Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:40, доклад
Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром.
В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.
Мышление — это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Ответы
на многие познавательные вопросы человек
не может получить путем непосредственного
взаимодействия с окружающим миром.
В этом случае задачи решаются косвенным
путем при помощи мыслительных действий
или процессов мышления.
Мышление — это наиболее сложный познавательный
процесс, который является высшей формой
отражения мозгом окружающего мира.
Отметим отличительные черты мышления:
1) творчески перерабатывает уже имеющиеся
представления и создает новые, которых
в данных момент еще не существует ни у
субъекта, ни в самой действительности;
2) способно отражать не только отдельные
предметы, явления и свойства, но и существующие
между ними связи, причем в обобщенной
форме.
3) опосредованно отражает окружающий
мир. Например, о наличии инфекции в организме
судят по повышению температуры тела.
К опосредованному познанию человек
прибегает в следующих случаях:
а) если непосредственное познание невозможно,
так как
наши анализаторы несовершенны или
вовсе отсутствуют,
например, человек не воспринимает ультразвук,
инфра
красное излучение, рентгеновские лучи;
б) если непосредственное познание невозможно
в условиях реального времени, например,
археологические и патологические
в) если непосредственное познание нецелесообразно,
на
пример, нет смысла выходить на улицу,
чтобы узнать температуру воздуха, более
рационально посмотреть на показания
градусника за окном или прослушать прогноз
погоды;
4) активно функционирует в условиях
проблемной ситуации;
5) расширяет границы познания; благодаря
интеллекту человек преодолел земное
притяжение, спустился на дно океана и
т. д.;
6) позволяет предвидеть наступление
некоторых событий, например, солнечного
затмения. Итак, мышление позволяет опосредованно,
отвлеченно
и обобщенно познавать окружающую действительность.
Мышление
классифицируется по различным основаниям.
Назовем наиболее часто используемые
классификации видов мышления.
По характеру решаемых задач выделяется
мышление теоретическое, с помощью которого
устанавливаются общие закономерности,
и практическое, посредством которого
решаются конкретные задачи.
По степени
развернутости мышление бывает дискурсивным
(задача решается постепенно, шаг за шагом)
и интуитивным (решение приходит внезапно,
на основании догадки).
В зависимости от оригинальности, новизны
выделяют мышление репродуктивное (усвоение
готовых знаний) и продуктивное (творческое).
По форме мышление бывает наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое.
Остановимся подробнее на последней
классификации, как одной из наиболее
часто применяемых, особенно в возрастной
и педагогической психологии, психологии
личности.
Наглядно-действенное мышление направлено
на решение задач посредством внешних,
практических действий. Часто применяется
в быту, например, чтобы понять, для чего
предназначены кнопки на магнитофоне,
мы часто начинаем последовательно на
них нажимать.
Эта форма мышления является наиболее
элементарной, раньше других возникает
в процессе онтогенеза и является основой
для формирования более сложных видов
мышления.
Наглядно-образное мышление опирается
на представления или восприятие, так
как задачи решаются посредством образов.
Однако образы мышления отличаются
от образов восприятия своей обобщенностью
и отвлеченностью в образах мышления отражены
только наиболее важные и существенные
свойства.
Словесно-логическое мышление — это
мышление понятийное, когда задача решается
при помощи рассуждений.
Форма мышления, посредством которой
отражаются общие, наиболее существенные
свойства явлений и предметов окружающего
мира, называется понятием.
Понятия подразделяются на общие (отличаются
большим объемом) и конкретные.
Общие понятия выражаются через конкретные,
например, сажают не просто дерево как
таковое, а конкретно березу, яблоню и
т. д.
В процессе мышления человек рассуждает.
Суждения отражают существующие между
предметами, явлениями, их свойствами
связи.
Могут содержать либо утверждение какого-либо
положения, либо отрицание.
Суждения подразделяются на общие, частные,
единичные.
Общие суждения содержат утвердительную
или отрицательную информацию обо всех
предметах и явлениях («у детей высокая
переключаемость внимания»).
Частные — только о части предметов
и явлений, включенных в понятие («дети
этого класса хорошо танцуют»).
Единичные — речь идет об индивидуальном
понятии («Витя Иванов хорошо рисует»).
Как правило, в ходе рассуждения делаются
какие-то выводы, тем самым создавая новые
суждения.
Форма мышления, посредством которой
сопоставляются и анализируются разнообразные
суждения с целью получения нового суждения,
называется умозаключением. Если умозаключение
делается от единичного, частного суждения
к общему, то это есть индукция.
Обратный процесс, когда единичный вывод
формулируется на основе общего суждения,
называется дедукцией.
Пример индукции: лису можно убить стрелой,
отравленной ядом кураре.
Лиса — животное.
Животное можно убить ядом кураре.
Пример дедукции: животное можно убить
стрелой, отравленной ядом кураре.
Заяц — животное.
Зайца можно убить ядом кураре.
Несмотря на все многообразие видов
мышления в реальности они не существуют
изолированно друг от друга.
Мыслительные задачи решаются с помощью
мыслительных
операций.
Назовем наиболее значимые из них.
Анализ — мыслительная операция, посредством
которой производится разделение целого
на составляющие его части.
Синтез — мысленное объединение отдельных
частей в единый целостный образ.
Сравнение — мыслительная операция,
благодаря которой происходит сопоставление
предметов и явлений для обнаружения сходства
и различия между ними.
Абстракция — мыслительная операция,
в процессе которой выделяются значимые,
существенные свойства предметов и явлений,
при этом отвлекаются от несущественных
свойств.
Обобщение — мыслительная операция,
объединяющая явления и предметы по существенным,
наиболее общим признакам.
Конкретизация — мысленный переход
от общих понятий, суждений к единичным,
соответствующим общим.
Наличие у человека выделенных мыслительных
операций свидетельствует о хорошем уровне
развития мышления.
Каждый человек отличается от другого
разнообразными качествами мышления.
Подробнее остановимся на их рассмотрении.
Широта ума — это способность человека
видеть задачу в целом, масштабно, но при
этом не забывать о важности деталей. О
человеке, обладающем широтой ума, говорят,
что у него широкий кругозор.
Глубина ума — умение человека разбираться
в самой сущности вопроса.
Противоположным отрицательным качеством
является поверхностность мышления, когда
человек, обращая внимание на мелочи, не
замечает главного, важного, существенного.
Самостоятельность мышления — способность
человека выдвигать и решать новые задачи
без помощи других людей.
Гибкость мышления — умение человека
отказаться от выработанных ранее способов
решения задач и нахождение более рациональных
способов и приемов.
Противоположным отрицательным качеством
является косность (стереотипность, ригидность)
мышления, когда человек следует ранее
найденным способам решения, несмотря
на их непродуктивность.
Быстрота ума — способность человека
в короткий срок разобраться в поставленной
задаче, найти эффективные пути решения,
сделать правильные выводы.
Часто наличие этого качества определяется
особенностями функционирования нервной
системы.
Про таких людей говорят — сообразительные,
находчивые, смышленые.
Однако следует отличать быстроту мышления
от торопливости, когда человек бросается
решать задачу, до конца не обдумав ее,
а выхватив лишь одну какую-то сторону.
Критичность ума — способность
человека давать объективную оценку себе
и окружающим, всесторонне проверяя все
существующие решения.
Примером критичности можно считать
высказывание Сократа, который говорил:
«Я знаю только то, что ничего не знаю».
Таким образом, каждый человек обладает
своими индивидуальными особенностями,
характеризующими его мыслительную деятельность.
Особенности творческого мышления
Вопрос
о психологической природе творчества
до сих пор остается открытым.
В настоящее время ответить на этот
вопрос можно лишь частично.
Дж. Гилфорд полагал, что творческое
мышление характеризуется преобладанием
четырех особенностей:
1) оригинальность, необычность высказываемых
идей, ярко
выраженное стремление к интеллектуальной
новизне.
По словам исследователя, творческая
личность всегда имеет собственный взгляд
на все происходящее;
2) семантическая гибкость, т. е. способность
видеть объект под новым углом зрения,
обнаруживать возможности его нового
использования, расширять функциональное
применение на практике;
3) образная адаптивная гибкость, т. е.
способность изменить восприятие объекта
таким образом, чтобы видеть его новые,
скрытые от наблюдения стороны;
4) семантическая, спонтанная гибкость,
т. е. способность продуцировать разнообразные
идеи в неопределенной ситуации, в частности
в такой, которая не содержит ориентиров
для этих идей.
Условия,
влияющие на творческий процесс:
1) успешный в прошлом опыт может тормозить
нахождение новых, более рациональных
способов решения задач;
2) если нахождение правильного решения
далось с большим трудом, то возвращение
к этому способу в дальнейшем будет более
вероятным, если даже он и не достаточно
эффективен;
3) стереотипность мышления, которая
возникает в силу первых двух условий,
можно преодолеть, если на некоторое время
отложить решение, а затем вернуться к
нему с твердым намерением искать новые
пути;
4) частые неудачи тормозят творческий
процесс, может сформироваться мотив избегания
неудач, когда человек боится начинать
что-то новое из-за возможных разочарований;
5) для успешного протекания творческого
процесса необходима должная мотивация
и соответствующий эмоциональный настрой.
Нахождение оптимальной мотивации и
оптимального уровня эмоционального возбуждения
— это процесс индивидуальный.
Качества, препятствующие развитию
творческого мышления:
1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению
следовать чужому мнению, отказываясь
от собственного, боязнь оказаться «белой
вороной»;
2) боязнь показаться чрезмерно критичным
и даже агрессивным в неприятии чужого
мнения;
3) боязнь отмщения со стороны того, чье
мнение отрицается; завышенная оценка
собственных достижений, идей;
4) высокая личностная тревожность;
5) чрезмерная критичность мышления,
которая не позволяет сосредоточиться
на выработке продуктивных идей, так как
все силы уходят на критику других мнений.
Понятие «творчество» тесно связано с
понятием «интеллект»,
под которым подразумевается наличие
у человека общих умственных способностей,
благодаря чему он успешно справляется
с разнообразными задачами.
Наличие творческого мышления — важный
показатель интеллекта человека, для его
формирования необходимо придерживаться
определенной линии воспитания.
Существуют следующие пути развития
мышления:
1) необходимо следовать принципу: «Хочешь
быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать
и перестань говорить, когда нечего больше
сказать»;
2) мышление развивается в процессе овладения
знаниями. В качестве источников знания
могут выступать: книги, СМИ, школа, и т.
д;
3) любой вид мышления начинается с вопроса,
а значит, следует учиться умению задавать
вопросы по каждому событию, с которым
имеешь дело;
4) полезно развивать умение замечать
новое в привычном, видеть предмет или
явление с различных сторон;
5) следует тренировать гибкость ума,
чему способствуют игры на сообразительность,
решение ребусов, логических загадок;
6) важный прием, развивающий мышление,
— это сравнение близких понятий;
7) следует помнить о неразрывной связи
между мышлением и речью, а это значит,
что для лучшего понимания надо попробовать
изложить материал другому человеку;
8) развитию мышления также способствует
использование письменной речи, поэтому
полезно написание сочинения, ведение
дневника;
9) для развития мышления полезны дискуссии,
свободное изложение прочитанного, решение
парадоксальных задач. Итак, развитие
мышления возможно при желании человека
овладевать новыми знаниями, стремлении
в достижении творческих и профессиональных
высот.
Заключение.
Открываемые мышлением
свойства окружающего мира очень важны,
так как позволяют человеку успешно приспосабливаться
к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть
те или иные факты и события, потому что
мышление всякий раз , как бы добывает
знания, являющиеся общими для целого
класса явлений, а не только для одного
какого-то случая. Умение найти в новой
ситуации общее с прежней, постижение
общего в казалось бы разных случаях –
важнейшее отличительное свойство мышления.
Мышление обнаруживает, открывает в окружающем
мире определенные классы предметов и
явлений, родственных по тому или иному
признаку. Итак, мышление, будучи познавательным
процессом, отличается от других тем, что
осуществляет обобщение и опосредованное
познание объективной реальности, хотя,
опирается при этом на чувственное познание
при активном взаимодействии человека
с познаваемым объектом. Активное взаимодействие,
преобразование предметов, различные
действия человека являются существенной
особенностью мышления, ведь только в
ходе действий с предметами выявляются
несовпадения чувственно данного, познаваемого
в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого,
скрытого. Эти несовпадения явления и
сущности вызывают поиск, мыслительную
активность человека, в результате которой
достигается познание, открытие существенно
нового.
Список
используемой литературы:
1. Патопсихология- теория и практика. - М.,2000
2. Р.С. Немов, Общая психология. - М., 2001
3. М. Малашкина, Популярная история психологии. - М.,2002
4. Хрестоматия - психологическая типология, составитель К.В. Сельченок. - М.,2000
5. А.А.Реан, С.И. Розум, Психология и педагогика. - Спб.,2000, Р.С. Немов, Психология, т.1(в 3-х томах). - М.,1999
6. Современная психология; справочное руководство.- М.,1999,
7. Ассоциативная психология Г. Спенсер, Основания психологии, Т.Циген, Физиологическая психология в 14-ти лекциях. - М.,1998
8. Б.В.Зейгарник, Патопсихология. - М., 2000
11.М.И Еникеев, Общая и социальная психология. - М.,2002
12.Р.С. Немов, Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). - М., 2003, ч. 1
13. Общая психология, под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002, 14. Психология, под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001
15.Л.Б. Ительсон, Лекции по общей психологии. - М.,2000,