуальной новизне. 
По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее; 
2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможности его нового использования, расширять функциональное применение на практике; 
3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 
4) семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Условия, влияющие на творческий процесс: 
1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач; 
2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и не достаточно эффективен; 
3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути; 
4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований; 
5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой. 
Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения — это процесс индивидуальный. 
Качества, препятствующие развитию творческого мышления: 
1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»; 
2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения; 
3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается; завышенная оценка собственных достижений, идей; 
4) высокая личностная тревожность; 
5) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений. Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект», 
под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами. 
Наличие творческого мышления — важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания. 
Существуют следующие пути развития мышления: 
1) необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»; 
2) мышление развивается в процессе овладения знаниями. В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д; 
3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело; 
4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон; 
5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок; 
6) важный прием, развивающий мышление, — это сравнение близких понятий; 
7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку; 
8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника; 
9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач. Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.

Заключение.

Открываемые мышлением  свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

1. Патопсихология- теория и практика. -  М.,2000

2.    Р.С. Немов, Общая психология. - М., 2001

3.    М. Малашкина, Популярная история психологии.  -  М.,2002

4.    Хрестоматия - психологическая типология, составитель К.В. Сельченок. -  М.,2000

5.    А.А.Реан, С.И. Розум, Психология и педагогика. -  Спб.,2000, Р.С. Немов, Психология, т.1(в 3-х томах). -  М.,1999

6.    Современная психология; справочное руководство.- М.,1999,

7.    Ассоциативная психология Г. Спенсер, Основания психологии, Т.Циген, Физиологическая психология в 14-ти лекциях. -  М.,1998

8.    Б.В.Зейгарник, Патопсихология. - М., 2000

11.М.И Еникеев,  Общая и социальная психология. -  М.,2002

12.Р.С. Немов,  Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). -  М., 2003, ч. 1

13. Общая психология, под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002, 14. Психология, под редакцией  А.В.Крылова. - М., 2001

15.Л.Б. Ительсон, Лекции по общей психологии. - М.,2000,

Информация о работе Мышление