Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:47, контрольная работа
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.
Введение
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.
Историческое
значение марксизма было и остается
связанным с деятельностью
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.
Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы человека вообще. Это - мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера, которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.
В
перспективе дальнейшего
1 Основные идеи и принципы марксизма 2 – ой половины XIX в.
Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого К. Маркс и Ф. Энгельс1. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.
По словам Энгельса, - марксистская философия – это « мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некой особой науке наук, а в реальных науках»2.
Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже достиг зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторявшиеся экономические кризисы. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Эта борьба приобретала все более организованный характер.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.
Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов движущая сила истории, а ее высшее выражение социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения отчуждения и несвободы людей.
Марксизм
стал идеологической основой социал-
К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из таких основных идей как:
Марксистская философия – высшая форма материалистического мировоззрения4.
В. И. Ленин говорил, что учение К. Маркса овладело сердцами миллионов потому, что он «опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме….Все то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении, и сделав те выводы, которых ограниченные буржуазными рамками или связанные буржуазными предрассудками люди сделать не могли»5.
Марксизм
– социоэкономическая модель. Она
состоит из некоторых достаточно
простых основополагающих принципов
и приложения их к известной истории
с целью прогнозирования
Как таковая, эта модель является законной частью науки называемой социоэкономика, и уж в любом случае заслуживает объективного рассмотрения, прежде чем быть обвиненной в несостоятельности.
Основоположники марксизма, создавая и развивая свое учение, неоднократно указывали: наше учение не догма, а руководство к действию. Из этого принципа, отличающего марксизм от всех предшествующих учений, исходил В. И. Ленин, подчеркивая необходимость дальнейшего развития учения К. Маркса: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто неоконченное и неприкосновенное; мы убеждены, что она положила краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни»6.
Философия
должна стать научной теоретической
основой революционного преобразования
мира. Именно такой является созданная
Марксом и Энгельсом единственно научная
философия – диалектический и исторический
материализм.
Отправное положение учения материалистического понимания истории составляет тезис: общественное бытие определяет общественное сознание.
Маркс
и Энгельс не считали необходимым
специальное разъяснение
«Сознание никогда не может быть чем-либо иным как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»7. Значит, сознание людей есть их осознанное бытие, а последнее представляет собой не что иное, как общественную жизнь. Далее, развивая цитируемое положение основоположники марксизма указывают: «...мы исходим не из того, что люди говорят представляют себе, - мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса»8. Но если сознание выводится из общественного бытия, то это возможно лишь потому, что оно внутренне присуще ему, так как нет общественного сознания вне общественного бытия, которое определяет это сознание как наличествующую в нем духовную определенность, т.е. подобно тому, как целое определяет все то, что составляет его слагаемые.