Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) (сборник «Лунь юй» (Беседы и высказывания).
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли

Работа содержит 1 файл

Политологоия.docx

— 72.47 Кб (Скачать)

Самым значительным препятствием на пути введения социализма петрашевцы считали самодержавие. Большинство  настаивали на коренных изменениях в  распределении собственности (в  том на землю) в пользу трудящихся. Общественно-политические взгляды  и деятельность петрашевцев подготовили  поколение российских революционеров — шестидесятников, способствовали распространению в российском обществе.

Наиболее значительную роль в развитии политической мысли 1850—1860 годов сыграл А.И. Герцен (1812—1870). Известно, что Герцен прошел сложным путем эволюции своих  политических взглядов, в конце 40-х  годов своеобразную «духовную драму», связанную с переходом из лагеря к революционным демократам. Выход  из этой личной драмы Герцен в идеи «русского социализма». Герцен считал, что социализм обеспечит правильную и разумную организацию экономической  жизни, утверждение с уничтожением частной собственности.

Формой перехода к социализму Герцен считал сельскую общину, — зародыш  будущего социалистического строя. Герцен видел и слабые стороны  сельской общины: свободу личности, но одновременно создавала условия  для коллективного труда. Для  развития общины в ячейку социалистического  общества необходимо на нее передовой  социалистической мысли; социалистическое устройство России может стать результатом  взаимодействия передовой мысли  Запада и сельской общины.

Необходимым условием превращения  общины в ячейку будущего общества Герцен считал освобождение крестьян с землей, сохранение и укрепление самой общины, организацию артелей  в промышленности, распространение  принципа общественного самоуправления на все государственные структуры.

Каким путем Герцену виделся  переход к социализму? Признавая  желательным «переворот без кровавых средств», Герцен приходит к пониманию  необходимости социального переворота, став тем самым одним из родоначальников  идеи народной революции в революционно-демократическом  лагере, одним из создателей народничества.

Своего наивысшего расцвета общественно-политическая мысль революционных демократов России достигла в творчестве Н,Г. Чернышевского (1828—1889). В своих художественно-публицистических произведениях «Что делать?», «Пролог», «Письма без адреса» и др. Чернышевский отстаивал идеи ликвидации последствий крепостного права, радикального обновления российского общества. Вслед за Герценом и петрашевцами он считал возможным при переходе к социализму использовать сохранившуюся крестьянскую общину. Россия, по мнению Чернышевского, находится на пороге народной революции, которая приведет к власти трудящихся. Новая власть будет способна решить не только демократические, но и социалистические задачи: ликвидировать буржуазную частную собственность, организовать планируемое в масштабах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоценивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспринять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.

Надежды Чернышевского на общину основывались на его уверенности в победе народно-крестьянской революции и безвозмездной передаче земли крестьянам. В этом заключалась  переоценка Чернышевским социально-политических   возможностей крестьянства России как  революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как  планомерно организованное крупное  производство, состоящее из промышленных и сельскохозяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга  продуктами своего труда, способных  удовлетворить индивидуальные и  общественные потребности.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о  форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его  революционными средствами, было народничество. С народничеством — идеологией крестьянского  радикализма — связана целая  страница политической истории, многие политические и экономические идеи народнических лидеров оказались  живучими и были взяты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис об уничтожении частной  собственности на землю, передачу ее во владение обществу. Формой такой  передачи народники считали раздел земли поровну между крестьянами, ведение «трудового хозяйства» без  эксплуатации. Центральной идеей  народнического социализма стала идея уравнительности (равенства), а политической основой ее реализации — идея социальной революции (народнические идеологи различались в тактических подходах к формам реализации идеи революции  — каким путем поднять народ  на революцию, в отношении к государству  и др.). Народники исходили из общей  идеи о возможности российскому  обществу миновать капитализм и осуществить  переход к социализму посредством  крестьянской общины. Еще в 1851 г. Герцен так охарактеризовал содержание и основной смысл будущей народнической  идеи: «Человек будущего в России —  мужик, точно так же как во Франции  — работник» (Герцен А. И. Русский  народ и социализм/'/Соч. Т. 7. С. 326.).

Общепринято выделять в зависимости  от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления  в народничестве 1860—1870 годов. Первое — пропагандистское, главные идеи которого заложены в «Исторических  письмах» (1868).

Анархистско-бунтарское направление  народничества в течение длительного  времени возглавлял М.А. Бакунин. Идеи бакунизма имели в России богатую  социальную почву, особенно среди молодежи, находя отклик среди значительной части  общества. Рассуждения Бакунина заключались  в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует  уничтожения. В ходе его уничтожения  социалистически-коллективистские инстинкты  русского народа получат развитие и  воплощение в народной революции, Бакунин  и его последователи исходили из готовности народа к революции (таким  его делали нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал  общественного устройства). С целью  поднятия народа на революцию Бакунин  предлагал создавать инициативные группы из революционной молодежи, призывал учащуюся молодежь бросать  гимназии и университеты и идти в  народ для революционной работы и подготовки «всесокрушительного  бунта».

Привлекательной стороной учения Бакунина была критика государства. Любая  власть, по его мнению, создавая централизацию  — бюрократию и репрессивные органы, — становится над обществом. Поэтому  Бакунин отрицает любое государство, даже демократическое, народное, которое  по сути остается антиобщественным. На место государства Бакунин предлагает общинное самоуправление, задачей которого было передать землю народу.

В народничестве имелось еще  одно направление, которое принято  характеризовать как заговорщическое. Его лидер Я.Я. Ткачев вошел в  историю политического движения русским бланкистом, целью которого стала подготовка заговора и захвата  власти. Ткачев обращался к русским  революционерам «не опоздать» с  мятежом, так как развитие капитализма, по его мнению, могло воспрепятствовать  реализации идеи и укрепить силы реакции. Захват власти в стране Ткачев считал сравнительно простым делом: самодержавие, по его представлению, не имеет корней в обществе, его можно свалить  хорошо организованным действием. Основой  преобразований Ткачев также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного  труда. После захвата власти Ткачев предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, замену конкуренции  принципом «братской любви и  солидарности», введение всеобщего  общественного воспитания, уничтожение  семьи, основанной на подчинении женщины, развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти (Ткач ев П.Н. Соч. М., 1976. Т. 2. С. 97).

Современная  политология  помимо  своего  практического  отображения  в развивающейся политической жизни  общества имеет и свои идейные  истоки, которые представляют собой  не что иное, как концепцию политической и социально-экономической организации жизнедеятельности общества. В связи с этим особый интерес для экономистов могут представлять флорентийская школа политологии, концепции демократии, лейборизма, советология, марксология, экстремистские политические доктрины, их разработка и обоснование.

Кроме революционной мысли в  России конца XIX в. развивались либеральные  и консервативные политические направления. Среди них — неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В. С. Соловьева, оказавшие  сильное воздействие на последующих  мыслителей начала XX века, гуманистическое  учение Л.Н. Толстого, идеология православной мысли (Юркевич, Новицкий и др.).

Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей B.C. Соловьева (1853—1900). Не вдаваясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся, на его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Теократическая  философия».

На протяжении многих лет Соловьев вступал в конфликты с самодержавием, Православной 1 Церковью, осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует «эксплуатация труда капиталом, производящая пролетариат со всеми  его бедствиями...».

Однако политический либерализм Соловьева  ограничивался его социальными  теориями, основное место среди которых  принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни, и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния  и связанных с ним внешних  вещественных интересов. Соловьев утверждал, что нравственность не зависит от материального человеческого начала, от экономических отношений, как  не зависит от рационального начала, выражающегося в юридических  и государственных отношениях. В  основе нормального общества, писал  Соловьев, лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в Церкви. Все  остальные виды общественных отношений  служат материальной средой для осуществления  божественного начала, представляемого  Церковью.

Соловьев не идеализировал господствующую в России Православную Церковь. Он считал необходимым осуществить ее реформирование, которое понимал как создание «Вселенской Церкви» на основе объединения  православия и католицизма. Прообразом «Вселенской Церкви» Соловьеву  служил Ватикан. Объединение восточной  и западной Церквей должно привести к созданию всемирной монархии на основе российского самодержавия. Таков  был, по Соловьеву, путь образования  «богочеловеческого союза», или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный  христианский мир, истинную свободу  и всеобщую справедливость».

Социально-философские и политические взгляды Соловьева породили значительное число последователей и подражателей. Под влиянием Соловьева находились С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и другие мыслители. Влияние  Соловьева испытывали «веховцы», многие другие социально-политические течения  начала XX века в России и на Западе.

Политические идеи в России в  конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся  традиции, развивались многопланово, в разных теоретических направлениях, создав теоретическую почву для  эволюции общественно-политических взглядов начала XX в.

Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испытала влияние  идей примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции  и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции  справедливо предостерегали об опасности  нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Правда, долгое время эта идея трактовалась достаточно примитивно — в духе рабского примирения с самодержавным  строем, отказа от революционной борьбы. На .самом деле идея смирения означала усмирение своих чувств во имя  обретения подлинной внутренней свободы духа, собственного «Я» и  свободы для других, работы над  собой и для своего народа. Еще  Достоевский пророчески указывал на трагическую опасность для русского народа разведения идей революционного социализма с духовно-нравственными, христианскими нравственно-этическими идеалами. Эти проблемы получили глубокое отражение в философском и  общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Розанова, С.Франка, П.Флоренского  и др.

Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции  с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного  деятеля Н.Ф. Федорова (1828—1903). Условием преобразования общественных отношений  мыслитель считал единство знания и  действия, теории и практики. Социальное устройство Федоров определял как  «общее дело», как некое идеальное  человеческое объединение, большую  семью, тесно связанную узами  общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал  внутреннюю жизнь общины — от рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака  и погребения. Столь детальное  описание внутриобщинной жизни необходимо было для поддержания настроя  всего человеческого существа на решение задач «общего дела».

Идея  свободы  как  основного  тезиса  либерального  движения  является основополагающей в творчестве Н.А. Бердяева (1874—1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить  новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев видел в  марксизме гуманистическое начало, ставившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором  человек должен был получить свободу  от насилия и эксплуатации, стал поработителем человеческой личности.

Бердяев призывал «убить зверя политики», перейти к неполитическим формам человеческих отношений. «Неправедно  политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человеческую, ей подчинять все богатства бытия, — писал ученый. — Неправеден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла ее... Довести  политику как таковую до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в  религии — вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье  наше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от политики. Нельзя убить  зверя политики новой государственностью. Нужно государственности, насилию  власти, отвлеченной политике противопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильственную общественность, не новое политическое насилие, а свободу  иных путей» (Бердяев Н.А. Истоки и  смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 171.). Бердяев не видел в революционном  движении возможности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение  существующего зла.

Бердяев в качестве основополагающей социально-политической идеи своего творчества избирает оценку марксистского социализма как особой религии (лжерелигии). Марксистский социализм, по его мнению, содержит в себе все основные элементы религиозной  веры и религиозного энтузиазма: в  ней существуют свои святые («народ», «пролетариат»), свое учение о грехопадении (возникновение частной собственности), культ жертвенности («во имя счастья  будущих поколений»), мысль-мечта  об установлении «земного рая» (коммунизма). Однако Бердяев отмечает духовную бедность социализма как религии. Все богатство  человеческой жизни он сводит к материальному  довольству, где нет места счастью  и свободе творческого духа.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"