Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, сочинение
Успешный поиск конструктивного ответа - предпосылка сохранения нормальной культурной среды. Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит перво-наперво в ее антропологическом назначении: помочь человеку утвердить в мире не только как сознательному, а и высоконравственному, эмоционально чуткому, умному существу.
Министерство образования РФ
Министерство образования Иркутской области
ОГОУ
СПО Братский политехнический колледж
Сообщение
на тему: «Ценность
философии для человека
и общества»
Братск 2011
Ценность
философии для
человека и общества
Успешный поиск конструктивного ответа - предпосылка сохранения нормальной культурной среды. Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит перво-наперво в ее антропологическом назначении: помочь человеку утвердить в мире не только как сознательному, а и высоконравственному, эмоционально чуткому, умному существу.
В пор обострения глобальных проблем философия призвана проанализировать допустимые границы "инструментального" отношения к мире и альтернативные пути прогресса, развития цивилизации. Ныне, на границе тысячелетий, нет ничего актуальней чем сохранение жизни
Земли, предотвращение глобальной катастрофы человечества. Современная философия не может абстрагироваться от возможного апокалипсису, должны быть философией жизни, и в этом заключается ее призвание. Хотя связь философии с политикой, даже философское осмысление политики, не дают никаких оснований для того, чтобы смешивать, отождествлять эти качественно разные формы общественного сознания. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования и содержит в себе заряд гуманистической дальновидности. Философия имеет смысл не замыкаться в "национальных" границах, рамках, а одолевать эклектичность и создавать фундаментальные философские работы и новые парадигмы научного познания и общественного прогресса. Среди поучительных уроков ценностей философии видное место занимает и урок с немецкой классической философией.
В свое время немецкая классическая философия преодолела сведение философии к теории познания, к логике и методологии науки и вышла на уровень понимания философии как интегрального духовного феномена, как самосознания всей культуры, а не только науки. В тот же время немецкие классики не создавали философию ради философии, а подчеркивали ее особую роль в общественной и личной жизни. У Канта, например, теоретическое сознание (ум), подчиненная практической, т.е. моральной; в Шеллинга - эстетичной; у Гегеля - постижению эпохи ("философия есть в мыслях схваченные пор"); в Фейербаха - антропологии. Указанные аспекты подчеркивали, что задания философии заключается в духовно-практическом постижении человеком мира, утверждении гуманистических целей.
Важно подчеркнуть, что в индивидуальном аспекте ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного прогресса в будущему, пробуждение к сознательному мировосприятию, в потрясении сознания. Потрясения - пролог к пробуждению духа, к самостоятельной духовной жизни лица, к самосознанию. В этом случае очевидное, то, к чему привыкли, превращается в проблему, в сомнения, а отсюда начинается внутренний диалог человека с самой собой, рождается процесс философствования. Если у человека нет порыва к новым горизонтам своего сознания, бытия, картины мира, то без этого фактически нет философии, и научить ее нельзя. В свое время Кант писал в трактате "О педагогике": "Вообще нельзя назвать философом того, кто не может философствовать. Философствовать можно научиться лишь благодаря самостоятельному применению ума". Душа философии - рефлексия как принцип человеческого мышления, которое направляет его на осмысление и осознание собственных форм и ссылок. Без этого она превращается в обычное знание о чем-то, но только не о себе. Раздумья же являются переосмыслением, т.е. преобразованием знаний в проблему, которая удостоверяет границе знание, опыта, умение и обнаруживает новое незнание. А потому философия целиком свободная от самодовольства; она является воплощением скромности и самокритики.
Сократ сформулировал два фундаментальных задачи философии: "Познай самого себя" и "Я знаю, что я ничего не знаю". Его же выдающийся ученик Платон в диалоге расценил философию как такой дар богов смертному человеческому роду, лучшего за который не было и не будет. Сказать: "Я не знаю" - означает найти в себе мужество подвергнуть сомнению своих суждений. Это, по словам Николая Кузанского, "ученое незнание", а совсем не невежество. Итак, философия требует беспрерывного пополнения знаний о мире и человеке, но ради продуктивной работы над собой. Здесь основным императивом философии есть научить человека мыслить , творчески, самостоятельно.
Современный мир весьма сложный, противоречивый, динамический, и место человека в этом мире, ее мобильность и творчество всегда будут требовать постоянного философского анализа и осмысление. Философия как методология познания и социального действия очерчивает магистральные пути развития общества, определяет основные тенденции духовно-практического постижения мира, постоянно актуализирует коренные проблемы человека и бытия на путях утверждения высоких общечеловеческих ценностей.
Информация о работе Ценность философии для человека и общества