Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа
Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли
Самым значительным препятствием на пути введения социализма петрашевцы считали самодержавие. Большинство настаивали на коренных изменениях в распределении собственности (в том на землю) в пользу трудящихся. Общественно-политические взгляды и деятельность петрашевцев подготовили поколение российских революционеров — шестидесятников, способствовали распространению в российском обществе.
Наиболее значительную роль в развитии
политической мысли 1850—1860 годов сыграл
А.И. Герцен (1812—1870). Известно, что Герцен
прошел сложным путем эволюции своих
политических взглядов, в конце 40-х
годов своеобразную «духовную драму»,
связанную с переходом из лагеря
к революционным демократам. Выход
из этой личной драмы Герцен в идеи
«русского социализма». Герцен считал,
что социализм обеспечит
Формой перехода к социализму Герцен считал сельскую общину, — зародыш будущего социалистического строя. Герцен видел и слабые стороны сельской общины: свободу личности, но одновременно создавала условия для коллективного труда. Для развития общины в ячейку социалистического общества необходимо на нее передовой социалистической мысли; социалистическое устройство России может стать результатом взаимодействия передовой мысли Запада и сельской общины.
Необходимым условием превращения общины в ячейку будущего общества Герцен считал освобождение крестьян с землей, сохранение и укрепление самой общины, организацию артелей в промышленности, распространение принципа общественного самоуправления на все государственные структуры.
Каким путем Герцену виделся
переход к социализму? Признавая
желательным «переворот без кровавых
средств», Герцен приходит к пониманию
необходимости социального
Своего наивысшего расцвета общественно-политическая
мысль революционных демократов
России достигла в творчестве Н,Г. Чернышевского
(1828—1889). В своих художественно-
Надежды Чернышевского на общину основывались
на его уверенности в победе народно-крестьянской
революции и безвозмездной
В центре общественно-политической борьбы
пореформенной России стал вопрос о
форме государственного устройства.
Основной формой революционного движения,
стремившегося к разрешению его
революционными средствами, было народничество.
С народничеством — идеологией крестьянского
радикализма — связана целая
страница политической истории, многие
политические и экономические идеи
народнических лидеров
Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления в народничестве 1860—1870 годов. Первое — пропагандистское, главные идеи которого заложены в «Исторических письмах» (1868).
Анархистско-бунтарское направление
народничества в течение
Привлекательной стороной учения Бакунина
была критика государства. Любая
власть, по его мнению, создавая централизацию
— бюрократию и репрессивные органы,
— становится над обществом. Поэтому
Бакунин отрицает любое государство,
даже демократическое, народное, которое
по сути остается антиобщественным. На
место государства Бакунин
В народничестве имелось еще
одно направление, которое принято
характеризовать как
Современная политология помимо своего практического отображения в развивающейся политической жизни общества имеет и свои идейные истоки, которые представляют собой не что иное, как концепцию политической и социально-экономической организации жизнедеятельности общества. В связи с этим особый интерес для экономистов могут представлять флорентийская школа политологии, концепции демократии, лейборизма, советология, марксология, экстремистские политические доктрины, их разработка и обоснование.
Кроме революционной мысли в
России конца XIX в. развивались либеральные
и консервативные политические направления.
Среди них —
Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей B.C. Соловьева (1853—1900). Не вдаваясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся, на его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Теократическая философия».
На протяжении многих лет Соловьев
вступал в конфликты с
Однако политический либерализм Соловьева
ограничивался его социальными
теориями, основное место среди которых
принадлежит идее «богочеловечества».
Люди, считал ученый, враждебны друг
другу по своей природе. В основе
этой вражды лежит борьба за существование,
за поддержание уровня материальной
жизни, и она не исчезнет, пока человечество
не выйдет из естественного состояния
и связанных с ним внешних
вещественных интересов. Соловьев утверждал,
что нравственность не зависит от
материального человеческого
Соловьев не идеализировал господствующую в России Православную Церковь. Он считал необходимым осуществить ее реформирование, которое понимал как создание «Вселенской Церкви» на основе объединения православия и католицизма. Прообразом «Вселенской Церкви» Соловьеву служил Ватикан. Объединение восточной и западной Церквей должно привести к созданию всемирной монархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловьеву, путь образования «богочеловеческого союза», или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, истинную свободу и всеобщую справедливость».
Социально-философские и
Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных теоретических направлениях, создав теоретическую почву для эволюции общественно-политических взглядов начала XX в.
Политическая мысль начала XX в.
в значительной мере испытала влияние
идей примирения и гармонизации враждующих
сил, единения русской интеллигенции
и народа на благо России. Многие
видные представители русской
Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н.Ф. Федорова (1828—1903). Условием преобразования общественных отношений мыслитель считал единство знания и действия, теории и практики. Социальное устройство Федоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины — от рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения. Столь детальное описание внутриобщинной жизни необходимо было для поддержания настроя всего человеческого существа на решение задач «общего дела».
Идея свободы как основного
тезиса либерального движения
является основополагающей в творчестве
Н.А. Бердяева (1874—1948). Согласно Бердяеву,
смысл жизни человека — творить
новое в мире, а творчество есть
порыв к свободе, разрушение социальной
необходимости. Бердяев видел в
марксизме гуманистическое
Бердяев призывал «убить зверя политики», перейти к неполитическим формам человеческих отношений. «Неправедно политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человеческую, ей подчинять все богатства бытия, — писал ученый. — Неправеден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла ее... Довести политику как таковую до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в религии — вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье наше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от политики. Нельзя убить зверя политики новой государственностью. Нужно государственности, насилию власти, отвлеченной политике противопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильственную общественность, не новое политическое насилие, а свободу иных путей» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 171.). Бердяев не видел в революционном движении возможности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение существующего зла.
Бердяев в качестве основополагающей
социально-политической идеи своего творчества
избирает оценку марксистского социализма
как особой религии (лжерелигии). Марксистский
социализм, по его мнению, содержит
в себе все основные элементы религиозной
веры и религиозного энтузиазма: в
ней существуют свои святые («народ»,
«пролетариат»), свое учение о грехопадении
(возникновение частной