Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа
Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли
И числа граждан устранить всех, кто не способен самостоятельно приходить к разумным решениям (рабы, чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы) (женщины не наделяются гражданскими правами).
Граждане - те, кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности (между ними не может быть полного равенства; совершенный гражданин - тот, кто может быть избран на любую должность).
Формы государства (идеальное государство).
Государства делит по числу участвующих в управлении на 3 группы (властвует один человек, немногие, большинство) (добавляет критерий качественный и этический - правильные и неправильные формы - в зависимости от того, думают ли правители об общем благе или о своих интересах).
Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах - правильном и неправльном, могут трансформироваться друг в друга, если не достигают цели):
1) монархия ↔ тирания;
2) аристократия ↔ олигархия;
3) полития ↔ демократия.
Худшая из всех форм правления - тирания; аристократия предпочтительнее монархии (чтобы не вырождалась, необходима группа очень хороших людей); олигархия - полное неравенство.
Демократия - неустойчивая форма правления (предпочтительнее олигархии и выше аристократии).
Полития - совершенная форма правления
(вариант власти большинства; сочетает
лучшие стороны олигархии и
Смена форм государства в результате переворотов (причина переворотов - нарушение справедливости (при демократии - абсолютизация равенства; при олигархии - неравенство)).
Лучший способ обеспечения стабильность - установление политии, смешанного строя, укрепление среднего класса.
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей (уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии и антипатии).
В полисе должно господствовать право, а не люди.
Право - нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей форму и стабильность.
Важнейший признак закона - его
принудительная сила (большинство людей
не склонны поступать
Право - воплощение справедливости (законное и справедливое должны совпадать; цель права - общее благо, ассоциирующееся со справедливостью; право регулирует отношения свободных и равных людей и отношения властвования и подчинения).
Право не однородно по форме, по происхождению (различается естественное право (везде признано, не нуждается в законодательном оформлении) и условное право (нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений); различается писаный и неписаный закон
Стабильность права (уважает обычаи,
не одобряет решения государственного
регулирования и
Право как идеальное понятие не отождествляется с условным, рукотворным правом (с законом) (закон может быть справедливым или несправедливым; даже несправедливый закон имеет обязательную силу; грань между идеалом и действительностью - возможность совершенствования права, закона).
Аспекты справедливости (общее благо и равенство -> два вида справедливости (уравнивающая (основана на арифметическом равенстве) и распределяющая (оправдывает неравенство); для обеспечения справедливого распределения власти, почестей, прав, обязанностей необходимо учесть вклад каждого в общее благо).
Важный показатель справедливости - отсутствие крайностей между бедностью и богатством (ничего чрезмерного) (справедливость ассоциируется с заботой о чужом благе; несовместима с эгоизмом).
Особенности теории.
Критика коммунистической идеи и апология частной собственности.
Закон запрещает то, чего он не предписывает.
Справедливость и умеренность (идеолог среднего класса).
Политико-правовые идеи Августина Блаженного
Эпоха.
Относительно ранний период христианства (IV - V вв.) (христианство стало господствующей религией в Риме, приспособление доктрины к новому статусу).
Августин (354 - 430 гг.) (отец язычник, мать христианка, преподавал грамматику, риторику, стал епископом).
Происхождение государства.
Христианская мистика и
Разделяет представления античных
авторов о возникновении
В семье власть принадлежит отцу, политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей (в рациональное объяснения вторгается Божья воля - власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу; в одних случаях Бог сам назначает правителя, в других - его воля проявляется через естественный ход событий).
Характеристика государства (определение государства).
Цель власти - обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подданными (действия государств, в которых не соблюдается справедливость - грабеж).
Собственность (все должно быть общее; в естественном состоянии у людей должна быть коллективная собственность; каждый берет из общего запаса все, что ему нужно; все сверх индивидуальных потребностей принадлежит обществу и используется в его интересах) (отрицание абсолютного права частной собственности).
Рабство не отрицал (но осуждал - порабощение человека - грех).
Отношение церкви к государству, духовной власти к светской (теория разделения церковной и государственной властей; они различны, обладают суверенитетом, независимостью; но между ними есть взаимодействие, должны оказывать поддержку друг другу).
Церковная власть - высшая (духовная сфера выше мирской, shpora.su).
Формы государства (идеальное государство).
Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное земное общество (на нем печать предопределения; греховный земной град рушится; надежды связываются с градом Божьим (община праведников, следующих божественным установлениям); церковь - предизображение небесного града).
Безразличие к формам государства (в его эпоху рушились классические институты; традиционное деление на правильные и неправильные формы).
Неправильные формы (несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия - власть эгоистической группировки).
Правильные формы (соблюдается право - нет предпочтений; выбор формы второстепенен; любая форма правления может оказаться хорошей, когда уважают Бога и человека).
Особенности теории.
Теория разделения церковной и государственной властей.
Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского
Эпоха.
XIII в. Христианская церковь
Схоластика - попытка рационального доказательства иррациональных истин.
Фома (1226 - 1274 гг.) (аристократ, преподавал
философию и теологию; главное
произведение «Сумма теологии», политические
взгляды «О правлении государей»
и комментарии к труда
Происхождение государства.
Фома стремится вывести Бога из бытия вещей (в анализе реальностей следует здравому смыслу и пользуется античным наследием (реализмом Аристотеля и достижениями Римского права); признает естественный характер государства).
Рационалистический реализм
Существование государства, объединение людей в политическое общество - естественный закон (человек - животное политическое, стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей; общество объединяет людей разных способностей, которые взаимодополняют друг друга).
Создание государства - результат
естественной склонности к общественной
жизни (но он предопределен волей
Бога и опосредован разумом
Характеристика государства (определение государства).
Политическое общество предполагает
власть (она существует сама по себе
(не установлена другой властью), принцип
власти божественен, но ее установление
и использование может
Соотношение церкви и государства (верховенство церковной власти в умеренных формах; стремление обосновать духовный характер вмешательства папства в дела императоров и королей; юрисдикцию пап Фома оправдывает необходимостью наказания грешников и их отстранения от власти).
Собственность (дар Бога человеку;
ею следовало пользоваться с чувством
ответственности перед
Никто не должен иметь больше, чем нужно для удовлетворения его потребностей (всякая собственность должна служить общему благу; для удовлетворения нуждающихся допустимо пользоваться изобилием богатых).
Догматическая идеология (факты брал в рассуждениях древних мыслителей и отцов церкви, приспосабливал их идеи к потребностям церкви).
Формы государства (идеальное государство).
Следует Аристотелю (три правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия); делятся по отношению к общему благу; правильные - политическая власть (основана на праве и обычае), неправильные - деспотическая власть (не ограничена правом)).
Симпатии к монархии (лучшая форма; власть царя напоминает власть Бога; так как сложно удержаться от тирании - на практике ей следует предпочесть смешанную форму правления с преобладанием монархического элемента).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
На вершине системы права - вечный
закон (божественное провидение) (Бог
создал мир с определенной целью;
ограниченному человеческому
На этой основе вырабатывает рационалистические принципы (естественный закон - порожден разумом человека; общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев).
Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле (законы создает природа, диктует разум, а человек только признает их, придает им четкую форму).
Божественный закон (часть вечного закона, предаваемая с помощью откровений; содержится в Библии и видениях святых).
Божественный, естественный и человеческий законы должны ввести человека в круг действия вечного закона.
Наиболее несовершенен человеческий закон (должен проверяться с точки зрения соответствия естественному и божественному законам; критерии - религиозное сознание, нравственный (религиозный) долг; закону, не соответствующему естественным установлениям, можно не повиноваться; принудительное осуществление такого закона - признак тирании).
Особенности теории.
Томизм - символ религиозного освящения
существующего порядка (объявляет
этот порядок покоящимся на естественном
праве, на велениях разума и соответствующим
вечному закону; частная собственность
отождествляется с
Солидарность различных
Вопрос 2