Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли

Работа содержит 1 файл

Политологоия.docx

— 72.47 Кб (Скачать)

И числа граждан устранить всех, кто не способен самостоятельно приходить  к разумным решениям (рабы, чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы) (женщины  не наделяются гражданскими правами).

Граждане - те, кто участвует в  законосовещательной и судебной деятельности (между ними не может  быть полного равенства; совершенный  гражданин - тот, кто может быть избран на любую должность).

Формы государства (идеальное государство).

Государства делит по числу участвующих  в управлении на 3 группы (властвует  один человек, немногие, большинство) (добавляет  критерий качественный и этический - правильные и неправильные формы - в зависимости от того, думают ли правители об общем благе или  о своих интересах).

Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах - правильном и неправльном, могут трансформироваться друг в  друга, если не достигают цели):

1) монархия ↔ тирания;

2) аристократия ↔ олигархия;

3) полития ↔ демократия.

Худшая из всех форм правления - тирания; аристократия предпочтительнее монархии (чтобы не вырождалась, необходима группа очень хороших людей); олигархия - полное неравенство.

Демократия - неустойчивая форма правления (предпочтительнее олигархии и выше аристократии).

Полития - совершенная форма правления (вариант власти большинства; сочетает лучшие стороны олигархии и демократии) (граждане - только лица, обладающие средним  достатком; участвуют в народном собрании, выбирают магистратов).

Смена форм государства в результате переворотов (причина переворотов - нарушение справедливости (при демократии - абсолютизация равенства; при олигархии - неравенство)).

Лучший способ обеспечения стабильность - установление политии, смешанного строя, укрепление среднего класса.

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Благодаря своему общему характеру  законы свободны от страстей (уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии и антипатии).

В полисе должно господствовать право, а не люди.

Право - нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей форму и стабильность.

Важнейший признак закона - его  принудительная сила (большинство людей  не склонны поступать добродетельно - необходимость принуждения на правовой основе).

Право - воплощение справедливости (законное и справедливое должны совпадать; цель права - общее благо, ассоциирующееся  со справедливостью; право регулирует отношения свободных и равных людей и отношения властвования и подчинения).

Право не однородно по форме, по происхождению (различается естественное право (везде  признано, не нуждается в законодательном  оформлении) и условное право (нормы, установленные людьми в форме  законов и соглашений); различается  писаный и неписаный закон

Стабильность права (уважает обычаи, не одобряет решения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями; искусство  законодателя - создавать законы, соответствующие  государству

Право как идеальное понятие  не отождествляется с условным, рукотворным  правом (с законом) (закон может  быть справедливым или несправедливым; даже несправедливый закон имеет  обязательную силу; грань между идеалом  и действительностью - возможность  совершенствования права, закона).

Аспекты справедливости (общее благо  и равенство -> два вида справедливости (уравнивающая (основана на арифметическом равенстве) и распределяющая (оправдывает  неравенство); для обеспечения справедливого  распределения власти, почестей, прав, обязанностей необходимо учесть вклад  каждого в общее благо).

Важный показатель справедливости - отсутствие крайностей между бедностью  и богатством (ничего чрезмерного) (справедливость ассоциируется с заботой о  чужом благе; несовместима с эгоизмом).

Особенности теории.

Критика коммунистической идеи и апология частной собственности.

Закон запрещает то, чего он не предписывает.

Справедливость и умеренность (идеолог  среднего класса).

 

Политико-правовые идеи Августина Блаженного

Эпоха.

Относительно ранний период христианства (IV - V вв.) (христианство стало господствующей религией в Риме, приспособление доктрины к новому статусу).

Августин (354 - 430 гг.) (отец язычник, мать христианка, преподавал грамматику, риторику, стал епископом).

Происхождение государства.

Христианская мистика и мифология (история человечества подчинена  божественному провидению, заранее  установленному плану; история начинается с грехопадения Адама и Евы  и заканчивается Страшным судом; все социальные, правовые и государственные  учреждения - результат греховности  человека, его извращенной свободной  воли).

Разделяет представления античных авторов о возникновении государства  в ходе естественной эволюции, но процессы обусловлены божественной волей (природа  толкает людей к объединению  сначала в семьи, потом в государства  для обеспечения внутреннего  мира и внешней безопасности; стремление к объединению приводит к общественному  договору, с которым связываются  представления об общественных обязанностях).

В семье власть принадлежит отцу, политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей (в  рациональное объяснения вторгается Божья  воля - власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому  народу; в одних случаях Бог  сам назначает правителя, в других - его воля проявляется через естественный ход событий).

Характеристика государства (определение  государства).

Цель власти - обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями  и подданными (действия государств, в которых не соблюдается справедливость - грабеж).

Собственность (все должно быть общее; в естественном состоянии у людей  должна быть коллективная собственность; каждый берет из общего запаса все, что ему нужно; все сверх индивидуальных потребностей принадлежит обществу и используется в его интересах) (отрицание абсолютного права  частной собственности).

Рабство не отрицал (но осуждал - порабощение  человека - грех).

Отношение церкви к государству, духовной власти к светской (теория разделения церковной и государственной  властей; они различны, обладают суверенитетом, независимостью; но между ними есть взаимодействие, должны оказывать поддержку  друг другу).

Церковная власть - высшая (духовная сфера  выше мирской, shpora.su).

Формы государства (идеальное государство).

Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное  земное общество (на нем печать предопределения; греховный земной град рушится; надежды  связываются с градом Божьим (община праведников, следующих божественным установлениям); церковь - предизображение  небесного града).

Безразличие к формам государства (в его эпоху рушились классические институты; традиционное деление на правильные и неправильные формы).

Неправильные формы (несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия - власть эгоистической группировки).

Правильные формы (соблюдается  право - нет предпочтений; выбор формы  второстепенен; любая форма правления  может оказаться хорошей, когда  уважают Бога и человека).

Особенности теории.

Теория разделения церковной и  государственной властей.

 

 

 

Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского

Эпоха.

XIII в. Христианская церковь воплотилась  в стабильную, стройную и всепроникающую  организацию (поискам, откровениям,  прозрениям положен конец; создалось  догматическое, формализованное  учение, основанное на авторитете  официально признанной интерпретации  священных писаний; религиозные  философы подтверждают догматы  веры).

Схоластика - попытка рационального  доказательства иррациональных истин.

Фома (1226 - 1274 гг.) (аристократ, преподавал философию и теологию; главное  произведение «Сумма теологии», политические взгляды «О правлении государей» и комментарии к труда Аристотеля).

Происхождение государства.

Фома стремится вывести Бога из бытия вещей (в анализе реальностей  следует здравому смыслу и пользуется античным наследием (реализмом Аристотеля и достижениями Римского права); признает естественный характер государства).

Рационалистический реализм анализа  земных проблем - угроза для богословской настройки (подготовка почвы для  идеологии Возрождения, покончившей  с монополией католицизма).

Существование государства, объединение  людей в политическое общество - естественный закон (человек - животное политическое, стремится к объединению, к общению для обеспечения  лучших условий жизни, для раскрытия  своих способностей; общество объединяет людей разных способностей, которые  взаимодополняют друг друга).

Создание государства - результат  естественной склонности к общественной жизни (но он предопределен волей  Бога и опосредован разумом человека; не исключается общественный договор  в качестве способа создания государства; цель государства - общее благо (материальное и духовное)).

Характеристика государства (определение  государства).

Политическое общество предполагает власть (она существует сама по себе (не установлена другой властью), принцип  власти божественен, но ее установление и использование может противоречить  божественным предначертаниям).

Соотношение церкви и государства (верховенство церковной власти в  умеренных формах; стремление обосновать духовный характер вмешательства папства  в дела императоров и королей; юрисдикцию пап Фома оправдывает  необходимостью наказания грешников  и их отстранения от власти).

Собственность (дар Бога человеку; ею следовало пользоваться с чувством ответственности перед дарителем; оправдание богатств церкви - только праведные  могут распределять общее достояние; собственность - ответственность и  опека).

Никто не должен иметь больше, чем  нужно для удовлетворения его  потребностей (всякая собственность  должна служить общему благу; для  удовлетворения нуждающихся допустимо  пользоваться изобилием богатых).

Догматическая идеология (факты брал в рассуждениях древних мыслителей и отцов церкви, приспосабливал их идеи к потребностям церкви).

Формы государства (идеальное государство).

Следует Аристотелю (три правильные формы (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия); делятся по отношению  к общему благу; правильные - политическая власть (основана на праве и обычае), неправильные - деспотическая власть (не ограничена правом)).

Симпатии к монархии (лучшая форма; власть царя напоминает власть Бога; так  как сложно удержаться от тирании - на практике ей следует предпочесть  смешанную форму правления с  преобладанием монархического элемента).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

На вершине системы права - вечный закон (божественное провидение) (Бог  создал мир с определенной целью; ограниченному человеческому сознанию вечный закон не доступен; чтобы  следовать божественному предопределению, человек наделен способностью постигать  отдельные максимы вечного закона, распознавать, что ему соответствует (внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения)).

На этой основе вырабатывает рационалистические принципы (естественный закон - порожден разумом человека; общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев).

Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле (законы создает природа, диктует разум, а человек только признает их, придает им четкую форму).

Божественный закон (часть вечного  закона, предаваемая с помощью  откровений; содержится в Библии и  видениях святых).

Божественный, естественный и человеческий законы должны ввести человека в круг действия вечного закона.

Наиболее несовершенен человеческий закон (должен проверяться с точки  зрения соответствия естественному  и божественному законам; критерии - религиозное сознание, нравственный (религиозный) долг; закону, не соответствующему естественным установлениям, можно  не повиноваться; принудительное осуществление  такого закона - признак тирании).

Особенности теории.

Томизм - символ религиозного освящения  существующего порядка (объявляет  этот порядок покоящимся на естественном праве, на велениях разума и соответствующим  вечному закону; частная собственность  отождествляется с собственностью вообще; социальные различия объявляются  естественными и неизбежными, объясняются  разделением труда, разницей в профессиях).

Солидарность различных классов  на основе христианской любви к ближнему - идеальное решение социальных проблем.

 

 

Вопрос 2

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"