Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:25, контрольная работа
Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития.
1. Основные черты марксистской философии
2. Философия марксизма.
- общее понятие марксистской философии
- предпосылки возникновения марксизма и марксистской философии
- источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса)
- диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии
- материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации
- экономическое направление марксистской философии
- диалектический материализм
3. Проблемы человеческого начала в марксистской философии
Центральной проблемой познания в марксистской философии является вопрос об истине как цели теоретико-познавательной деятельности человека. Это является главной проблемой и в любой философской гносеологии. В рамках марксисткой философии создается диалектико-материалистическое учение об истине, аккумулирующее в себе позитивные достижения всей предыдущей философии – о творческом характере познавательной деятельности человека (Р. Декарт, И. Кант), о познании как взаимодействии субъекта и объекта (Гегель, Л. Фейербах), диалектическую теорию познания Гегеля.
Что же понимается в марксистской философии под истиной? Под истиной понимается знание, которое соответствует содержанию объективных, вне нас существующих явлений материального мира, присущих ему законов. Это соответствие как принцип истины, не исчерпывается отражением, воспроизведением сущности бытия мира, а является результатом творческой деятельности познающего субъекта. По форме истина есть идеальной явление, а по содержанию – преобразованное материальное явление. В марксистской философии углубляется представление об объективной истине. Под объективной истиной понимается такое содержание знания, которое соответствует содержанию объективных процессов в самом мире, существующего независимо от сознания познающего субъекта. Это соответствие никогда не может быть полным, исчерпывающим (критика догматизма), но вне соответствия знание не приобретает статуса истины, оставаясь лишь правильным мнением о чем-либо (критика релятивизма). Сама истина, истинное знание есть результат противоречивого взаимодействия субъекта и объекта. В силу этого истина есть процесс, которому присуща диалектика абсолютной и относительной истины. В марксистской философии развивается учение Гегеля об абсолютной и относительной истине в познании, но с диалектико-материалистической позиции.
Под абсолютной истиной в марксистской философии понимается неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия, в принципе достигаемое и достижимое в бесконечной деятельности человеческого рода. В этом аспекте абсолютная истина фиксирует в себе признание неисчерпаемых возможностей и способностей, присущих человеку, достигать достоверного знания. Без признания абсолютной истины исчезает позитивный момент в познавательной деятельности человека, оптимизирующая сторона познания.
В тоже время в объективной истине всегда присутствует момент, сторона относительной истины. Что же понимается под относительной истиной в марксистской философии? Под относительной истиной понимается достоверное знание о чем-либо (об определенных явлениях и процессах), но в той или иной степени неполное, неисчерпывающее. Она также фиксирует момент неопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах: относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законов и т.д. Например, утверждение, что вода есть жидкость, истинно относительно определенных температурных параметров – от 0 до 100°. А за этими пределами она приобретает иные свойства и иное состояние.
Относительная истина, ее бытие связано не только с невозможностью исчерпывающим образом что-либо познать, но и с тем, что познанием занимаются конкретные люди, с конкретными, индивидуальными познавательными способностями, не универсальными и ограниченными в том или ином плане. Так сказать, универсальная родовая познавательная способность человека проявляется не универсально, конкретно (Диалектика единичного и всеобщего). Бытие относительной истины связано также и с тем, что процесс познания всегда лимитируется, ограничивается возможностями общественно-исторической практики, уровнем развития общества. Наличие относительной истины в знании связано также и с тем, что истина, знание всегда носят конкретный характер (знание о чем-то, а не обо всем существующем).
В силу этого в объективной истине всегда присутствует диалектика абсолютного и относительного знания, которая отражает диалектику единичного, отдельного и всеобщего, относительного и абсолютного, присущую самому объективном миру, никем не созданным и существующим сам по себе. Поэтому в марксистской философии диалектика истины и диалектика объективного мира рассматриваются как определенное тождество, единство, но тождество противоречивое. Тождество выражается в том, что и познанию, и объективному миру присущи одни и те же законы диалектики. А противоречивость связана со своеобразием проявления законов диалектики в познании и в бытие объективного мира. В познании оно проявляется идеально, а в объективном мире – материально. С точки зрения марксистской философии единство субъективной диалектики (сознание, познание) и объективной диалектики (бытие материального мира) возможно, потому что субстратом мышления является мозг, как материальная субстанция мышления. А несовпадение субъективной и объективной диалектики связано с тем, что сам процесс познания есть идеальный процесс, идеальной преобразование материального мира. Вот почему мышлению и познанию присуща относительная самостоятельность, свобода, которая в идеализме нередко абсолютизировалась и мистифицировалась.
Если целью познания является достижение истины (истинного знания), которая представляет собой идеальное преобразование мира, а в конечном итоге человек на основе ее стремится и практически предметно изменить мир и условия своего бытия, то естественно возникает вопрос о том, как человек достигает истины? В марксистской философии создается диалектико-материалистическая теория познания (диалектико-материалистическая гносеология). Исходным ее положением является утверждением, что процесс познания есть процесс отражения объективного мира в сознании человека. Сам процесс познания является сложным и многоуровневым. «Низшим», первым уровнем познания является чувственное, эмпирическое познание, так или иначе включенное в непосредственную практику, практическую деятельность людей. Ему соответствуют свои «инструменты» познания – ощущения, восприятия, представления. На этом уровне мы получаем факты об отдельных сторонах и свойствах предметов объективного мира, на основе которых мы «вырабатываем» знание несистемного, несущностного характера главным образом о внешних сторонах предметов и явлений. На этом уровне внутренняя, сущностная сторона объективного мира, его предметов остается сокрытой. Но все же он свидетельствует о том, что эти свойства чем-то вызваны, имеют основания, хотя и не очевидные для чувственного познания. Это знание конкретное, но не обобщенное, неполное, но ему присуща также и достоверность. Это непосредственное знание.
Второй
уровень познания представляет теоретическое
познание. Как мы помним из предыдущих
лекций – это сфера действия ума,
мышления, которое оперирует понятиями.
Действию ума нередко приписывался
чисто идеалистический характер, а
нередко нерационалистически-
В
теории познания (любой) возникает всегда
и такой фундаментальный
Принципы
диалектического материализма марксистская
философия применяет и к
В марксистской философии вырабатывается принцип диалектико-материалистического понимания истории (принцип «исторического материализма», как определили его сами основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс. Считая, что исторический материализм и есть подлинная наука об обществе и истории.) Каковы же основные черты материалистического понимания истории? Исходным постулатом является утверждение, что история есть результат деятельности самих людей и никого больше. Поэтому история предстает как процесс смены видов и способов деятельности и людей. Основой существования и развития истории, общества и самих людей является способ производства «материальной жизни вообще». Структурными элементами его являются производительные силы и производственно-экономические отношения. Производительные силы составляют сами люди, наделенные способностью к трудовой преобразовательной деятельности, орудийная техника и технология, которые находятся в распоряжении людей и которые содержательно-функционально качественно изменяются. В качестве особой производительной силы выступают и силы природы, освоенные человеком и включенные в процесс производства. Производственно-экономические отношения представляют собой сложную систему отношений между людьми, в которые вынуждены вступать субъекты производства. Это, прежде всего, технологические отношения, представляющие техническое овладение людьми орудиями производства. Своеобразное, исторически изменчивое технико-технологическое разделение труда. Экономические отношения между людьми, возникающие в процессе производства, предстают в виде отношения к собственности на средства производства. В содержательном плане они проявляются как владение, распоряжение, управление собственностью на средства производства. Наконец, элементом производственно-экономических отношений являются отношения по поводу распределения произведенных материальных благ, принципы которого определяются отношением к собственности на средства производства и которые далеко выходят за границы самого производства, распространясь на все общество.
Производственно-
Необходимо подчеркнуть, что основоположники диалектико-материалистической философии предостерегали от метафизического, вульгарного истолкования этого принципа понимания истории. Они особо отстаивали мысль, что способ производства лишь в конечном итоге, опосредованно определяет и сознание людей, и духовную жизнь. Общественное сознание, состояние духовной и политической жизни обладают относительной самостоятельностью по отношению к собственному базису и могут активно влиять на его развитие. Способствовать его развитию, сдерживать его развитие и действовать против его развития. То есть прогрессивно-творчески, консервативно и «реакционно».
Для понимания сущности истории как естественноисторического процесса с присущими ему объективными законами в марксистской философии вводится особая категория – общественно-экономическая формация. Она представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» [6, c. 442]. Ядром ее является исторически конкретный способ производства. Кроме того, в связи с таким подходом общество предстает как социальный организм, которому присущи специфические законы, но отражающие универсальные (всеобщие) формационные законы. История предстает как естественная смена общественно-экономических формаций. Смена общественно-экономический формаций и есть объективный закон развития истории от низших ступеней к высшим, более совершенным, открывающий простор в развитии производительным силам, экономическим отношениям и самого человека как особого родового существа. С точки зрения марксистской философии этот закон присущ мировой истории как таковой. Стало быть, развитие истории носит диалектический характер. Выделяются пять типов общественно-экономических формаций.