Марксистская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития.

Содержание

1. Основные черты марксистской философии
2. Философия марксизма.
- общее понятие марксистской философии
- предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии
- источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса)
- диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии
- материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации
- экономическое направление марксистской философии
- диалектический материализм
3. Проблемы человеческого начала в марксистской философии

Работа содержит 1 файл

Философия Марксистская философия.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

   бурный  рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи  и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых  организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

   крушение  идеалов Великой французской  революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность  воплощения в реальной жизни;

   нарастание  социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

   кризис  традиционных буржуазных ценностей (превращение  буржуазии из революционной в  консервативную силу, кризис буржуазного  брака и нравственности).

   3. Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).

   Главными  произведениями основателей марксизма  являются:

   «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

   «Капитал» К. Маркса;

   «Экономическо-философские  рукописи 1844 г.» К. Маркса;

   «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;

   «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;

   «Диалектика природы» Ф. Энгельса;

   «Анти-Дюринг»  Ф. Энгельса;

   «Роль труда в процессе превращения  обезьяны в человека» Ф. Энгельса;

   «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

   4. Диалектический и  исторический материализм  – основные направления  марксистской философии.

   Марксистская  философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших  разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

   5. Материалистическое  понимание истории.  Общественно-экономические  формации.

   Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:

   на  каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности  вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

   производственные  отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для  институтов государства и общества, общественных отношений;

   указанные государственные и общественные институты, общественные отношения  выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

   базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

   в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

   рост  уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

   уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход  истории.

   6. Экономическое направление марксистской философии.

   Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие  понятия:

   средства  производства;

   отчуждение;

   прибавочная стоимость;

   эксплуатация  человека человеком.

   Средства  производства – уникальный товар, функция  труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

   В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

   Стоимость производственного наемной рабочей  силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.  

   Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

   будет ликвидирована частная собственность  на средства производства;

   будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

   частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной);

   производственный  продукт, результаты труда будут  делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

   7. Диалектический материализм.

   В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

   основной  вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

   сознание  понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

   материя находится в постоянном движении и развитии;

   Бога  нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

   материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; 

   важным  фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

   развитие  происходит по законам диалектики –  единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания  отрицания.   
 
 
 
 

Проблемы человеческого начала в марксистской философии  
 
Наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концепцию человека развивает марксистская философия. Она исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит развиваемая теория предметно-практической деятельности.  
С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря ему, человек на всех этапах исторического развития остается тождественен самому себе.  
Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека. Человек – это часть природы, живое телесное существо. Природно-биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, пол, наследственность и другие качества человека. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации. Наиболее крупные из них – расы. Раса – это набор определенного генотипа, приспособленного к конкретным условиям среды обитания, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаков.  
Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. Марксистская философия предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции общественно практической, деятельностной сущности человека.  
С точки зрения этой концепции человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду.  
«Труд создал человека». В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека. Однако необходимо уточнить, в чем состоит особенность человеческого труда, позволившая ему конституироваться в качестве особого существа, речь идет о решении проблемы человеческого начала.  
Решение вопроса о человеческом начале означает выяснение специфики человека как качественно новой, по сравнению с животной, сложной открытой системы. При определении границы перехода от животного к человеку чаще всего в марксистской антропологии ее определяют началом изготовления орудий труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что уже у животных наблюдаются элементы инстинктивной деятельности, имеют место начальные формы изготовления примитивных орудий труда.  
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности постепенно перерастают в специфический способ жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том, что производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой становится невозможной сама жизнь. Это превращение взаимосвязано и с превращением животной активности и животной деятельности в трудовую деятельность человека, которая выступает как процесс создания самих орудий труда, а так же создания с их помощью путем воздействия на природу средств удовлетворения жизненных потребностей человека.  
Человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится потребностью, потребностей людей, что труд становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфическим способом жизнедеятельности является не приспособление и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействует на природу, творит мир очеловеченной природы. В процессе трудовой деятельности человек создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Ленин В.И. Полное собрание  сочинений. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1958–1965. – Т. 18.

2. Ленин В.И. Полное собрание  сочинений. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1958–1965. – Т. 29.

3. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения.  – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 2.

4. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения.  – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 3.

5. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения.  – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 4.

6. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения.  – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 6.

7. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения.  – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 13.

8. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения.  – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955–1981. –  Т. 23. 

Информация о работе Марксистская философия