Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли

Работа содержит 1 файл

Политологоия.docx

— 72.47 Кб (Скачать)

Вопрос 1

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).

Основа учения Конфуция - принцип  добродетели (управляющие верхи  должны быть совершенными людьми; их жизнь  должна быть подчинена строгим нормам ритуала, соблюдаемого ими; их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим).

Государство - гигантская семья (царь - отец, старший в роде; цель государства  и царской власти общее благо  этой семьи; призвание царя - накормить  народ, обогатить и обучить его).

Патриархальная (патерналоистская) концепция  власти (приспосабливается к новым  условиям, когда сложилась государственность  с расколом на богатых и бедных, аппарат чиновников с их алчностью).

Деление на благородных и простолюдинов - естественное (хотя осуждаются крайности  богатства и бедности, подрывающие  мир в государстве; отсутствие демократических  тенденций; порицание простолюдинов, не желающих примириться со своим  местом в обществе; симпатии аристократии, нет отставивания наследственных сословных  привилегий (место аристократии должны занять люди благородные по нравственным свойствам); социальный статус человека должен соответствовать его качествам  и поступкам и изменяться вместе с ним).

 

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Основа стабильности - четкая организация  и формализация общественной деятельности (каждый должен соблюдать свои обязанности  и находиться на отведенном ему месте; восстановление обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг людей; пример должны показывать чиновники).

Конфуций скептически относился  к попыткам управления посредством  создания новых законов, подкрепляемых  наказаниями (модно только вызвать  страх, но не достигнуть нравственного  обновления (люди будут стараться  избегать наказаний, но не будут испытывать стыда); если управлять с помощью  дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними (помогает избежать насилия и конфликтов)).

Нереалистичное стремление восстановления нравственных принципов (после периода  критики, непонимания, отрицания видоизменение  конфуцианства привело к использованию  его лозунгов (не принципов) для идеологического  оправдания восточной деспотии в  ее китайском варианте).

 

 

Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.

 Его взгляды на протяжении  всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал  метод и подход Сократа. Собственно  платоновское учение появляется  в поздних его диалогах.

 Политико-правовые взгляды Платона:

1. Лучшая форма правления - аристократия.

2. Худшая - тирания (так же отрицательно  Платон относился к демократии).

3. Стремление к сохранению полиса.

4. Отрицание завоевательных войн.

5. Верховенство интересов государства  над интересами личности.

6. Отрицание частной собственности.

7. Оправдание рабства (люди не  равны по природе).

 Эпоха.

Маленькие города-государства, неспособные  к прочному объединению и пребывающие  в постоянных междоусобицах; рабство; физический труд презирался; расцвет  афинской демократии; войны с Персией; поражение Афин в Пелопонесской  войне; начался закат античной Греции; кризис системы привел к расцвету политической мысли.

Происхождение государства.

Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис), подчинена  единому закону, установленному Богом (единый бог - ум-демиург, мировая душа) (подлинное познание - приобщение к  мировой душе, требует интеллектуальной и нравственной подготовки).

Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворять  только совместно на основе разделения труда (полис - органическое целое, со своей  структурой, функциями и интересами).

Характеристика государства (определение  государства).

Государство должно служить интересам  всего общества, а не отдельной  его части (не должны преобладать  интересы какой-либо группы).

Общее благо не предполагает равенства (Платон - сторонник сословности  и жесткой социальной иерархии).

Сопоставление человеческого организма  и общества (в государстве разумное начало преобразуется в совещательное, яростное - в защитное, вожделеющее - в деловое) (в обществе эти начала воплощены в разных людях, обладающих неравными природными способностями).

Каждое сословие должно заниматься своим делом (философы должны господствовать; воины, подчиняясь философам, должны служить  защитой полису; вместе они управляют  производителями).

Принадлежность к сословиям  определяется происхождением (в порядке  исключения возможны переводы из первого  сословия во второе; из третьего - нельзя никуда).

Осуждение крайности бедности и  богатства (подрывают единство государства, не дают сформироваться общему интересу).

Формы государства (идеальное государство).

Диалог «Государство» Идеальное  общественное устройство (упразднение  частной собственности среди  первых двух сословий (должны служить  общему благу); вся их жизнь должна организовываться на началах общности имуществ и коллективизма; у них  нет семей (жены и дети общие); детей  воспитывает государство - shpora.su)

Ограничения не распространяются на третье сословие (но за свободу частной  жизни и экономической деятельности они платят бесправием - не участвуют  в делах управления).

Регламентируются все стороны  жизни (социальные и экономические  отношения, политический строй, материальные условия, семья, воспитание, культура).

Правит сословие философов (два  вида аристократии - царская власть (правит один) и аристократия (правят несколько); суждение философов выше закона).

Утрата нравственного совершенства - появление неправильных видов правления:

- сначала тимократия (правят честолюбцы, распространяется частная собственность,  свободных людей обращают в  рабов);

- затем олигархия (увеличение  богатства частных лиц; установление  имущественного ценза для занятия  должностей; принцип власти - деньги; усиление раскола на бедных  и богатых; народ подавляют  армией);

- переворот и установление демократии (изменчивая и бурная политическая  жизнь; плохое управление; недостатки (уравнивание людей разного достоинства,  некомпетентность, пренебрежение к  знанию, к заслугам, воля случая, применение жребия при замещении  должностей);

- воспользовавшись избытком свободы  к власти приходит тиран (худшая  форма правления, царят беззаконие, доносительство, уничтожение противников  и всех людей, имеющих свое  мнение.

Диалог «Политик» Форма государственного устройства определяется по 2 критериям:

1) по количеству правящих лиц;

2) достигают ли они цели (общее  благо).

Классификация форм правления (каждый вид в 2 вариантах - правильном и неправльном, могут трансформироваться друг в  друга, если не достигают цели):

1) монархия ↔ тирания;

2) аристократия ↔ олигархия;

3) демократия, основанная на законе  ↔ демократия, основанная на произволе.

Среди законных форм демократия наихудшая (среди форм, основанных на беззаконии - наилучшая).

Диалог «Законы» (менее совершенное  политическое устройство; все разрешается  жить семьями и иметь в частном  владении дом и участок; надел - общая  собственность государства (переходит  по наследству); сословий нет; граждане делятся на 4 группы в зависимости  от имущественного состояния; вытеснение аристократического принципа олигархическим; переход из одной группы в другую происходит при изменении имущественного состояния; на народное собрание обязаны  ходить граждане первой и второй групп (другие добровольно)).

Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, запрещается  владеть золотом и серебром, не допускается ростовщичество, контролируются семьи и браки, единомыслие.

Неграждане (рабы и иностранцы; рабы полностью бесправны).

Форма государства (смешение принципов  монархии и демократии; во главе 37 правителей; в выборах участвуют те, кто  носит оружие4 из числа правителей выделяется ночной совет (10 самых мудрых); выборный совет по 90 человек от каждой из 4 групп; народное собрание; все должностные  лица избираются; кандидаты проходят предварительную проверку).

Карательные меры (смерть и изгнание - за преступления, нарушения закона, инакомыслие).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Платон различает правильные (установленные  ради общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах группы, захватившей власть.

Предпочтение отдается конкретным решениям царя-философа перед законом (первые более совершенные, так как  законы слишком общи, чтобы охватить все многообразие явлений).

Особенности теории.

Диалог «Государство» называют коммунистическим трактатом, а Платона - первым коммунистом (речь идет о сословном, кастовом коммунизме (коммунизм для  избранных, являющихся потребителями)) (цель - рациональная организация общества, основанного на неравенстве).

«Государство» и «Законы» - утопии (выход Платон ищет в возврате к  прошлому, к старым добродетелям).

Обобщая опыт предшественников, Платон внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание (идея общего блага и общего интереса как  основы политического объединения, мысль о частной собственности  как причине социальных противоречий и конфликтов, четкое определение  форм государства и закономерностей  их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации).

Негативные моменты (идеализация  кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение  правами личности, жесткая регламентация  всех сторон жизни).

 

 

Учение Аристотеля о государстве и праве

Эпоха.

Маленькие города-государства, неспособные  к прочному объединению и пребывающие  в постоянных междоусобицах; рабство; физический труд презирался; расцвет  афинской демократии; войны с Персией; поражение Афин в Пелопонесской  войне; начался закат античной Греции; кризис системы привел к расцвету политической мысли.

Происхождение государства.

Государство - творение природы, продукт  естественного развития (в его  основе - потребности людей; человек - животное политическое, общественное (не может жить один, нуждается в  контактах с себе подобными, в  объединении с ними).

Ступени объединения (семья; деревня (селение); полис; по мере расширения круга  объединения возрастает количество благ, получаемых человеком от общения, и безопасность; большее значение приобретает разделение труда; полис  достаточно велик, чтобы удовлетворить  все потребности человека; цель полиса - благо граждан).

Характеристика государства (определение  государства).

Полис (объединение людей и территория, находящиеся под властью одного правителя, имеющие одну конституцию (единство власти и территории придают  ему целостность)).

Полис - общение свободных и в  известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных самоопределяться, управлять своими действиями (власть в нем распространяется на свободных  и равных граждан).

Рабовладение (естественно и неизбежно; существует с незапамятных времен; установлено для пользы господина  и раба; раб лишен разума, управлять  им естественно).

Полис как наиболее совершенная  форма общественного объединения  стоит выше семьи и индивида (сфера  ведения охватывает многие области; общность имущества противоестественна, частная собственность соответствует  природе (она - следствие самолюбия; что выгодно гражданину - выгодно  полису, богатство граждан соответствует  общему благу).

Общая собственность противоестественна (общий интерес - ничейный; общность имущества не дает стимулов к производству, содействует лени, стремлению воспользоваться  трудами других; таким имуществом трудно управлять).

Осуждение корыстолюбия и чрезмерного  обогащения (2 формы накопления богатства - своим трудом (через производство, создание материальных ценностей - увеличение общего богатства, выгодна полису); эгоистическое (торговля, спекуляция, ростовщичество)).

Упразднение семьи уничтожает стимулы  к труду, заботе о близких, альтруизму.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"