Марксистская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками - французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория появилась в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Данная общественная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Высшая цель марксизма -- разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

Содержание

Введение.
Биографическая справка.
Общее понятие марксистской философии.
Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.
Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).
Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.
Экономическое направление марксистской философии.
Диалектический материализм.
Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии.
Заключение.
Список литература.

Работа содержит 1 файл

реферет философия.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

     Содержание.

    Введение.

  1. Биографическая справка.
  2. Общее понятие марксистской философии.
  3. Предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии.
  4. Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).
  5. Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.
  6. Экономическое направление марксистской философии.
  7. Диалектический материализм.
  8. Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии.

    Заключение.

    Список литература. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

     Классическая  марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками - французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория появилась в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Данная общественная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Высшая цель марксизма -- разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

           Философия марксизма исследует  фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и.т.д.

           Уже в самом начале деятельности  Маркс осознает как свое призвание  защиту интересов «бедной, политически  и социально обездоленной массы». Будучи последователем Гегеля, Маркс  разделял тогда идею о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, содействующего прогрессу. Но вскоре он пришел к выводам, что государство руководствуется интересами привилегированных сословий и не настроено прислушиваться к философскому анализу. Во-вторых, Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины социальных проблем.

          Начиная с 1842 года Маркс изучает  новое для Германии общественное  движение -- социализм и коммунизм,  знакомится с социалистической  традицией Франции и Англии. В  пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего строя, поскольку именно пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества, поэтому Маркс оценивает пролетариат как силу, благодаря которой философия может осуществить свое призвание. 
 
 
 
 

1. Биографическая справка.

     Карл  Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

     В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в1841г. получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных проблем. Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие." или -"Оружие критики не может заменить конечно критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д. т.е еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале". Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли :" Философия есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь инстинктивно."

     Марксу  удалось за короткий срок стать одним  из лидеров данного направления, что и привлекло пристальное  внимание полиции. Несмотря на то, что  Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883 находит убежище в Лондоне.

     В лондонский период жизни К. Маркс  пишет в числе многих произведений и “Капитал”, который рассматривал как труд всей своей жизни . Что касается финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты “Нью-Йорк дейли трибюн”, но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу “К критике политической экономии”, и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Общее понятие  марксистской философии.

     Марксистская  философия была создана совместно  двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

     Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла  за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую  популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

     В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена  в ранг официальной государственной  идеологии и была превращена в  догму.

     Актуальной  задачей для сегодняшнего марксизма  является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Предпосылки возникновения  марксизма и марксистской  философии.

       Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

    • предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
    • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
    • крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
    • нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
    • кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
 
 
 
 
 
 

       
 
 

     3. Источники марксистской  философии (главные  произведения К.  Маркса и Ф.  Энгельса).

     Главными  произведениями основателей марксизма  являются:

     «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

     «Капитал» К. Маркса;

     «Экономическо-философские  рукописи 1844 г.» К. Маркса;

     «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;

     «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;

     «Диалектика природы» Ф. Энгельса;

     «Анти-Дюринг»  Ф. Энгельса;

     «Роль труда в процессе превращения  обезьяны в человека» Ф. Энгельса;

     «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Диалектический и  исторический материализм  – основные направления  марксистской философии.

     Марксистская  философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Материалистическое  понимание истории.  Общественно-экономические  формации.

     Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм). Суть исторического материализма в следующем:

    • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
    • производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
    • указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
    • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
    • в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
    • рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
    • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Экономическое направление  марксистской философии.

     Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие  понятия:

    1. средства производства;
    2. отчуждение;
    3. прибавочная стоимость;
    4. эксплуатация человека человеком.

     Средства  производства – уникальный товар, функция  труда высшего уровня, позволяющие  производить новый товар. Для  производства нового товара помимо средств  производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».

     В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату. Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

    • будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
    • будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
    • частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной);
    • производственный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. Диалектический материализм.

     В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

Информация о работе Марксистская философия