Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:33, реферат
Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижений материалистических мыслителей и ученых, но также используется для обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.
Введение………………………………………………………… 3
1 Линия Платона в философии…………………………………... 4
2 Платон о государстве…………………………………………... 7
3 Платон о человеке и обществе………………………………… 11
Заключение……………………………………………………… 13
Библиографический список……………………………………. 14
Но наихудшей формой отклонения от совершенного государственного строя Платон объявил тиранию. Это власть одного над всеми. Возникает эта форма власти как вырождение предшествующей - демократической - формы правления. Та же болезнь, которая заразила и погубила олигархию и которая рождается из своеволия, еще больше и еще сильнее заражает и порабощает демократию (см. VIII 563е). По Платону, все, что делается слишком или переступает меру, сопровождается как бы в виде возмездия или расплаты великой переменой в противоположную сторону: избыток свободы должен приводить отдельного человека, так же как и весь полис (город-государство), не к чему иному, как к рабству (см. VIII 563е —564а). Поэтому тирания происходит именно из демократии, как сильнейшее и жесточайшее рабство - из величайшей свободы. По разъяснению Платона, тиран утверждает себя с помощью представительства. В первые дни и в первое время своего правления он «улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите. Так притворяется он милостивым ко всем и кротким» (VIII 566de). Но тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана общую ненависть и так как граждане, некогда способствовавшие его возвышению, начинают со временем мужественно осуждать оборот, какой приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден последовательно уничтожать своих хулителей, пока не останется у него «никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился» (VIII 567b).
В
противовес всем отрицательным формам
государства Платон выдвигает свой
проект идеального государства, который
явился первой социальной утопией в истории
общества.
Платон о человеке и обществе
Согласно Платону, идеальное государство должно быть основано на принципе справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. Низший общественный класс составляют производители — это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи и правители-философы.
Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером. Эти три сословия соответствуют трем частям души человека. Для правителей характерна разумная часть души, для воинов — воля и благородная страсть, для производителей — чувственность и влечения. Таким образом, нравственные качества воинов и правителей Платон ставит выше нравственных качеств производителей.
Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества. В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.
Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость присуща правителям-философам, храбрость – воинам, стражам, умеренность – работникам производительного труда. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». Платон считает, что «многоделание», т.е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику.
Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, — это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества. В проекте идеального государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего, производительного класса. Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству.
Заключение
Философское
наследие Платона современные
Философия Платона принципиально асистематична и антидогматична, а сила его поэтического дарования придает ей эстетическую значимость. При рассмотрении взглядов человека на общество, человека и государство необходимо учитывать своеобразие античной философии, трактующей человека как часть космоса, неотделимую от него и несущую в себе его основные характеристики. В учении Платона структура человеческой души подобна структуре государства и космоса в целом. По Платону (диалог «Государство») справедливость присущая душе каждого человека, - та же самая, что и справедливость в масштабе государства. Миру идей, душе мира и телу мира как основным элементам структуры космоса соответствуют в государстве три сословия свободных граждан: правители (философы), воины (стражи), дельцы (ремесленники и земледельцы). В душе каждого человека соответственно выделяются три части: разумная, яростная (аффективная) и вожделеющая. Каждой части души, как и каждому сословию в идеальном государстве, должны быть присущи свои добродетели: разумной (правителям) — мудрость, яростной (воинам) — мужество, вожделеющей (ремесленникам и земледельцам) — умеренность. Общая добродетель, гармонически объединяющая все перечисленные — справедливость. Справедливость, по Платону, есть мудрое равновесие всех сторон души, всех добродетелей души и, следовательно, всех сословий государства. Справедливость в государстве достигается при условии, что каждое сословие выполняет свою задачу и не вмешивается в дела других.
Наличие общественного воспитания детей и общей собственности у управляющего класса позволит, по Платону, решить главную проблему политического управления — проблему сочетания личных и общественных интересов и тем самым сделает государство устойчивым и стабильным.
В
заключение можно отметить, что в
философии Платона есть ряд черт, которые
кажутся современными. Это отрицание личной
собственности для класса воинов-стражей,
организация их снабжения и питания, критика
страсти к стяжанию денег, золота и вообще
ценностей, критика торговых спекуляций,
мысль о необходимости единства общества
и единомыслия всех его членов, мысль о
необходимости воспитания в гражданах
нравственных качеств, способных привести
их к этому единству и единомыслию.
Библиографический список
1. Асмус В.Ф. Античная философия: учебное издание. – М.: Высш. шк., 2001.
2. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь – справочник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. Корпор. «Логос», 1997.
3. Зорина Е.В. и др. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2007.
4. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 /Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994.
5. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4 /Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003.
7. Философия.: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Ф. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: юнити-дана, 2003.
Информация о работе Концепция человека, общества и государства в философии Платона