Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:33, контрольная работа
В психологии вопросы мышления ставились обычно очень абстрактно. Происходило это отчасти потому, что при исследовании мышления имелись в виду лишь те задачи и те мыслительные операции, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности. Большинство психологов - сознательно или бессознательно - принимало за единственный образец умственной работы работу ученого, философа, вообще "теоретика". Между тем в жизни мыслят не только "теоретики". В работе любого организатора, администратора, производственника, хозяйственника и так далее ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Исследование "практического мышления", казалось бы, должно представлять для психологии не меньшую важность и не меньший интерес, чем исследование "мышления теоретического".
Б.М. Теплов. Практическое
мышление
Добавлено Psychology
OnLine.Net
В психологии вопросы
мышления ставились обычно очень
абстрактно. Происходило это отчасти
потому, что при исследовании мышления
имелись в виду лишь те задачи и
те мыслительные операции, которые
возникают при чисто
Неверно будет
сказать, что в психологии вовсе
не ставилась проблема "практического
интеллекта". Она ставилась часто,
но в другом плане. Говоря о "практическом
интеллекте", разумели некий совсем
особый интеллект, работающий иными
механизмами, чем те. которыми пользуется
обычное теоретическое
Очевидно, однако,
что понятие сенсомоторного интеллекта
не имеет прямого отношения к
тому вопросу, с которого мы начали,
к вопросу об особенностях практического
мышления. Человек, занятый организационной
работой, решает стоящие перед ним
задачи, опираясь вовсе не на непосредственное
восприятие вещей и прямое манипулирование
с ними. Самые объекты его умственной
деятельности — взаимоотношения
групп людей, занятых в каком-либо
производстве, способы руководства
этими группами и установления связи
между ними и т. п. — таковы, что
они едва ли поддаются непосредственному
восприятию и уж во всяком случае не
поддаются физическому, моторному
оперированию с ними. Скорее уж можно
предположить сенсомоторный интеллект
у ученого-экспериментатора в области,
например, физики или химии, чем у
практика-администратора. Участие в
мышлении восприятия и движения различно
в разных конкретных видах деятельности,
но степень участия никак не является
признаком, отличающим практическое мышление
от теоретического.
Отличие между
этими двумя типами мышления нельзя
искать в различиях самих механизмов
мышления, в том, что тут действуют
"два разных интеллекта". Интеллект
у человека один, и едины основные
механизмы мышления, но различны формы
мыслительной деятельности, поскольку
различны задачи, стоящие в том
и другом случае перед умом человека.
Именно в этом смысле можно и должно
говорить в психологии о практическом
и теоретическом уме.
Различие между
теоретическим и практическим мышлением
заключается в том, что они
по-разному связаны с практикой: не в
том, что одно из них имеет связь с практикой,
а другое — нет, а в том, что характер этой
связи различен.
Работа практического
мышления в основном направлена на
разрешение частных конкретных задач:
организовать работу данного завода,
разработать и осуществить план
сражения и т. п., тогда как работа
теоретического мышления направлена в
основном на нахождение общих закономерностей:
принципов организации
Работа теоретического
ума сосредоточена
И теоретическое,
и практическое мышление связано
с практикой, но во втором случае связь
эта имеет более
Это убеждение
глубоко ошибочно. Если различие между
практическим и теоретическим умами
понимать так, как это сделано
выше, то нет ни малейшего основания
считать работу практического ума
более простой и элементарной,
чем работу ума теоретического. Да
и фактически высшие проявления человеческого
ума мы наблюдаем в одинаковой
мере и у великих "практиков", и у
великих "теоретиков". Ум Петра Первого
ничем не ниже, не проще и не элементарнее,
чем ум Ломоносова.
Мало того. Если
уж устанавливать градации деятельностей
по трудности и сложности
Вопрос о практическом
уме только еще ставится в психологии,
и путь к его разрешению лежит
через деятельное изучение особенностей
умственной работы человека в различных
конкретных областях практической деятельности.
ность в самом процессе мыслительной
деятельности. Ученый-теоретик может
выдвигать разного рода рабочие
гипотезы, испытывать их иногда в течение
очень длительного срока, отбрасывать
те, которые себя не оправдывают, заменять
их другими и т. д. Возможности
пользоваться гипотезами у практика
несравненно более ограничены, так
как проверяться эти гипотезы
должны не в специальных экспериментах,
а в самой жизни, и — что
особенно важно — практический работник
далеко не всегда имеет время для
такого рода проверок. Жесткие условия
времени — одна из самых характерных
особенностей работы практического
ума.
Сказанного уже
достаточно, чтобы поставить под
сомнение одно очень распространенное
убеждение, а именно убеждение в
том, что наиболее высокие требования
к уму предъявляют
Виды и процессы мышления. Развитие мышления в персоногенезе.
Мышление —
это наиболее обобщенная и опосредованная
форма психического отражения, устанавливающая
связи и отношения между познаваемыми
объектами. В своем становлении оно проходит
две стадии: допонятийную и понятийную.
Допонятийная — это начальный этап развития
мышления у ребенка, когда последнее имеет
иную, чем у взрослых, организацию. Суждения
детей — единичные, о данном конкретном
предмете. При объяснении чего-либо все
сводится ими к частному, знакомому. Большинство
суждений — по сходству или по аналогии,
поскольку на этой стадии главную роль
в мышлении играет память. Самая ранняя
форма доказательства — пример. Учитывая
такую особенность мышления ребенка, когда
его убеждают или что-то ему объясняют,
необходимо подкреплять свою речь наглядными
примерами.
Главной особенностью
допонятийного мышления является эгоцентризм
(не путать с эгоизмом). Соответственно
ребенок до 5 лет не может посмотреть
на себя со стороны, не способен правильно
понять ситуации, требующие некоторого
отрешения от собственной точки
зрения и принятия чужой позиции.
Эгоцентризм обусловливает
♦ нечувствительность к противоречиям;
♦ синкретизм (тенденция связывать все со всем);
♦ трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
♦ отсутствие представления
о сохранении количества.
При нормальном
развитии ребенка мышление допонятийное,
компонентами которого служат конкретные
образы, сменяется понятийным (абстрактным),
для которого характерны понятия
и формальные операции. Понятийное
мышление приходит не сразу, а постепенно,
через ряд промежуточных
Второй этап
отличается тем, что дети используют
элементы объективного сходства двух
предметов, но уже третий предмет
может быть похож только на один
из первой пары — возникает цепочка
попарного сходства. Третий этап наступает
в 7-10 лет, когда дети могут объединить
группу предметов по сходству, но не
способны осознать и назвать признаки,
характеризующие эту группу. И
наконец, у подростков 11-14 лет появляется
понятийное мышление, однако еще несовершенное,
поскольку первичные понятия
сформированы на базе житейского опыта
и не подкреплены научными данными.
Совершенные понятия
Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Выделяют разные
виды мышления.
Наглядно-действенное
мышление опирается на непосредственное
восприятие предметов, реальное преобразование
ситуации в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное
мышление характеризуется опорой на
представления и образы. Его функции связаны
с представлением ситуаций и изменений
в них, которых человек хочет добиться
в результате своей деятельности, преобразующей
ситуацию. Очень важная его особенность
— составление непривычных, невероятных
сочетаний предметов и их свойств. В отличие
от наглядно-действенного здесь ситуация
преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.
Различают также
теоретическое и практическое, интуитивное
и аналитическое, реалистическое и
аутистическое, продуктивное и репродуктивное
мышление.
Теоретическое
и практическое мышление разнятся
по типу решаемых задач и вытекающих отсюда
структурных и динамических особенностей.
Теоретическое — это познание законов,
правил. Примером его служит открытие
периодической таблицы элементов Д. И.
Менделеева. Основная задача практического
мышления — подготовить физическое преобразование
действительности: постановка цели, создание
плана, проекта, схемы. Одна из важных его
особенностей заключается в том, что оно
развертывается в условиях жесткого дефицита
времени. Практическое мышление предоставляет
весьма ограниченные возможности для
проверки гипотез, все это делает его подчас
более сложным, чем теоретическое. Последнее
же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим.
Здесь критерием является характер обобщений,
с которыми имеет дело мышление; в одном
случае — это научные понятия, а в другом
— житейские, ситуационные обобщения.
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.