Марксистская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Введение

     Учение  Маркса вышло на общественную арену  в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением. К середине XX века он развивается  в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской  Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.

     Историческое  значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых  защищала и выражала эта общественная теория. Вместо всемирной индустриализации, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

     Высшая  цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

     Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы человека вообще. Это - мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера, которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

     В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения  кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса. Между тем марксистская философия была и остается ориентированной преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач. Чем дальше человечество будет выходить из состояния господства архаических и современных видов частной собственности и отчужденного труда, чем прочнее будут симптомы и гарантии приближения к концу его «предыстории», как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для XIX-XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма.

1 Основные идеи  и принципы марксизма  2 – ой половины  XIX в.

     Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс1. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

     По  словам Энгельса, - марксистская философия – это « мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некой особой науке наук, а в реальных науках»2.

     Марксизм  возник в середине XIX века. К этому  времени капитализм на Западе уже  достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более организованный характер.

     Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.

     Общество  в марксизме рассматривается  как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов движущая сила истории, а ее высшее выражение социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).

     Высшая  цель марксизма — разработка и  теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения отчуждения и несвободы людей.

     Марксизм  стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось  на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений.

     К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом  сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из таких основных идей как:

  1. Доминирование классовой борьбы в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций, выдвигали на первый план классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и, особенно, классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словам Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее абсолютизация и упрощенный подход: или диктатура буржуазии, или диктатура пролетариата – кто этого не понимает, тот за словами Ленина В.И., «ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса».3
  2. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеей ведущей роли пролетариата в этой борьбе: он выполнял роль мессии – осуществлял революционный переворот в обществе, ликвидировал эксплуатацию человека человеком, остаточно уничтожал деление на классы.
  3. Исходя из идеи классовой борьбы, К. Маркс свел суть какого – либо государства к фактической диктатуре того или иного класса, чем отрицал свои «грехи молодых лет», когда считал, что сутью какого – либо государственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата – центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны, он утверждал, что сутью диктатуры является единство законодательной, исполнительной и судовой власти.
  4. Основным условием реализации «исторической миссии» пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить, сломать старую государственную власть, а уже потом создать новое государство.
  5. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской демократии как изъявление воли большинства народа через принуждение политической властью меньшинства. Подчеркнув, что пролетариату для овладения политической властью также необходимы демократические формы, но для него, как и все политические формы, демократия только средство достижения цели.
  6. К. Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что пролетариат, чтобы осуществить свою «историческую миссию» должен создать свою «особенную партию, которая осознала б себя как классовая партия». Потому что только с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства, времени, когда он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха, найдя себе союзников среди других слоев трудящихся.
  7. Пролетарская партия может стать ведущей силой для пролетариата при условии проведения ею решительной и бескомпромиссной идеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, и беспрерывной борьбы с какими – либо отклонениями в середине партии.

     Марксистская  философия – высшая форма материалистического  мировоззрения4.

     В. И. Ленин говорил, что учение К. Маркса овладело сердцами миллионов потому, что он «опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме….Все то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделав те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди сделать не могли»5.

     Марксизм  – социоэкономическая модель. Она  состоит из некоторых достаточно простых основополагающих принципов  и приложения их к известной истории  с целью прогнозирования будущего:

  1. История человечества - это то, как мы добываем себе еду, и как мы ею делимся с себе подобными.
  2. То, как мы добываем себе еду, называется производительными силами, то, как мы ее распределяем – производственными отношениями.
  3. Эту историю можно понять, если не в мелочах, то, по крайней мере, по большому счету.
  4. Эту историю можно в какой-то мере предсказать, хотя и опять же только по большому счету.
  5. Отдельная личность может использовать тренды, описываемые данной теорией, незначительно повлиять на скорость их разворачивания, но не может их изменить. Отдельная личность может повлиять на историю в рамках данных трендов.
  6. Личность может воздействовать на историю в точках бифуркации, в рамках трендов, определяемых данной моделью.
  7. Прогресс – это когда мы учимся добывать больше еды меньшими усилиями.
  8. За исключением катастрофических событий (природных или социальных), прогресс всегда имеет место.
  9. Прогресс развивается эволюционно, т.е. поступательно и относительно непрерывно, без разрушения уже достигнутого (научившись строить корабли, мы не забываем, как построить плот.).
  10. То, как мы распределяем еду, зависит от того, как мы ее добываем, а не наоборот.
  11. Распределение еды не меняется произвольно само по себе, а только вынужденно.
  12. Соответственно, когда распределение еды совсем уж перестает соответствовать способам ее добычи, распределение меняется, чтобы соответствовать, причем скачком, т.е. революционно, путем замены старых отношений на новые.
  13. Распределение еды можно описать через отношения больших групп людей, называемых классами. Причем обычно есть два класса – тех, у кого отбирают, и тех, кто отбирает. Классы эти друг друга, ясный пень, не любят, и через их борьбу и можно описать исторический процесс.
  14. Определенный типа производственных отношений называется социальным строем, а его смена – революцией.
  15. Популярное убеждение, что революция должна сопровождаться мордобоем, в социоэкономическую модель марксизма не входит. Хотя имеет место предположение, что если смена строя означает перераспределение еды, то те, кто сидят на бочке, с нее так запросто и добровольно не слезут.

     Как таковая, эта модель является законной частью науки называемой социоэкономика, и уж в любом случае заслуживает  объективного рассмотрения, прежде чем  быть обвиненной в несостоятельности.

     Основоположники марксизма, создавая и развивая свое учение, неоднократно указывали: наше учение не догма, а руководство к действию. Из этого принципа, отличающего марксизм от всех предшествующих учений, исходил В. И. Ленин, подчеркивая необходимость дальнейшего развития учения К. Маркса: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто неоконченное и неприкосновенное; мы убеждены, что она положила краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни»6.

     Философия должна стать научной теоретической основой революционного преобразования мира. Именно такой является созданная Марксом и Энгельсом единственно научная философия – диалектический и исторический материализм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Материалистическая  интерпретация идеологии  и общественного  сознания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса

     Отправное положение учения материалистического  понимания истории составляет тезис: общественное бытие определяет общественное сознание.

     Маркс и Энгельс не считали необходимым  специальное разъяснение термина  «общественное бытие», поскольку они обозначали им общественную жизнь, общество. Это недвусмысленно утверждается в «Немецкой идеологии», в которой мы читаем:

     «Сознание никогда не может быть чем-либо иным как осознанным бытием, а бытие  людей есть реальный процесс их жизни»7. Значит, сознание людей есть их осознанное бытие, а последнее представляет собой не что иное, как общественную жизнь. Далее, развивая цитируемое положение основоположники марксизма указывают: «...мы исходим не из того, что люди говорят представляют себе, - мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса»8. Но если сознание выводится из общественного бытия, то это возможно лишь потому, что оно внутренне присуще ему, так как нет общественного сознания вне общественного бытия, которое определяет это сознание как наличествующую в нем духовную определенность, т.е. подобно тому, как целое определяет все то, что составляет его слагаемые.

Информация о работе Марксистская философия