Концепция человека, общества и государства в философии Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:33, реферат

Описание работы

Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижений материалистических мыслителей и ученых, но также используется для обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

Содержание

Введение………………………………………………………… 3
1 Линия Платона в философии…………………………………... 4
2 Платон о государстве…………………………………………... 7
3 Платон о человеке и обществе………………………………… 11
Заключение……………………………………………………… 13
Библиографический список……………………………………. 14

Работа содержит 1 файл

Концепция государства, человека и общества.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Реферат по дисциплине

философия 
 
 

на тему

«Концепция  человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона «Государство»)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва 2007 

     Содержание 

  Введение………………………………………………………… 3
1 Линия Платона  в философии…………………………………... 4
2 Платон о  государстве…………………………………………... 7
3 Платон о  человеке и обществе………………………………… 11
  Заключение…………………………………………………… 13
  Библиографический список……………………………………. 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Платон  — выдающийся философ Древней Греции. Он основатель целого направления в философии, оказавшего и продолжающего оказывать свое влияние на все последующие поколения философов.

     Платон  родился на о. Эгина вблизи Афин в 427 г. до н.э. Настоящее имя его Аристокл. По преданию Платоном его стал звать Сократ. Занятиям философией предшествовала деятельность Платона в области художественной литературы, музыки, живописи. Он много писал стихов. С философией познакомился у Кратила, ученика Гераклита. Сильнейшее воздействие на Платона оказал Сократ, после знакомства с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии. Платон много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии. Вернувшись в Афины в возрасте сорока лет, он организовал свою собственную школу, получившую название Академии. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Список его произведений, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. Излагаемое в них учение не свободно от противоречий. В одних сочинениях изложено идеалистическое учение о бытии, в других теория «идей» совершенно отсутствует. Кроме того, в некоторых работах сам Платон подвергает собственную теорию острой критике (например, «Парменид»). Существует, кроме указанного, и ряд других противоречий в произведениях Платона.

     Платон  с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижений материалистических мыслителей и ученых, но также используется для обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

 

     Линия Платона в Философии

     Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед в виде диалогов, в которых Сократ – центральное действующее лицо. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.

     По  Форме и достоинствам изложения  диалоги неоднородны. Часть из них написана в драматической форме. Это сцены из умственной жизни Афин, изображение борющихся философских воззрений. Другую часть сочинений Платона составляют диалоги-трактаты, в которых исследуются труднейшие и отвлеченнейшие проблемы диалектики. Их значение не в художественном воплощении философских воззрений, а в их диалектическом развитии и обосновании.

     Есть  и такие диалоги, в которых  перемежаются образ, миф, и отвлеченный  анализ философских проблем.

     Одним из существенных, необходимых элементов диалогов Платона является миф, причем не просто заимствованный из богатейшего общегреческого наследия, а созданный самим философом как некое поэтическое слово, завораживающее человека. Миф и логос дополняют у Платона друг друга. Строжайший аналитизм, присущий рассуждающему логосу, слит у Платона с вымыслом мифа и его беспредельной изобретательностью.

     По представлениям Платона, Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. Мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

     Идея  – центральная категория в философии Платона. Идея – это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергией и управляют Вселенной, они – вечные образцы, парадигмы (от греч. Paradigma – образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея – это идея абсолютного добра. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.

     До  Платона не знали понятия «идеальное»  в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

     Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Душа – бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Для Космоса в целом источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

     Платон  подходил к познанию с позиций  диалектики. Особенно подробно он разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и других.

     Признав вслед за своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас.

     Ранняя  греческая мысль в качестве философских  категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем категории приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне. Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие. Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество, различие). Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.

     В мировоззрении Платона важное место  принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон задавался  вопросом о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким  воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы».

 

     

Платон  о государстве

     «Государство» — многогранное построение философской мысли. Тема его — определение справедливости, одного из понятий этики. Но в ходе рассмотрения этого понятия исследование расширяется, охватывая почти все главные – как их понимает Платон – вопросы философии. При этом те из них, решение которых необходимо для выяснения понятия справедливости, не ограничиваются сферой этики и политики. Это вопросы об истинно сущих причинах бытия всех вещей («идеях»), о высшей из них — идее «блага», о природе человека, об общественной связи между людьми, о происхождении государства и разрядов его граждан, наконец, о том, каким должно быть образцовое государство, кем и каким образом оно должно управляться, какой должна быть наиболее пригодная для его граждан система воспитания и обучения, каким должно быть разрешаемое его властями искусство и т. д.

     Платон  рисует в своем диалоге модель «идеального» государства, т.е. такого, которое должно было бы, по убеждению Платона, существовать, но которго до сих пор еще не было и не существует нигде в реальности. Тем самым диалог «Государство» включается в литературный род, или жанр, так называемых утопий.

     Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя, необходимо представлять себе недостатки государства существующего, современного. Платон рисует отрицательные типы государственного устройства. Во всех отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей - насилие и принуждение, вместо стремления к высшим целям общежития - стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов и их ограничения - алчность, погоня за деньгами.

     Общей для всех них чертой и главным двигателем поведения и действия людей оказываются материальные заботы и стимулы. По убеждению Платона, все существующие в настоящее время государства принадлежат к этому отрицательному типу, во всех них ярко выступает противоположность между богатыми и бедными, так что в сущности всякое государство как бы двоится, в нем всегда «заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей» (IV 422е-423а).

     У Платона отрицательный тип государства  выступает в четырех формах: это 1) тимократия, 2) олигархия, 3) демократия, 4) тирания. В сравнении с совершенным государством каждая из четырех форм есть ступень некоторого превращения, последовательное ухудшение или извращение, «вырождение» формы совершенной.

     Первой  из отрицательных форм должна быть рассмотрена, по Платону, тимократия. Это власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранялись черты древнего совершенного строя: в государство этого типа правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех материальных забот, трапезы общие, процветают постоянные упражнения в военном деле и гимнастике. Первыми признаками начинающегося упадка оказываются страсть к обогащению и стремление к стяжанию. Со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и при немалом участии в этом деле жен прежний скромный образ жизни меняется на роскошный.

     Так начинается переход от тимократии к  олигархии (господству немногих над большинством). Это государственное устройство и правление, участие в котором основывается на имущественном цензе – переписи и оценке имущества; в нем властвуют богатые, а бедные не участвуют в правлении (см. V111 550с). В олигархическом государстве судьба его правителей плачевна. Расточители-богачи, подобно трутням в пчелином улье, превращаются в конце концов в бедняков. Однако в отличие от пчелиных трутней многие из этих двуногих трутней вооружены жалом: это преступники, злодеи, воры, срезающие кошельки, святотатцы, мастера всяческих злых дел. В олигархии не выполняется и не может выполняться закон, который Платон считает основным законом совершенного государства. Закон этот состоит в том, чтобы каждый член общества «делал свое», и «только свое», не принимаясь за дела, лежащие на обязанности других его членов. В олигархии же часть членов общества занимается самыми различными делами: и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии существует право человека на полную распродажу накопленного им имущества. Это право приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

     Дальнейшее  развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному развитию, точнее, к вырождению ее в еще худшую форму государственного устройства — демократию. Формально это власть и правление свободных граждан общества (т.е. не рабов). Но в демократическом государстве противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Развитие роскошного образа жизни, начавшееся еще в олигархии, неудержимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствуют возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, обеспечивающего богатым господство над бедными. В то же время сами условия демократического общества делают неизбежными не только частые встречи бедных с богатыми, но даже совместные действия: в играх, в состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества.

Информация о работе Концепция человека, общества и государства в философии Платона