Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии вопросы мышления ставились обычно очень абстрактно. Происходило это отчасти потому, что при исследовании мышления имелись в виду лишь те задачи и те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов - сознательно или бессознательно - принимало за единственный образец умственной работы работу ученого, философа, вообще "теоретика". Между тем в жизни мыслят не только "теоретики". В работе любого организатора, администратора, производственника, хозяйственника и так далее ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Исследование "практического мышления", казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важность и не меньший интерес, чем исследование "мышления теоретического".

Работа содержит 1 файл

мышление (психология).docx

— 51.03 Кб (Скачать)

Б.М. Теплов. Практическое мышление  
Добавлено
Psychology OnLine.Net

В психологии вопросы  мышления ставились обычно очень  абстрактно. Происходило это отчасти  потому, что при исследовании мышления имелись в виду лишь те задачи и  те мыслительные операции, которые  возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство  психологов - сознательно или бессознательно - принимало за единственный образец  умственной работы работу ученого, философа, вообще "теоретика". Между тем  в жизни мыслят не только "теоретики". В работе любого организатора, администратора, производственника, хозяйственника и  так далее ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Исследование "практического  мышления", казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важность и не меньший интерес, чем исследование "мышления теоретического". 

Неверно будет  сказать, что в психологии вовсе  не ставилась проблема "практического  интеллекта". Она ставилась часто, но в другом плане. Говоря о "практическом интеллекте", разумели некий совсем особый интеллект, работающий иными  механизмами, чем те. которыми пользуется обычное теоретическое мышление. Проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о так называемом наглядно-действенном, или сенсомоторном  мышлении. Под этим разумелось мышление, которое, во-первых, неотрывно от восприятия оперирует лишь непосредственно  воспринимаемыми вещами и теми связями  вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого  манипулирования с вещами, неотрывно  от действия в моторном, физическом смысле этого слова. В такого рода мышлении человек решает задачу, глядя  на вещи и оперируя с ними. Понятие  наглядно-действенного мышления —  очень важное понятие. Крупнейшим приобретением  материалистической психологии является установление того факта, что и в  филогенезе, и в онтогенезе генетически  первой ступенью мышления может быть только наглядно-действенное мышление. "Интеллектуальная деятельность формируется  сначала в плане действия; она  опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных  целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка  на этой ступени (имеются в виду первые годы жизни. — Б. Т.) лишь наглядно-действенное мышление или сенсомопюрный интеллект" (Рубинштейн, 1940). 

Очевидно, однако, что понятие сенсомоторного интеллекта не имеет прямого отношения к  тому вопросу, с которого мы начали, к вопросу об особенностях практического  мышления. Человек, занятый организационной  работой, решает стоящие перед ним  задачи, опираясь вовсе не на непосредственное восприятие вещей и прямое манипулирование  с ними. Самые объекты его умственной деятельности — взаимоотношения  групп людей, занятых в каком-либо производстве, способы руководства  этими группами и установления связи  между ними и т. п. — таковы, что  они едва ли поддаются непосредственному  восприятию и уж во всяком случае не поддаются физическому, моторному  оперированию с ними. Скорее уж можно  предположить сенсомоторный интеллект  у ученого-экспериментатора в области, например, физики или химии, чем у  практика-администратора. Участие в  мышлении восприятия и движения различно в разных конкретных видах деятельности, но степень участия никак не является признаком, отличающим практическое мышление от теоретического. 

Отличие между  этими двумя типами мышления нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в том, что тут действуют "два разных интеллекта". Интеллект  у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы  мыслительной деятельности, поскольку  различны задачи, стоящие в том  и другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом уме. 

Различие между  теоретическим и практическим мышлением  заключается в том, что они  по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое — нет, а в том, что характер этой связи различен. 

Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в  основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ~ таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности", — писал Ленин (Полн. собр. соч. Т.29. С.152-153). И в другом месте: "Движение познания к объекту всегда может идти лишь диалектически: отойти, чтобы вернее попасть — ...отступить, чтобы лучше прыгнуть (познать?)" (Поли. собр. соч. Т. 29. С. 252). 

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно  на первой части целостного пути познания; на переходе от живого созерцания к  абстрактному мышлению, на (временном!) отходе — отступлении от практики. Работа практического ума сосредоточена  главным образом на второй части  этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом "верном попадании", прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход. 

И теоретическое, и практическое мышление связано  с практикой, но во втором случае связь  эта имеет более непосредственный характер. Работа практического ума  непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как  работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих  конечных результатах. Отсюда та своеобразная "ответственность", которая присуща  практическому мышлению. Теоретический  ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет  ответствен- 

Это убеждение  глубоко ошибочно. Если различие между  практическим и теоретическим умами  понимать так, как это сделано  выше, то нет ни малейшего основания  считать работу практического ума  более простой и элементарной, чем работу ума теоретического. Да и фактически высшие проявления человеческого  ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих "практиков", и у великих "теоретиков". Ум Петра Первого ничем не ниже, не проще и не элементарнее, чем ум Ломоносова. 

Мало того. Если уж устанавливать градации деятельностей  по трудности и сложности требований, предъявляемых ими к уму, то придется признать, что с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также  жесткости условий, в которых  протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы  практической деятельности. Умственная работа ученого, строго говоря, проще, яснее, спокойнее (это не значит обязательно "легче"), чем умственная работа политического деятеля или полководца. Но, конечно, установление такого рода градаций — дело в значительной мере искусственное. Главное не в  них, а в том, чтобы полностью  осознать психологическое своеобразие  и огромную сложность и важность проблемы практического мышления. 

Вопрос о практическом уме только еще ставится в психологии, и путь к его разрешению лежит  через деятельное изучение особенностей умственной работы человека в различных  конкретных областях практической деятельности. ность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может  выдвигать разного рода рабочие  гипотезы, испытывать их иногда в течение  очень длительного срока, отбрасывать  те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности  пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограничены, так  как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и — что  особенно важно — практический работник далеко не всегда имеет время для  такого рода проверок. Жесткие условия  времени — одна из самых характерных  особенностей работы практического  ума. 

Сказанного уже  достаточно, чтобы поставить под  сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в  том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические  деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что  гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятии философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким  проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический  ум рассматривался как высшая возможная  форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его  ступенях, — ум политика, государственного деятеля, полководца — расценивался с этой точки зрения как более  элементарная, более легкая, как  бы менее квалифицированная форма  интеллектуальной деятельности 
 
 
 
 

Виды  и процессы мышления. Развитие мышления в  персоногенезе.

Мышление — это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная — это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. 

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно  понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки  зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие  особенности детской логики, как:

♦ нечувствительность к противоречиям;

♦ синкретизм (тенденция связывать все со всем);

♦ трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);

♦ отсутствие представления о сохранении количества. 

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия  и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый — ребенку 2-3 года. При просьбе  положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые  положены рядом, и есть подходящие, — таков синкретизм детского мышления.

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет  может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка  попарного сходства. Третий этап наступает  в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И  наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия  сформированы на базе житейского опыта  и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются  на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических  положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. 

Итак, мышление развивается от конкретных образов  к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и  предметах.

Выделяют разные виды мышления. 

Наглядно-действенное  мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. 

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность — составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа. 

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также  теоретическое и практическое, интуитивное  и аналитическое, реалистическое и  аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. 

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое — это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления — подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае — это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения. 

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Информация о работе Мышление