Многие социально-политические пророчества
Бердяева стали воплощением советской
действительности, частью бытия русского
народа, историю и традиции которого
философ изучал пристально и глубоко.
Бердяев с возмущением писал
о существовавшей в СССР в 30-е
годы политической системе, царившей в
стране обстановке крайней бесчеловечности.
Главную слабость коммунизма Бердяев
видел в невозможности преодолеть
ненависть, а охваченный ненавистью
человек не может быть обращен
к будущему. Русская интеллигенция
начала XX в. (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Струве
и др.) достаточно убедительно раскрыла
теоретические просчеты Маркса, особенно
относительно теории классовой борьбы.
Видным представителем русской
либеральной мысли начала XX века
был известный историк и общественный
деятель П.Н. Милюков (1859—1943) — один
из лидеров кадетской партии и
родоначальник российского белого
движения (им была написана Декларация
Добровольческой армии). Для Милюкова
характерно стремление объективно оценить
происшедшие события российской
истории. Октябрь 1917 г. породил, по его
мнению, четыре «роковые политические
ошибки». Это — попытка решить
аграрный вопрос в интересах поместного
класса; возвращение старого состава
и старых злоупотреблений военно-чиновной
бюрократии; узко националистические
тенденции в решении национальных
вопросов; преобладание военных и
частных интересов.
Перебравшись за границу в 1920 г.,
Милюков уточнил свои оценки политических
процессов в России: он стремился
преодолеть остатки идеологии белого
движения, вел пропаганду против новых
попыток интервенции в Советскую
Россию. «Отойдя на известное расстояние
от событий, — отмечал Милюков, —
мы только теперь начинаем разбираться...
что в этом поведении масс, инертных,
невежественных, забитых, сказалась
коллективная народная мудрость. Пусть
Россия разорена, отброшена из двадцатого
столетия в семнадцатое, пусть разрушена
промышленность, торговля, городская
жизнь, высшая и средняя культура.
Когда мы будем проводить актив
и пассив громадного переворота, через
который мы проходим, мы, вероятно, увидим
то же, что показало изучение Великой
французской революции. Разрушились
целью классы, оборвалась традиция
культурного слоя, но народ перешел
в новую жизнь, обогащенный запасом
нового опыта...» (Милюков П.Н. Воспоминания.
М., 1991. С. 13).
Подобная эволюция социально-политических
взглядов — явление, характерное
для многих представителей русского
зарубежья, захвативших события
послевоенной и военной Европы.
Разнообразными политическими
течениями была представлена
социально-политическая мысль на левом
фланге российской демократии: здесь
возникали неонароднические партии
и течения (эсеры), продолжались и
эволюционизировали традиции российского
анархизма в различных идейно-политических
проявлениях, пробивала свой политический
путь социалистическая идея в формах
большевизма и меньшевизма.
Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие
за ним трагические события русской
истории привели к тому, что
русская политическая мысль начинает
развиваться в двух основных сферах:
в российской действительности —
большевизация духовности после
захвата политической власти, и в
условиях зарубежья, где была возможность
сохранения в обстановке освобождения
истоков русской науки, ее духовно-нравственных
основ. Общественные деятели русского
зарубежья ставили в своих
трудах темы большого социального и
духовного звучания — о роли православия
в развитии русской духовной культуры,
национального самосознания русского
народа, о национальной специфике
русского на разных этапах эволюции русского
народа и др., т.е. обращались к таким
проблемам русской интеллектуальной
истории, изучение которых в Советской
России после октября 1917 г. сделалось
невозможным. Общественно-политическая
мысль представителей русского зарубежья
после октябрьского периода начинает
вливаться в единый поток духовного
становления русского народа, его
адаптации в новых условиях тоталитарного
режима.
Что касается перспектив отображения
политической жизни в экономической
деятельности, то они, очевидно, будут
связаны с демократизацией международных
отношений, повышением роли политики и
экономики в решении проблем
международной и государственной безопасности,
бесперспективностью войн и военных конфликтов
как для политики, так и для экономики,
учетом в тактике и стратегии политического
и экономического развития соотношения
общечеловеческих, национальных и классовых
ценностей.