Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:28, доклад
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в трудах его основоположников К. Маркса и Ф. Энгельса.
Марксистская философия:
-Формирование
философии Марксизма,
ее основные этапы
«практический характер».
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в трудах его основоположников К. Маркса и Ф. Энгельса.
Традиции
классической философии развивал марксизм.
Следуя им, веря в науку и общественный
прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал
роль науки как всесильного
Философия К. Маркса (1818 – 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
На
становление К. Маркса как мыслителя
большое влияние оказала
В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов:
1)
1837-1842 гг. – первоначальные поиски
мировоззрения, становление
2)
1842-1843 гг. – начало перехода от
идеализма и революционного
3)
1843-1848 гг. – формирование исходных
положений целостного научно-
4)
завершение формирования
К. Маркс уже в начале 40-х годов Х1Х века стремился связать философию с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
К.Маркс делает вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений. Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса – его зрелым работам.
В
«Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс
подвергает критике созерцательный
характер предшествующего материализма,
подчеркивает роль практики (материально-чувственной,
предметной деятельности) как основы познания.
К. Маркс придает понятию «практики» характер
категории философии, формулирует принцип
единства теории и практики. «Философы
лишь различным образом объясняли мир,
но дело состоит в том, чтобы изменить
его». Категория «практики» рассматривается
как важнейшая философская категория
марксизма.
Социальная философия Маркса, Антропология Марксизма, философия ее природы.
Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.. Однако, поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.
Маркс
был человеком, искренне преданным
науке, и исключительно добросовестным
исследователем. В отличие от подавляющего
большинства своих
Человек – живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.
Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.
И так, марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем в марксисткой философии отмечается, что человечества, как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием “индивид”. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества.
М а
р к с и з м рассматривает человека как
общественное существо, представляющее
собой высшую ступень развития живых организмов
на Земле, способное производить орудия
труда, использовать их в своем воздействии
на окружающий мир и обладающее членораздельной
речью, сознанием и мировоззрением; как
субъект труда, мысли, чувств, воли, убеждений
и общения. Главным в определении сущности
человека марксизм считает способность
осуществлять сознательно . преобразование
действительности посредством искусственно
созданных орудий. С т. зр. марксизма, человек
несводим ни к его духовному началу –
сознанию, ни к его телесной организации,
хотя то и другое существенно для него.
Он представляет собой единство природного
и социального, физического и духовного,
наследственного и прижизненно выработанного.
Марксизм отвергает метафизич. И идеалистические
представления о существовании врожденных
идей и способностей у человека. Анатомо-физиологические
задатки, которые являются продуктом длит.
эволюции, сами по себе не могут привести
к возникновению сложных психических
особенностей, которые формируются только
в процессе общения ребенка со взрослыми.
Освоение социальных, исторически сложившихся
форм деятельности, превращение их в способности
– гл. условие и решающий механизм индивидуального
становления человека. Исходным пунктом
марксистского понимания человека является
трактовка его как производного от общества,
как продукта обществ. трудовой деятельности.
Каждый отдельный человек представляет
собой неповторимую индивидуальность
и вместе с тем он несет в себе общечеловеческое
. начало, некую родовую сущность. Он выступает
как личность, когда достигает самосознания,
понимания своих социальных функций, осмысления
себя как субъекта исторического процесса.
Становление личности связано с процессом
обществ. дифференциации, выделением отд.
индивида из коллектива по мере развития
личных прав и обязанностей. Марксистское
понимание свободы человека исходит из
того, что человек может быть свободным
лишь в свободном обществе, где он не только
является средством осуществления обществ.
целей, но выступает прежде всего как самоцель.
Идеал такою общества марксизм видит в
коммунистическом обществе, т.к. только
в нем человек получит средства, дающие
ему возможность полностью выявить свою
индивидуальность.
Философская
антропология исследует проблемы природы,
сущности и существования человека
как особой формы бытия. Данная дисциплина
приобретает особое значение в наше
время, когда развитие человечества
в целом становится все более
осмысленным и человек ощущает
острую потребность в саморазвитии,
сочетаемую с развитием общества,
которое должно обеспечить каждому
человеку достойное существование.В
центре внимания этики находится проблема
добра. Цель этики – выявить фундаментальные,
предельные основания справедливых, разумных
и осмысленных действий в совместной жизни
людей. При этом выдвигаемые этические
принципы должны быть общезначимыми и
понятными, их обоснование должно проводиться
без опоры на какие-то внешние авторитеты
или соглашения.