Теория
государства в
философии Платона
Платон происходил из знатного афинского
рода. Он воспитывался и обучался в традициях
греческого «образования человеческого»
– калокаготии, предполагавшей всестороннее
«оформление» человека («калос» – прекрасный,
«агатос» – хороший). Отсюда формирование
человека понималось как придание изящной
гармоничности всему, что ещё необработанно
и неоформленно. Платон применял свою
концепцию ко всем сферам реальности. Единство
платоновского взгляда особенно чётко
просматривается при сопоставлении картин
рисуемых им Космоса, государства. Во всех
случаях обнаруживается три фундаментальных
фактора бытия: мир идей (эйдосов), т.е.
идеальный план реальности, реализация
заключенного в мире идей плана (Демиург)
и некоторый исходный, неоформленный материал.
Конечно, в идеальном государстве три
этих фактора должны быть закреплены за
определённой группой людей. Именно так
и поступает Платон, выделяя класс философов,
класс воинов, или стражей, и класс ремесленников,
земледельцев и рабочих. При этом он полагает,
что в каждом из людей от природы преобладающей
является одна из трех частей души. У немногих
преобладает разумная часть, они и становятся
философами. Другие отличаются волей,
им суждено стать воинами. И третьи, которые
обладают умеренностью и терпеливостью
(их большинство), становятся ремесленниками
или занимаются земледелием. В идеальном
государстве Платона всё должно быть чётко
и устроено по определённому плану. Никто
из граждан не может нарушать этот порядок.
Это и есть главное отличие от государств-полисов,
которые отличаются своей хаотичностью
и непостоянством, отсутствием строго
порядка и как следствие этого господством
несправедливости. Действительно, возможны
три формы государственного устройства:
а) монархия – правление одного («моно»
– один, «архэ» – начало); б) аристократия
– правление немногих; в) демократия –
правление большинства, или народа. Однако,
эти три «правильные» формы имеют тенденцию,
которая часто осуществляется на практике,
превращаться в уродливых двойников: монархия
– в тиранию, аристократия – в олигархию,
демократия – в демагогию.Аристократию
Платон кладёт в основу проекта своего
идеального государства. Лучшими правителями
становятся те, кто сможет отрекаться
от своих пристрастий и стремится к справедливости
и истине, любит своё государство, т. е.
философы. Платон связывает государство
с верховенством закона. Более того, идеальное
государство и есть то самое, где закон
незыблем и главенствует. Но часто бывает
так, что закон не соблюдается. Он нарушается
не только гражданами, но и правителями.
Сами законодатели меняют свои взгляды
и пристрастия. К тому же законы то применяются,
то отменяются, следовательно в сфере
законов царит полный хаос и произвол.
Значит необходимо разработать целую
систему мер, которые обеспечивали бы
соблюдения этих законов, их прочность
и устойчивость, а также обязательность
для всех.Исходя из определения государства,
следует вывести его частные характеристики,
определить его устройство и выявить роль
индивидов в нём. Логика Платона идет в
последовательности умозаключений от
государства к индивиду, а не наоборот
– от индивида к государству. Это предопределяет
тотальное подчинение индивида государству.
Жизнь индивида здесь без остатка подчиняется
государственному целому. Индивидуальная
свобода признается только в той мере,
в какой она необходима государству. Будучи
противником тирании, Платон не может,
конечно, идти, по пути теоретической защиты
прямого насилия и принуждения. Поэтому
порядок в государстве выводится им из
«естественного порядка вещей», т.е. из
собственной метафизики. Этот порядок
и есть порядок души. Следовательно, в
идеальном государстве учитываются естественные
склонности людей, а принуждение призвано,
лишь способствовать более полной реализации
этих склонностей. Одни склонны философствовать,
в других силён воинский дух, третьи предпочитают
продуктивный труд. Это и есть предпосылки
трёх классов общества. Но одновременно
это три функции государства: познание
истины и написание правильных законов
(философы); обеспечение выполнения законов
(воины или полиция, что у Платона приблизительно
одно и то же); производство необходимых
продуктов (ремесленники и земледельцы).
Это воплощение трех фундаментальных
факторов бытия – идеального план, исполнения
и исходного материала. Но трёхклассовая
система должна быть жёсткой, потому что
её развал повлечёт за собой разрушение
всей системы. Опасность разрушения проистекает
из того, что люди часто не понимают собственного
блага, поэтому тот, кто по природе ремесленник,
стремится стать правителем, воин – расслабиться
и заняться более спокойным делом, к примеру,
ремеслом и т.д. И лишь те, кто любит мудрость
способны самостоятельно определить своё
призвание и без внешнего принуждения
реализовать его. Поэтому они могут быть
правителями идеального государства.
Они же и должны разрабатывать правила
для всех классов.также в идеальном государстве
не нужны ни искусство, ни свободная наука.
Они лишь отвлекают от истины и способствует
моральному разложению. Они включают обман,
дезинформацию, отвлечение внимания на
второстепенные темы, обработку сознания
населения, предваряющую проведение государственных
мероприятий, организацию псевдосенсаций,
сокрытия авторства законов, кампаний
против мнимых врагов государства и народа
как средство подавления инакомыслия
и т.д.В. Романовский говорит о том, что
он не хотел бы жить в идеальном государстве
Платона, потому что ряд высказываний
философа являются необоснованными и
субъективными. Романовский считает также,
что воспитание етей государство идея
не совсем разумная, потому что каждый
человек должен быть индивидуален и должен
придерживаться своего определённого
мнения, т. к. это и есть залог развития
государства. «На мой взгляд,
основным недостатком
этой формы правления
является то, что не
все «лучшие» способны
управлять государством,
они могут обладать
властью, но таковое
явление есть талант
и, конечно же, умение,
коими обладают даже
не все «лучшие». Социальная структура
должна соответствовать социално-психологической
структуре человека, а к государству Платона
это высказывание не подходит. Платон с
редким в истории мысли талантом создает
учение объективного идеализма, которое
не только направляется против достижений
материалистических мыслителей и ученых,
но также используется для обоснования
реакционной социальной и политической
системы взглядов. Платоновский идеализм
потому и называется объективным, что
он признаёт существование вполне реального,
независимого от сознания человека, то
есть объективного идеального бытия. Объективный
идеализм Платона есть учение о самостоятельном
существовании идей как общих и родовых
понятий. Проблема государственного устройства
была и будет всегда, многие часто задумываются
каким же должно быть государство, чтоб
оно могол называться идеальным. Всем
этим проблемам и посвящён тракт Платона
«Государство». Форма вопросов и ответов
в «Государстве» удобна для Платона как
проверка собственных мыслей и теорий.
И он то и дело заставляет робких собеседников
подавать реплики, чтобы создать повод
для дальнейшего развития идей Сократа.
Размышления в «Государстве» с трудом
поддаются системе, и поскольку все сочинение
есть как бы рассказ Сократа о бывшей давно
встрече, то это очень хорошее основание
для того, чтобы Сократ один пересказывал
все реплики и один вел беседу. Платона
многое не устраивало в уже существующих
государствах. Платон пишет о том, что
главная причина порчи обществ и государств
(которые когда-то, во времена "золотого
века" имели "совершенный" строй)
заключена в "господстве корыстных
интересов", обуславливающих поступки
и поведение людей.· Тимократия - власть
честолюбцев. По мнению Платона, еще сохранила
черты "совершенного" строя. В государстве
такого типа правители и воины были свободны
от земледельческих и ремесленных работи
от всех забот материальных. Большое внимание
уделяется спортивным упражнениям, однако
уже заметно стремление к обогащению,
и "при участии жен" спартанский образ
жизни переходит в роскошный, что обуславливает
переход к олигархии.· Олигархия - это правление,
основывающееся на переписи и на оценке
имущества, так что в нем властвуют богатые,
а бедные не имеют участия в правлении. В
олигархическом государстве уже имеется
четкое разделение на богатых (правящий
класс) и бедных, которые делают возможной
совершенно беззаботную жизнь правящего
класса. В олигархическом государстве
не выполняется основной закон жизни общества.
По Платону, закон этот в том, чтобы каждый
член общества «делал свое» и притом «только
свое». Напротив, в олигархии, во-первых,
часть членов общества занимаются каждый
самыми различными делами: и земледелием,
и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии
право человека на полную распродажу накопленного
им самим имущества приводит к тому, что
такой человек превращается в совершенно
бесполезного члена общества: не составляя
части государства, он в нем лишь бедняк
и беспомощный человек. Развитие олигархии,
по теории Платона, приводит к ее перерождению
в демократию.· Демократия - это власть
и правление большинства, но правление
в обществе, в котором противоположность
между богатыми и бедными обостряется
еще сильнее, чем при олигархии.
Демократический строй еще более усиливает
разобщенность бедных и богатых классов
общества, возникают восстания, кровопролития,
борьба за власть. Если восстание заканчивается
победой бедняков, то они часть богачей
уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную
власть и функции управления разделяют
между всеми оставшимися членами общества.· Тирания
- это власть одного над всеми в обществе.
Возникает эта власть, подобно предыдущим
формам, как вырождение предшествующей
ей демократической формы правления. По
мнению Платона, если некое действие делается
слишком сильно, то это приводит к противоположному
результату. Так и здесь: избыток свободы
при демократии приводит к возникновению
государства, вообще не имеющего свободы,
живущего по прихоти одного человека тирана. Тиран,
если захочет удержать власть, вынужден
будет исподволь уничтожать своих осудителей,
«пока не останется у него ни друзей, ни
врагов, от которых можно было бы ожидать
какой-нибудь пользы». Во главе государства
стоят философы, созерцатели чистых и
вечных идей. По его мнению во главе идеального
государства должны стоять именно философы
для того, чтобы в нём царили разум и рассудительность.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства Платона,
ведь им свойственны "...правдивость,
решительное неприятие какой бы то ни
было лжи, ненависть к ней и любовь к истине".
Важно что при их правлении всем управлять
будет только разум и мудрость, не будет
места порывам души и чувств. Получается,
что философы охраняют остальных от порока,
которым, по мнению Платона является любое
нововведение. Философы и воины не имеют
никакой частной собственности и беспощадно
караются за хранение золота и серебра.
Собственность - привилегия крестьян и
мастеровых, ибо она не мешает работать,
будучи губительной для тех, кто предан
высоким размышлениям. В этом государстве
нет замкнутой семьи, отягощенной бытом. Здесь
совместные брани, и дети воспитываются
на общественный счет, зная, что их общий
родитель - само государство, которому
люди преданы с малых лет. Из идеального
города изгнаны размягчающие душу мелодии
и песни. Здесь допускается только бодрая,
воинственная музыка, душу укрепляющая.
И воспитание направлено на укрепление
ума и прекрасного тела.
Платон
пишет о том, что "идеальное"
государство должно обладать, по меньшей
мере, четырьмя главными добродетелями:
мудростью, мужеством, рассудительностью,
справедливостью. Мудростью не могут обладать
все жители государства. Конечно, у некоторых
безусловно есть разумные и мудрые идеи,
решения и мысли. Мужеством обладает большее
количество людей, это не только правители-философы,
но и воины-стражи. Если первые две добродетели
были характерны только для определенных
классов людей, то рассудительность должна
быть присуща всем жителям, она "подобна
некой гармонии", она "настраивает
на свой лад решительно все целиком".
Под четвертой добродетелью - справедливостью
- автор понимает уже рассмотренное деление
людей на разряды, касты: "...заниматься
своим делом и не вмешиваться в чужие -
это есть справедливость". Следовательно,
разделение на классы играют для Платона
большое значение, не соблюдение этого
кастового разделения является высшим
преступлением. Таким образом, получается,
что ради лучшей цели государство приобретает
те самые качества, которые описывал сам
автор, говоря о «порочных» государствах.
Характерно,
что Платон, живший во времена всеобщего
рабовладельческого строя, не уделяет
рабам особого внимания. В "Государстве"
все производственные заботы возлагаются
на ремесленников и земледельцев.
Платон говорит, что война зло, возникающее
в порочных государствах "для
обогащения", и в "идеальном"
государстве войны следует избегать,
следовательно, не будет и рабов. Все
заманчивые конструкции государства со
времен Платона оставались несбыточными,
утопическими, буквально «не имеющими
места на земле» (греч. оу – «нет», topos -
«место» ), достоянием великих мечтателей.
А сам родоначальник бесчисленных утопий,
находясь на пороге смерти, все еще разрабатывал
проекты лучшего в мире государства («Законы»),
которым будут управлять десять мудрых
старейшин, установивших суровое законодательство,
чтобы человек полагался только на них,
а не на свою волю и страсти. Да и какая
может быть своя воля у человека, рассуждал
старый Платон, если все мы куклы, нити
которых приводит в движение божественная
рука. Поэтому надо ограничить свои потреб
ности, упразднить богатство и роскошь,
думать о пользе общества, воспевая в хороводах
мудрость законов. И это еще одна утопия
Платона, жестко и насильно ограничивающая
человека. В «Государстве» Платон, исходя
из самых доб рых побуждений и намерений
относительно идеальной жизни, построил
государственную систему, которая настолько
идеальна и настолько абсолютна, что в
ней не мыслятся никакие сдвиги, никакое
движение вперед, с ней несовместим никакой
историзм. Но если здесь все принесено
в жертву неподвижному и вечному царству
идей и философ на этом основании еще до
некоторой сте пени мог взывать к постоянству
и неподвижности, то в «Законах» дело обстоит
гораздо хуже. Здесь уже не про поведуется
никакого царства идеи, которому государство
должно было бы служить; Платон сам заявляет,
что здесь он намерен строить государство
«второе после наи лучшего», обещая к тому
же, что после этого он наме рен построить
еще одно государство - «третье после наилучшего».
Это третье государство Платон так и не
успел нарисовать, но второму государству
после наилуч шего он посвятил огромный
многолетний труд, так как «Законы» писались
все последние семь лет жизни Платона
и так и остались незаконченными. Основная
мысль его проектов заключалась в том,
чтобы по возможности облегчить людям
переход к идеальному государству. Ту
утопию, которой посвящен диалог «Государство»,
Платон считает теперь уже слишком трудной
и неосуществимой.
Нарушение
законов переворачивает все в
государстве вверх дном. Он считает,
что даже игры детей должны соответствовать
законам, потому что если дети не соблюдают
правил, из них не вырастут законопослушные
граждане. Эта регламентация приобретает
в «Законах» поистине тотальный
и мелочный характер. Большая часть
этой книги и посвящена тщательному
описанию позитивных законов.
Нужно сказать,
что проблема идеального государства
и его устройства так и не была
решена, Платон высказал своё мнение на
этот счёт. С его идеями многие не
соглашаются, приводят в доказательства
в сою пользу. Да и сам Платон
в последствии решил, что всё это слишком
трудно воплотить в реальнось.
Список использованной
литературы1.Платон – Диалог «Государство»2.В.Ф.
Шаповалов - «Основы философии»3.Философский
словарь
4. Лосев А.Ф.,
Тахо-Гади А.А. - «Платон и Аристотель»