Марксистская философия. Диалектика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по "Философии"

Содержание

I. Марксистская философия, ее роль в философской мысли.
1. Понятие марксизма, общие положения
2. Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
3. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
4. Первые последователи марксизма (конец XIX — начало XX в.)
а) интернационалы
б) западный марксизм
в) неомарксизм
5. Материализм из Марксизма
6. Диалектический материализм
7. Ошибки марксизма в практическом его применении
а) Из статьи И.Ф.Балашова «Принципиальные ошибки марксизма»
8. Моральный аспект Марксистской теории
II. Диалектика
1. Понятие диалектики
2. Диалектика бытия: принцип развития
а) Гегелевская диалектика
б) Законы диалектики
- Закон отрицания отрицания
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон взаимодействия противоположностей
Диалектические противоречия
3. Диалектика общественного и индивидуального сознания
III. Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Марксистская философия.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Украины

Одесская государственная  академия строительства и архитектуры

 

 

Кафедра философии

 

 

Контрольная работа

«Марксистская философия. Диалектика»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент группы ЗПГС-247

№10221

Федоров С.П

Проверил:

Коронфилова Е. В.

 

 

 

Одесса 2012

План:

I. Марксистская философия, ее роль в философской мысли.

1. Понятие марксизма, общие положения

2. Эволюция  взглядов Маркса и предшествующие  влияния

3. Философские идеи К.  Маркса и Ф. Энгельса

4. Первые последователи  марксизма (конец XIX — начало XX в.)

а) интернационалы

б) западный марксизм

в) неомарксизм

5. Материализм из Марксизма

6. Диалектический материализм  

7. Ошибки марксизма в  практическом его применении

а) Из статьи И.Ф.Балашова «Принципиальные  ошибки марксизма»

8. Моральный аспект Марксистской  теории

II. Диалектика

1. Понятие диалектики

2. Диалектика бытия:  принцип развития

а) Гегелевская диалектика

б) Законы диалектики

- Закон отрицания отрицания

- Закон перехода количественных  изменений в качественные

- Закон взаимодействия  противоположностей

Диалектические противоречия

3. Диалектика общественного  и индивидуального сознания

III. Выводы

Список литературы

 

I. Марксистская философия, ее роль в философской мысли.

1.Понятие марксизма, общие положения

 Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.

 Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

  • учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),
  • материалистическое понимание истории (исторический материализм),
  • учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм), [2].

Часто принято разделять:

  • Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
  • Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
  • Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;

2. Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два  периода:

  • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
  • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Владимир Ильич Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

Лейтмотив философских исканий  Маркса — мысль о том, что нельзя изменить мир посредством сознания, идей, поскольку реальные интересы людей порождаются их бытием, в  процессе их реальной жизни. Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой раньше философы не интересовались Свой метод  мышления Маркс, ссылаясь на Гегеля, определял  как диалектический..

Маркс выступает против распространенного  в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет  себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.

 Философия Маркса — это  социальная философия, ориентированная  на освобождение человека. При  этом человек рассматривается прежде всего как практически действующее существо, взаимоотношения которого с природой (развитие производительных сил) — основа других взаимоотношений в обществе. Хотя человек — существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал; они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил. Стихийно сложилось разделение людей на классы — в зависимости от владения или «невладения» этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе — еще и подчинение людей вещам как отчужденным результатам их собственной деятельности. Освобождение от отношений господства и подчинения предполагает сознательный контроль над организацией и развитием общества; средство для этого — переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются капитализмом. Для отдельного человека это означает универсальность потребностей, способностей, средств потребления; это «абсолютное движение становления» человека.

 

3. Философские идеи К. Маркса и Ф. Энгельса

В отличие от таких немецких мыслителей, как Кант или Гегель, Маркс не опубликовал трудов, в которых  его философия была бы изложена в  развернутом, систематическом виде. Его философские взгляды представлены либо в посмертно изданных рукописях («Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология»), либо в полемических произведениях («Святое семейство», «Нищета философии»), либо вплетены в контекст экономических и социально-политических работ («Манифест Коммунистической партии», «К критике политической экономии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Критика Готской программы» и др.).

Маркс и Энгельс исходили из убеждения, что нельзя изменить мир посредством  идей, изменения сознания. В «Тезисах о Фейербахе» (1845) Маркс критикует весь предшествующий материализм за его пассивно-созерцательный характер, а идеализм — за понимание человеческой активности лишь как духовной деятельности. Тому и другому он противопоставляет понятие практики как деятельности предметной, материальной. По Марксу, общественная жизнь является «по существу практической». Так в философию вводится новая предметная область — сфера преобразовательной деятельности людей, которую философия раньше игнорировала (прежде под практической философией понималась философия морали).

Маркс и Энгельс пришли к мысли  о недостаточности обоснования  коммунизма одними философско-гуманистическими соображениями, к тому же носящими нормативно-оценочный, телеологический характер (изначально заданная сущность человека утеряна  в современном им мире, но с необходимостью должна быть обретена вновь, восстановлена). Но отсюда не следовал и не последовал переход к коммунистическому  обществу. Такое общество должно быть подготовлено, с точки зрения Маркса и Энгельса, не только негативно  — через противоречие, но и позитивно  — через развитие положительных  предпосылок и не только на уровне человека, но прежде всего на уровне собственно общественных структур. Коммунистическая формация, как следующая за капиталистической, теперь теоретически выводится не из понятия человеческой сущности (фиксирующего скорее идеал, чем нечто изначально данное), а из целого комплекса предпосылок, — в конечном итоге из необходимости разрешения противоречий, которые все концентрируются вокруг частной собственности на средства производства. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали о том, что коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

В 80-х гг. XIX столетия идеи марксизма (сам термин тоже появляется в этот период) стали основой многих политических проектов в социалистических и социал-демократических  партиях. Превратившись в инструмент пропаганды и политической борьбы, многие идеи Маркса и Энгельса были идеологизированы. Они стали объектом вульгаризации. Энгельс негативно  оценил эти тенденции. Его тревоги  выразились в многочисленных письмах; наиболее содержательные моменты его  переписки получили впоследствии название «Писем об историческом материализме» (это письма, которые Энгельс написал  в 90-е гг. молодым марксистам Ф. Мерингу, К. Шмидту, И. Боргиусу, И. Блоху и  др.). Энгельс протестовал против сведения марксистского учения об обществе к одностороннему «экономическому  материализму» и подчеркнул значение идеи о взаимовлиянии экономической  основы, базиса общества и всех надстроечных форм (идеологии, права, религии, морали, политики и пр.). Впервые в марксизме  отчетливо прозвучали аргументы  в защиту концепции многофакторности исторического процесса, многомерности  влияния элементов жизни общества на социальную эволюцию.

 

4. Первые последователи марксизма (конец XIX — начало XX в.)

А) Интернационалы

Как значительная социально-философская  доктрина марксизм начинает впервые  восприниматься в конце XIX — начале XX в. Для самосознания и самоидентификации  марксизма немало сделали не только последователи Маркса и Энгельса — теоретики II Интернационала (К. Каутский, Р. Люксембург, Э. Бернштейн, М. Адлер, А. Лабриола, П. Лафарг, Ф. Меринг), но и  его критики (Б. Кроче, М. Вебер, В. Зомбарт, Т. Масарик). Многие философы и теоретики, не принадлежавшие к марксистским кругам, осваивали и использовали понятийный аппарат марксизма. В эти годы марксизм начал развиваться как плюралистический, сочетающий разные точки зрения на проблемы, признанные кардинальными.

 Б)Западный марксизм

 «Западный марксизм» (часто отождествляется с «неомарксизмом») — это термин, обозначающий ту ветвь марксизма, которая так или иначе противопоставила себя «восточному марксизму», или марксизму-ленинизму. Выступая одновременно и против капитализма, и против советской модели социализма, западные марксисты находились, как правило, вне коммунистического и рабочего движения и разрабатывали марксистскую теорию, и особенно философию, на свой страх и риск.

У истоков западного марксизма  стояли Антонио Грамши (1891-1937), Дьёрдь Лукач (1885-1971), Карл Корш (1886— 1961). Эти  теоретики не приняли философских  тезисов II Интернационала, разошлись  затем и с той интерпретацией марксизма, которая сложилась в  Советском Союзе под названием  марксизм-ленинизм. Суть расхождения  в философском плане (оно имело  и политический характер) заключалась  в несогласии с объективистской, натуралистической трактовкой марксистского  учения об обществе, т. е. с представлением о том, что в обществе все зависит  от объективных экономических законов, действующих наподобие законов  природы и детерминирующих человеческую деятельность и мышление.

В) Дискуссии в неомарксизме

Неомарксизм, окончательно сформировавшийся после Второй мировой войны, стал философским ответом на проблемы, вставшие перед марксизмом в период десталинизации, — проблемы человека и гуманистического обновления марксизма и проблему эффективности его политической теории. Эта ветвь марксизма представлена во второй половине XX в. целым веером разнообразных концепций. Внутри самого западного марксизма сложились два течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось на человека как субъекта и объекта, второе — на общество и конкретно-научное исследование его структуры и развития. Первое стремилось разрабатывать исторический материализм как философию, второе — как конкретную науку. Такое расхождение возникло не случайно. У самого К. Маркса сначала доминировал философский, а потом — конкретно-научный подход к анализу человека и общества, в связи с чем первое направление часто апеллирует к «раннему» Марксу, а второе — к «позднему».

5. Материализм из Марксизма

 Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.

Его основные постулаты:

• Мир материален;

• Мир объективен и не зависит от сознания;

• Материя первична, вечна, несотворенна;

• Сознание — свойство материи;

• Мир познаваем.

Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

 Слабости марксизма  достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения  в нашей стране. Тезис «практика  — критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.

 

6. Диалектический  материализм    

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – система философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса, которую Энгельс характеризовал как диалектический материализм, противопоставляя его не только идеализму, но и всему предшествующему материализму как отрицание философии как науки наук, противостоящей, с одной стороны, всем частным наукам, а с другой стороны, – практике. «Это, – писал Энгельс, – вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение не в некоей особой науке наук, а в реальных науках» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 142). При этом Энгельс подчеркивает позитивный, диалектический характер этого отрицания всей прежней философии. «Философия, таким образом, здесь «снята», т.е. «одновременно преодолена и сохранена», преодолена по форме, сохранена по своему действительному содержанию» (там же).

Диалектический характер марксистской философии непосредственно был  связан, во-первых, с материалистической переработкой идеалистической диалектики Гегеля и, во-вторых, с диалектической переработкой прежнего метафизического  материализма. Диалектическая переработка  предшествующего материализма состояла в преодолении его исторически  обусловленной ограниченности: механистического истолкования явлений природы, отрицания  всеобщности развития, идеалистического понимания общественной жизни.

Информация о работе Марксистская философия. Диалектика