Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа
Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли
Эпоха.
Эпоха Возрождения (XIV - XV вв.) (постепенный
выход из средневековья (накоплен потенциал
производительных средств, изобретений;
открытие новых земель; заново узнавалось
и осваивалось наследие античного
мира; пошатнулась монополия
Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов).
Германия и Италия (отставание от
процесса объединения; междоусобицы и
вмешательство внешних сил; политическая
система Италии напоминала античную
Грецию с ее полисами (города-государства;
разнообразие форм правления, их частая
смена и конфликты между ними))
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) (семья юриста; Флоренция; пережил власть Медичи, республику Савонаролы, просвещенную светскую республику (ему покровительствовал глава исполнительной власти; занимался внешними сношениями и обороной; участвовал в посольствах), восстановление тирании Медичи (отправляют в ссылку в деревню - shpora.su).
Главные труды «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «история Флоренции».
Происхождение государства.
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (сначала люди жили разрозненно, подобно животным; размножившись, объединились, сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться; совместная жизнь привела к осознанию того, что плохо и что хорошо (установлены законы и наказания); появилось правосудие; при последующих выборах государя предпочтение стали отдавать мудрости и справедливости - полный рационализм (нет теологии)).
Характеристика государства (определение государства).
«Государь» (содержит советы и наставления как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть; ставится задача объединения Италии, ее освобождения от иностранного вмешательства).
Политика для Макиавелли - самостоятельная область знания (исследует ее исходя из реальности, исторических фактов) (в его мышлении содержались элементы интеллектуальной и моральной революции).
Скептическое отношение к идее божественного предопределения (верит в возможности человека; судьба предопределяет половину действий людей, другой управляют они сами; религия - политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать; его интересует роль религии в общественной жизни; критикует христианство за проповедь оторванности от мирских интересов, призывы к терпению и покорности).
Религиозным догматам противопоставляет в качестве основы политики природу и интересы человека (влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства, которые определяются борьбой народа и аристократии (массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ)).
Ссылался на время древних (думал, что достаточно следовать их примеру, чтобы достигнуть тех же результатов; пренебрегает историческими условиями).
Для определения государства
Впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии (до него употреблялось как синоним полиса или государства в современном понимании слова).
Формы государства (идеальное государство).
«Государь» (формы правления
Наилучшая форма - принципат, единовластие (пригодна для Италии начала XVI в.).
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (представлена традиционная для античных авторов система из 6 форм (3 правильных и 3 неправильных) (демократия - правильная форма правления большинства, извращенная форма - распущенность; формы правления и их смена связываются с соотношением социальных сил).
Много говорит о преимуществах республик (народ во всех делах судит лучше, чем государь; республика обеспечивает стабильность, свободу, гражданское равенство, величие государства) (монархия ведет к неравенству, рабству, распущенности и упадку).
Наилучшая форма (смешанная, сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии; отличается прочностью; не входит в 6 форм) (книга носит более общий, теоретический, абстрактный характер).
Не может быть единого подхода к формам правления (определяются реальными условиями и соотношением сил; реальные условия могут сделать идеал неприемлемым и оправдать установление формы правления, далекой от совершенства).
Республиканская форма предпочтительнее монархической во всех случаях (исключение - когда надо ввести новые порядки, законы и институты (преобразовать общество)).
Особенности теории.
Соотношение политики и морали (макиавеллизм; имморализм , безразличие к добру и злу; цель оправдывает средства; государь должен, когда обстоятельства не дают выбора, прибегать к безнравственным средствам, стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно; следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим).
Нельзя одновременно добиться любви и боязни подданных (необходимо предпочесть страх; любовь слаба и неустойчива, а страх всегда эффективен).
Два требования следования целям (правильно избранная, высокая цель и невозможность ее достижения без покушения на нравственность).
Заслуги Макиавелли в развитии политической теории:
- отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом;
- заложил основы политической науки;
- выступил против феодальной
раздробленности, за создание
единой Италии в форме
- продемонстрировал связи
- осудил политику папского
- сформулировал принцип «цель оправдывает средства».
Политико-правовые взгляды Т. Гоббса
Эпоха буржуазных революций.
Томас Гоббс (1588 - 1679) (окончил Оксфорд; с приближением революции эмигрировал во Францию4 после написания «Левиафана» ему разрешили вернуться в Англию; после Реставрации переиздает эту книгу, внеся коррективы, призванные доказать закономерность возвращения Стюартов; не поверили).
«О гражданине» (доказывается необходимость неограниченной легитимной королевской власти».
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (развиваются идеи первого политического сочинения; но абсолютная власть уже не связывается с легитимностью королевской власти - приспосабливается к диктатуре О. Кромвеля).
Происхождение государства.
Нестабильность положения, неспособность обеспечить мир, угроза всеобщего уничтожения лежат в основе людских союзов (чтобы избавиться от страха, обеспечить безопасность люди объединяются в общество и учреждают по своему усмотрению верховную власть, которая может быть доверена одному лицу или собранию).
Не утверждает, что все государства возникли путем договора - два пути для достижения верховной власти:
1) физическая сила (государство, основанное на приобретении);
2) добровольное соглашение (государство, основанное на установлении - политическое государство).
Характеристика государства (определение государства).
Представление о государстве (естественное состояние - все люди равны, каждый руководствуется своими потребностями и интересами; человек эгоистичен, наделен страстями, желает власти, богатства, наслаждений; человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий; его свобода ничем не ограничена, каждый имеет право на все - конфликты, невозможность обеспечить собственное благо и уберечься от зла; взаимный страх и подозрительность).
Все естественные законы (законы природы) вечны (обязывают совесть, но эффективны только там, где надежно гарантированы; в естественном состоянии не действуют - царит полная свобода, право на все (борьба всех против всех); обеспечить законы способна только гражданская власть или государство).
Государство (единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и защиты).
Прибегает к образу живого организма (называет государство искусственным человеком и уподобляет его органы и функции частям человеческого тела, а положение дел в государстве - состояниям живого организма (верховная власть - душа, судебная и исполнительная - суставы, награды и наказания - нервы, советники - память, справедливость и законы - разум и воля, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть)).
Цель государства (покончить с войной всех против всех, обеспечить мир и безопасность; достигается сосредоточение в руках соверена всей полноты власти; только неограниченная власть способна гарантировать общественное спокойствие).
Неделимый и абсолютный характер государственной власти (отвергается теория разделения властей и попытки ее осуществления - означало бы разделение суверенитета).
Формы государства (идеальное государство).
Три формы государства:
1) демократия (не одобряет - черни недоступна большая мудрость; возникают партии, что ведет к гражданской войне);
2) аристократия (тем лучше, чем
больше сближается с монархией)
3) монархия (лучшая форма, более
других соответствует идеалу
абсолютной и нераздельной
Понятие права (отличие от закона; виды права).
В пользу власти люди отказываются от
своих естественных прав (к этому
их подталкивает инстинкт самосохранения
и разум - необходимость
Естественные законы - не элемент естественного права (приходят ему на смену).
Отличие понятий закона и права
(право состоит в свободе
Естественное состояние и
Условность обозначения
Естественные законы (основной - должно искать мира и следовать ему; другие сформулированы в одном правиле - не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе - классическая идея права как меры свободы человека, ограничиваемой свободой других людей).
Справедливость как один из естественных
законов (соблюдать соглашения и
соблюдать собственность
Другие естественные законы (благодарность, взаимная уступчивость (любезность), прощение обид, принцип отмщения (руководствоваться только будущим благом), законы против оскорбления, гордости и надменности, беспристрастие, законы об использовании общих вещей, о жребии, о первородстве и первом владении, о посредниках, о подчинении арбитражу; о том, что никто не может быть судьей в собственном деле или в деле, к которому он проявляет пристрастие; закон о свидетелях).
Власть не связана законами ни своими, ни естественными, прирожденными правами личности (связанность суверена естественными законами - моральная, ответственность несет только перед Богом).
Законы в гражданском обществе - только распоряжения власти (должны считаться с естественными законами, но вторые не действительны без законов гражданских; судить о соответствии конкретной нормы естественному закону имеет право только суверен).
Гоббс - предшественник позитивистского,
нормативного толкования права как
веления власти, совокупности норм,
установленных или
Свобода подданных, права личности
приносятся в жертву государству (только
суверен устанавливает их пределы
и лишает по своему усмотрению; свобода
определяется тем, что за пределами
законов всегда остается область
непредписанного и
Жесткость режима проявляется в отношении к инакомыслящим (государство здесь ничем не связано, находится с ними в состоянии войны - правило распространяется на действия, мысли, мнения).
Особенности теории.
Гоббс - создатель философской системы механистического материализма (природу воспринимает как совокупность тел, различающихся величиной, формой, положением и движением; высшие формы развития сводятся им к механическому движению, перемещению; связи между телами детерминированы, подчинены закону причинности).