Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли

Работа содержит 1 файл

Политологоия.docx

— 72.47 Кб (Скачать)

 

Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли

Эпоха.

Эпоха Возрождения (XIV - XV вв.) (постепенный  выход из средневековья (накоплен потенциал  производительных средств, изобретений; открытие новых земель; заново узнавалось и осваивалось наследие античного  мира; пошатнулась монополия католицизма  на души; возникновение светского  мировоззрения гуманизма).

Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов).

Германия и Италия (отставание от процесса объединения; междоусобицы и  вмешательство внешних сил; политическая система Италии напоминала античную Грецию с ее полисами (города-государства; разнообразие форм правления, их частая смена и конфликты между ними)).

Никколо Макиавелли (1469 - 1527) (семья  юриста; Флоренция; пережил власть Медичи, республику Савонаролы, просвещенную светскую республику (ему покровительствовал глава исполнительной власти; занимался  внешними сношениями и обороной; участвовал в посольствах), восстановление тирании  Медичи (отправляют в ссылку в деревню - shpora.su).

Главные труды «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «история Флоренции».

Происхождение государства.

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (сначала люди жили разрозненно, подобно животным; размножившись, объединились, сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться; совместная жизнь привела к осознанию  того, что плохо и что хорошо (установлены законы и наказания); появилось правосудие; при последующих  выборах государя предпочтение стали  отдавать мудрости и справедливости - полный рационализм (нет теологии)).

Характеристика государства (определение  государства).

«Государь» (содержит советы и наставления  как установить, сохранить и расширить  государство, как завоевать и  удержать политическую власть; ставится задача объединения Италии, ее освобождения от иностранного вмешательства).

Политика для Макиавелли - самостоятельная  область знания (исследует ее исходя из реальности, исторических фактов) (в  его мышлении содержались элементы интеллектуальной и моральной революции).

Скептическое отношение к идее божественного предопределения (верит  в возможности человека; судьба предопределяет половину действий людей, другой управляют  они сами; религия - политический факт, который нужно учитывать, анализировать  и использовать; его интересует роль религии в общественной жизни; критикует  христианство за проповедь оторванности от мирских интересов, призывы к  терпению и покорности).

Религиозным догматам противопоставляет  в качестве основы политики природу  и интересы человека (влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства, которые определяются борьбой народа и аристократии (массы не хотят, чтобы  ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать  и порабощать народ)).

Ссылался на время древних (думал, что достаточно следовать их примеру, чтобы достигнуть тех же результатов; пренебрегает историческими условиями).

Для определения государства применил термин «stato» (более широк, абстрактен и точен, чем полис или королевство; позволяет отличать государство  от страны, общества, лица или органа, осуществляющего высшую власть, от формы правления).

Впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы  государства, противоположной монархии (до него употреблялось как синоним  полиса или государства в современном  понимании слова).

Формы государства (идеальное государство).

«Государь» (формы правления подразделяются на 2 группы - республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку).

Наилучшая форма - принципат, единовластие (пригодна для Италии начала XVI в.).

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (представлена традиционная для  античных авторов система из 6 форм (3 правильных и 3 неправильных) (демократия - правильная форма правления большинства, извращенная форма - распущенность; формы правления и их смена  связываются с соотношением социальных сил).

Много говорит о преимуществах  республик (народ во всех делах судит  лучше, чем государь; республика обеспечивает стабильность, свободу, гражданское  равенство, величие государства) (монархия ведет к неравенству, рабству, распущенности  и упадку).

Наилучшая форма (смешанная, сочетающая элементы монархии, аристократии и  демократии; отличается прочностью; не входит в 6 форм) (книга носит более  общий, теоретический, абстрактный  характер).

Не может быть единого подхода  к формам правления (определяются реальными  условиями и соотношением сил; реальные условия могут сделать идеал  неприемлемым и оправдать установление формы правления, далекой от совершенства).

Республиканская форма предпочтительнее монархической во всех случаях (исключение - когда надо ввести новые порядки, законы и институты (преобразовать  общество)).

Особенности теории.

Соотношение политики и морали (макиавеллизм; имморализм , безразличие к добру  и злу; цель оправдывает средства; государь должен, когда обстоятельства не дают выбора, прибегать к безнравственным  средствам, стараясь доказать, что его  поведение безупречно и добродетельно; следует казаться хорошим, но не бояться  быть плохим).

Нельзя одновременно добиться любви  и боязни подданных (необходимо предпочесть  страх; любовь слаба и неустойчива, а страх всегда эффективен).

Два требования следования целям (правильно  избранная, высокая цель и невозможность  ее достижения без покушения на нравственность).

Заслуги Макиавелли в развитии политической теории:

- отбросил схоластику, заменил  ее рационализмом и реализмом;

- заложил основы политической  науки;

- выступил против феодальной  раздробленности, за создание  единой Италии в форме абсолютной  монархии;

- продемонстрировал связи политики  и форм государства с социальной  борьбой, ввел понятия государства  и республика в современном  смысле;

- осудил политику папского престола  и духовенства;

- сформулировал принцип «цель  оправдывает средства».

 

 

Политико-правовые взгляды Т. Гоббса

Эпоха буржуазных революций.

Томас Гоббс (1588 - 1679) (окончил Оксфорд; с приближением революции эмигрировал  во Францию4 после написания «Левиафана»  ему разрешили вернуться в  Англию; после Реставрации переиздает эту книгу, внеся коррективы, призванные доказать закономерность возвращения  Стюартов; не поверили).

«О гражданине» (доказывается необходимость  неограниченной легитимной королевской  власти».

«Левиафан, или Материя, форма и  власть государства церковного и  гражданского» (развиваются идеи первого  политического сочинения; но абсолютная власть уже не связывается с легитимностью  королевской власти - приспосабливается  к диктатуре О. Кромвеля).

Происхождение государства.

Нестабильность положения, неспособность  обеспечить мир, угроза всеобщего уничтожения  лежат в основе людских союзов (чтобы избавиться от страха, обеспечить безопасность люди объединяются в общество и учреждают по своему усмотрению верховную власть, которая может  быть доверена одному лицу или собранию).

Не утверждает, что все государства  возникли путем договора - два пути для достижения верховной власти:

1) физическая сила (государство,  основанное на приобретении);

2) добровольное соглашение (государство,  основанное на установлении - политическое  государство).

Характеристика государства (определение  государства).

Представление о государстве (естественное состояние - все люди равны, каждый руководствуется  своими потребностями и интересами; человек эгоистичен, наделен страстями, желает власти, богатства, наслаждений; человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий; его свобода ничем не ограничена, каждый имеет право на все - конфликты, невозможность обеспечить собственное благо и уберечься от зла; взаимный страх и подозрительность).

Все естественные законы (законы природы) вечны (обязывают совесть, но эффективны только там, где надежно гарантированы; в естественном состоянии не действуют - царит полная свобода, право на все (борьба всех против всех); обеспечить законы способна только гражданская  власть или государство).

Государство (единое лицо, ответственным  за действия которого сделало себя путем взаимного договора между  собой огромное множество людей  с тем, чтобы это лицо могло  использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для  мира и защиты).

Прибегает к образу живого организма (называет государство искусственным  человеком и уподобляет его органы и функции частям человеческого  тела, а положение дел в государстве - состояниям живого организма (верховная  власть - душа, судебная и исполнительная - суставы, награды и наказания - нервы, советники - память, справедливость и  законы - разум и воля, гражданский  мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская  война - смерть)).

Цель государства (покончить с  войной всех против всех, обеспечить мир  и безопасность; достигается сосредоточение в руках соверена всей полноты  власти; только неограниченная власть способна гарантировать общественное спокойствие).

Неделимый и абсолютный характер государственной  власти (отвергается теория разделения властей и попытки ее осуществления - означало бы разделение суверенитета).

Формы государства (идеальное государство).

Три формы государства:

1) демократия (не одобряет - черни  недоступна большая мудрость; возникают  партии, что ведет к гражданской  войне);

2) аристократия (тем лучше, чем  больше сближается с монархией);

3) монархия (лучшая форма, более  других соответствует идеалу  абсолютной и нераздельной власти).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

В пользу власти люди отказываются от своих естественных прав (к этому  их подталкивает инстинкт самосохранения и разум - необходимость взаимоограничения  свободы естественными законами или найденными разумом общими правилами).

Естественные законы - не элемент  естественного права (приходят ему  на смену).

Отличие понятий закона и права (право состоит в свободе делать или не делать что-либо, а закон  обязывает либо к тому, либо к  другому).

Естественное состояние и действующее  в нем естественное право на все - неограниченная свобода, а диктуемый  разумом естественный закон - предписание, ограничение свободы.

Условность обозначения предписаний  словом закон (они - только заключения относительно того, что ведет к  сохранению и защите людей; закон  в собственном смысле - предписание  того, кто по праву повелевает другими).

Естественные законы (основной - должно искать мира и следовать ему; другие сформулированы в одном правиле - не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе - классическая идея права как меры свободы человека, ограничиваемой свободой других людей).

Справедливость как один из естественных законов (соблюдать соглашения и  соблюдать собственность каждого  человека).

Другие естественные законы (благодарность, взаимная уступчивость (любезность), прощение обид, принцип отмщения (руководствоваться  только будущим благом), законы против оскорбления, гордости и надменности, беспристрастие, законы об использовании  общих вещей, о жребии, о первородстве и первом владении, о посредниках, о подчинении арбитражу; о том, что  никто не может быть судьей в собственном  деле или в деле, к которому он проявляет пристрастие; закон о  свидетелях).

Власть не связана законами ни своими, ни естественными, прирожденными правами  личности (связанность суверена естественными  законами - моральная, ответственность  несет только перед Богом).

Законы в гражданском обществе - только распоряжения власти (должны считаться  с естественными законами, но вторые не действительны без законов  гражданских; судить о соответствии конкретной нормы естественному  закону имеет право только суверен).

Гоббс - предшественник позитивистского, нормативного толкования права как  веления власти, совокупности норм, установленных или санкционированных  государством.

Свобода подданных, права личности приносятся в жертву государству (только суверен устанавливает их пределы  и лишает по своему усмотрению; свобода  определяется тем, что за пределами  законов всегда остается область  непредписанного и незапрещенного (предоставленного на усмотрение каждого  гражданина)).

Жесткость режима проявляется в  отношении к инакомыслящим (государство  здесь ничем не связано, находится  с ними в состоянии войны - правило  распространяется на действия, мысли, мнения).

Особенности теории.

Гоббс - создатель философской системы  механистического материализма (природу  воспринимает как совокупность тел, различающихся величиной, формой, положением и движением; высшие формы развития сводятся им к механическому движению, перемещению; связи между телами детерминированы, подчинены закону причинности).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"