Судебная власть (карает преступления
и разрешает столкновения частных
лиц; свобода и безопасность граждан
зависят прежде всего от нее; должна
передаваться лицам из народа, которые
будут созываться по мере необходимости
для выполнения судейских полномочий).
Стремится к равновесию не властей,
а политических сил, короля, аристократии
и буржуазии (поиски равновесия - свидетельство
копромиссности и умеренности политико-правовой
концепции).
Понятие права (отличие от закона;
виды права).
Понимание права направлено против
абсолютистских юридических доктрин
(первый, кто стал разрабатывать
систему правовых взглядов, светских
по своему характеру и имеющих
в основе идеалы просвещения).
Отрицал феодальное право (оценивал многие
положения законодательства как
произвол, как нормы, обеспечивающие
свободу монарха и его окружения
притеснять подданных; феодальному
право противопоставлял естественное
право).
Цель права - в свободе, равенстве,
безопасности и счастье всех людей.
Обоснование зарождающегося буржуазного
права понятиями и аргументами
из прошлых исторических типов права
(проявление умеренности и компромисса).
Положительные законы государства - не
продукт произвольной деятельности
законодателей, а результат закономерного
воздействия факторов общественного
развития на правотворческий процесс
(обусловливают поведение законодателя).
Дух законов определяется факторами
общественного развития (природа
и принцип правления, физические
свойства страны, образ жизни народа,
религия, народный дух, численность
населения, его богатство, своеобразие
законодательного процесса).
Попытка реалистического анализа
законодательного процесса.
Особенности теории.
Передовые методы познания государственно-правовых
явлений (отверг теологическую картину
мира; дал его научное истолкование
на основе законов, понимаемых как необходимые
отношения, вытекающие из природы вещей;
замечал качественное отличие социальных
явлений от явлений природы; указывал
на более сложную организацию
социального мира; отвергал фатальный
характер действия общественных законов
и обращал внимание на свободу
воли в поступках людей).
Принцип историзма дополнен историко-сравнительным
методом (использовался как средство
обхода цензуры).
Вопрос 3
Развитие и становление -политической
мысли в России Русская общественно-политическая
мысль как оригинальное образование
мировой политической науки в
своем развитии прошла следующие
этапы : • этап. 11 – 17 вв., что типологически
соответствует эпохе Средневековья
в западноевропейской культуре. •
этап. Конец 17 – первая четверть 19 в.
• этап. Вторая четверть 19 в. – октябрь
1917 г. • этап. Октябрь 1917 г. – начало
90-х гг., коммунистический. Характерные
черты российской политической мысли:
• преобладание крайностей радикализма
и консерватизма; • односторонность,
категоричность и нетерпимость радикализма
и консерватизма, неприятие либерализма;
• тесная взаимосвязь политических,
религиозных, нравственных, философских
идей и концепций; • своеобразие
набора и содержания поставленных и
решаемых вопросов; • чрезмерная идеализация
и мифизация прошлого – консерваторами,
будущего – радикалами; • недостаточная
политическая и экономическая обоснованность
выдвигаемых идей и путей практической
реализации.
1 этап. Основателем общественно-политической
мысли на Руси считают киевского
митрополита Иллариона (11 в.). В
своем труде “Слово о Законе
и Благодати” он обосновал
включенность русской земли в
общемировой процесс торжества
христианства над язычеством. Дальнейшее
развитие политические идеи Древней
Руси получают в летописях.
Наиболее известные: Лаврентьевская
(1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская
(15 в.), “Повесть временных лет” (1113
г.). Главной идеей политической
мысли Руси 15-го века – величие
власти Московских государей.
Дальнейшее развитие эта идея
нашла в теории “Москва –
третий Рим”, разработанной монархом
Филофеем в начале 16-го в. По
этой теории история человечества
представляется как история великих
всемирных государств. Первое, Рим,
погибло из-за ереси; второе, Византия,
завоевано неверными – турками;
третьим Римом стала Москва. Ей,
до предначертанного Богом конца
света, предписано быть хранительницей
православия. Москва – третий
Рим, “а четвертому не быти”.
2 этап развития российской политической
мысли связан с именем Петра
I. Реформы Петра оформили русское
феодальное государство в абсолютную
монархию, положили начало преодолению
промышленной, военной, культурной
отсталости страны. Феофан Прокопович
(1681 – 1736) и В. Н. Татищев (1686
– 1750) отстаивали прогрессивные
преобразования Петра I, защищая
их от реакционных феодалов. Одним
из первых идеологов русской
буржуазии был Т. Посошков (1665
– 1726). В эпоху “просвещенного
абсолютизма”, связанного с правлением
Екатерины II, сложились два направления
в развитии политической мысли:
• идеология феодальной аристократии,
стремившейся упрочить свое положение
путем ограниченной монархии; •
политико-правовые идеи зарождающегося
просветительства и либерализма,
направленные против крепостного
права. Наиболее видным идеологом
родовой аристократии был князь
М. М. Щербатов (1733 – 1790), доказывавший
“химерность” равенства и новаций.
Активными проповедниками идей
просветительства были С. Е.
Десницкий, Н. Г. Курганов, Н.
И. Новиков, А. Я. Поленов,
И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.
Вершиной критицизма крепостного
права в России стали идеи
А. Н. Радищева (1749 – 1802).
3 этап. Начало ему положило восстание
декабристов. В этом периоде
политическая мысль сконцентрирована
на борьбе с феодализмом и
поиске лучших (чем реальный капитализм)
путей исторического развития. Основные
идеи этого этапа: • обоснование
революционных планов коренного
преобразования государственного
строя в России; • критика деспотизма
в организации государственной
власти; • необходимость конституционной
монархии, разделения властей, правового
государства; • поиск путей
развития (самобытный и общеевропейский).
Важнейшими представителями идеологии
либерализма в первой половине
19-го века стали Н. С. Мордвинов
(1754 – 1845) и Н. Н. Сперанский
(1772 – 1839). Дальнейшее развитие
общественно-политической мысли
в России связано с движением
декабристов. Наиболее видными
идеологами декабристов были
Н. М. Муравьев (1795 – 1843) и радикал
П. И. Пестель (1793 – 1826). Этот
этап характерен возникновением
революционного демократизма, его
слиянием с утопическим социализмом,
распространением марксистских идей:
• критика не только феодального, но и
буржуазного государства, отрицание всякого
эксплуататорского строя; • ненависть
ко всем видам социального и политического
угнетения, неравноправию, глубокая вера
в светлое будущее народа; • огромное
внимание к национальному вопросу, обоснование
его решения с позиции признания права
наций на самоопределение. Виднейшие представители
российского революционного демократизма:
А. И. Герцен (1812 – 1870), В. Г. Белинский (1811
– 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) Идеи
революционных демократов продолжили
народники М. А. Бакунин (1814 – 1876), П. Л. Лавров
(1828 – 1900), П. Н. Ткачев (1844 – 1885), Г. В. Плеханов
(1856 – 1918).
4 этап – коммунистический. После
революции октября 1917 года и
установления советской власти
в России российская политическая
наука развивалась только в
одном направлении – марксизм-ленинизм.
Политическая наука превратилась
в наукообразный официоз, идеологическое
обеспечение политики ВКП(б) –
КПСС. В рамках научного коммунизма
рассматривались некоторые вопросы
политической теории, но споры
носили по преимуществу схоластический
и ограниченный классовый характер.
С начала 90-х годов 20-го века
в России начинается своеобразный
ренессанс классической и неоклассической
политической мысли.
Вопрос 4
Общественно-политическая
мысль России XIX-XX веков
Политическая мысль России была
своеобразной по сравнению с европейской
общественно-политической традицией.
Это своеобразие было продиктовано
двумя важными обстоятельствами.
Во-первых, особым географическим положением
России, которое сочетало в себе
огромное пространство с богатыми потенциальными
ресурсами, и промежуточное положение
между Европой и Азией, Западом
и Востоком. Российский этнос формировался
под постоянным воздействием этих противоборствующих
цивилизаций. Во-вторых, в сравнении
с передовыми странами Европы Россия
находилась на более низкой стадии
социально-экономического и политического
развития. Здесь в производственных
отношениях капиталистический
способ производства сочетался
с феодально-крепостническими методами
ведения хозяйства, в политическом
плане сохранялась абсолютно-монархическая
форма управления. Примеряя на себя
европейские идеалы свободы, равенства,
братства, российская интеллигенция
отчетливо осознавала необходимость
освобождения народа от пут крепостничества
и тирании. Вокруг идеи свободы на
протяжении всего XIX и начала XX веков
формировались духовно-нравственные
основы жизни российской интеллигенции.
Указанные особенности эволюции политической
мысли России находили выражение
в конкретных политических теориях
и действиях. В начале XIX в. впервые
на арену политической борьбы выходит
организованно оформленная группа
русских интеллигентов радикальной
направленности — декабристы.
Основу взглядов декабристов на
общество и человека составили идеи
просветительства о природном равенстве,
о рабстве как результате нарушения
естественного права. Декабристы призывали
к созданию гражданского общества,
положив в его основание соблюдение
прав человека и гражданина. В «Русской
правде» П.И. Пестеля выдвигались
такие далеко идущие политические и
социальные идеи, как отмена крепостного
права, провозглашение России республикой,
ликвидация сословий, свобода печати
и вероисповедания, привлечение
крестьян к управлению страной, неприкосновенность
частной собственности.
Большинство декабристов выступали
сторонниками буржуазно-демократических
преобразований в духе передовых
европейских стран (в первую очередь
Франции). Пестель по примеру своих
французских предшественников призывал
к физическому уничтожению даря
и его семьи. В случае победы декабристов
Россия из «жандарма Европы» превратилась
бы в демократическую страну. Революционные
политические идеи декабристов, нравственные
основы движения выходили далеко за рамки
буржуазной свободы, прокладывая дорогу
к идеям общечеловеческого гуманизма.
В 1830—1840 годы в общественно-политической
жизни страны наступает период просветительства.
Разгром декабристов не давал
возможности открыто призвать к
борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма
принимают форму иную — форму
социальных утопий, литературных изысканий,
знаменуют появление потерянного
поколения, «лишних людей».
Вершина политической мысли этого
периода принадлежит П.Я. Чаадаеву.
Чаадаев, как мыслитель и политический
деятель, открыл себя в знаменитых «Философических
письмах». Размышляя над причинами
отсталости России, он приходит к выводу
о том, что главная из них заключается
в господстве самодержавно-крепостнических
порядков. Именно Чаадаев впервые
высказывает мысль об отсталости
России в сравнении со странами Запада,
вызванной принятием христианства
в византийской форме, что способствовало
изоляции от западных стран, где господствовал
католицизм. Россия, таким образом,
оказалась исключенной из единой
семьи европейских народов.
К 1840—1850 годам относится дошедший
до дней сегодняшних спор о путях
развития России между славянофилами
и западниками. Видными представителями
славянофильства были И.В. Киреевский,
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин
и др. Славянофилы исходили из идеи
самобытности России, в которой они
видели не только независимость от
Запада, но и условие возрождения
русского духа. Самобытность России означала
свободу человека. Представители
раннего славянофильства стояли за отмену
крепостничества сверху, за развитие национальной
промышленности и протекционизм.
Славянофилы выступали за свободу
слова, гласный суд, освобождение крестьян
с наделом земли посредством
выкупа. Вместе с тем славянофилы
идеализировали отживавшие атрибуты российской
действительности: в крестьянской общине,
в частности, они видели неизменный
элемент, из которого создаются вся
ткань русского народного быта и
характер русского исторического процесса.
Исходя из идеализации прошлого России,
славянофилы считали характерными
чертами русского народа мистицизм,
религиозность, смирение, а основой
развития России — христианство, добро
и согласие (в отличие от развития
Запада, где составляющими были,
по их мнению, атеизм и вольнодумство,
порождавшие вражду и противоречия).
Эти характеристики русского народа
предполагали особую историческую миссию
России в мировой и европейской
цивилизациях.
В подходах к государственному устройству
России славянофилы исходили из необходимости
сохранения самодержавия (Самарин и
др.), силу которого они видели в верности
народным началам — православию
и народности. При этом славянофилы
исходили из надсословности самодержавной
власти, отрицательно оценивая деятельность
Петра I как политика прозападного образца.
Оставаясь противниками политического
насилия, славянофилы считали, что
Петр внес в российскую историю элемент
насилия, разобщил сословия, стал виновником
сословной вражды, ранее неизвестной
русскому обществу.
Важной чертой славянофильской
идеологии стало стремление примирить
интересы всех сословий русского общества,
добиться социального согласия. Одни
идеологи видели основу такого согласия
в православии, другие — в общих
чертах русского национального характера.
Основу либеральной мысли России
составили идеи западничества (Белинский,
Грановский, Герцен, Огарев, Боткин и
др.), которые связывали будущее
российского общества с усвоением
достижений западной цивилизации. Часть
западников исходила из возможности
реформирования российской действительности
сверху, выступала против крестьянской
революции и в целом отвергала
революционную идею (Грановский прямо
называл социализм «болезнью
века»). Другая часть западников стояла
на позициях революционной демократии.
Славянофильство и западничество
как течения русской общественно-политической
•мысли просуществовали до 1860—1870 годов.
После отмены крепостного права
вопрос, по какому пути идти России, во
многом утратил свою прежнюю остроту.
Отголоски идей славянофильства
и западничества можно встретить
и в народнических теориях, и
в построениях российского либерализма,
и в программах будущих социал-демократов.
Революционно-демократические традиции
предшествующих поколений продолжили
петрашевцы (Петрашевский, Спешнев, Ахшарумов,
Момбелли, Достоевский и др.), положившие
начало перехода от дворянской революционной
идеи к демократической, Революционно-демократическое
крыло петрашевцев выступало
за уничтожение крепостного права,
самодержавия, провозглашение- демократической
республики. Петрашевцы высказывали
идею уравнительного землепользования,
общественной собственности, критиковали
капитализм. В среде петрашевцев
широко использовались идеи европейских
социалистов-утопистов. Сам Петрашевский
понимал социализм как догмат
христианской любви, который «всегда
был в природе человека». Он писал:
«Социализм не есть изобретение новейшего
времени, хитрая выдумка XIX в., подобная
пароходу, паровозу или светописи. Он
всегда был в природе человека
и в ней пробудет до тех пор,
пока человечество не лишится способности
развиваться и усовершенствоваться».