Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:53, реферат
Выдающаяся роль немецкой классической философии в истории философии заключается в разработке диалектики как учения о развитии, о противоречиях как источнике развития бытия, человеческого общества и мышления. Достижения геологии, эмбриологии, физиологии растений и животных, химии и других наук наглядно убеждали в существовании взаимной связи и развитии как в неживой, так и в живой природе. Промышленная революция в Англии, невиданный рост производительности труда, революционные движения во Франции и других странах приводили к выводу о наличии общественного прогресса. Так что идея диалектики буквально висела в воздухе.
Вступление
1. Отрицательная диалектика И. Канта
2. Антитетическая философия Фихте
3. Философия абсолютного тождества Шеллинга
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Литература
Развитие духовного начала есть ни что иное, как его мышление. Его исходной категорией должна быть самая простая категория. Такой категорией, по Гегелю, является чистое бытие, фиксирующее существование чего-то лишенного всяких других характеристик. В этом своем содержании чистое бытие ничего не представляет, не имеет никакого значения. Оно есть ничто. Но бытие не просто тождественно ничто, чистое бытие и ничто противоположны друг другу: бытие отрицает ничто, и, наоборот, ничто пропадает в бытие. Это противоречащее единство бытия и ничто и есть становление.
В этих на первый взгляд чрезвычайно абстрактных рассуждениях схвачена глубокая диалектика начала всякого развития. Вещи, например, розы, еще нет, когда она начинается, но в ее начале удерживается не только ее ничто, но и ее бытие.
Первым определением становления является качество - тождественная с бытием чего-то его определенность. Разные предметы и явления существуют в пределах своих качественных границ. Но у них могут быть одинаковые качества. То, что отличает два и более одинаковых качества, составляет количество. Например, степень твердости, оттенки цветов, различия в температуре и т.д. - все это количество. Количество тем самым является равнодушной к бытию определенностью. Оно может меняться, не затрагивая качество. Но это равнодушие имеет определенные границы или меру. Как только количественные изменения перейдут границы меры, они скачкообразно переходят в изменения качественные. Вода остается жидкостью в пределах температуры от 00 до 1000 С. За этими пределами она превращается либо в лед, либо в пар.
Но количество не просто переходит в качество. Для каждого конкретного случая этот переход происходит строго определенным образом. Следовательно, за видимыми количественными и качественными изменениями скрывается нечто, какой-то задний план. Его Гегель называет сущностью. Сущность является, явление существенно. Сущность состоит в том, что предметы и явления как бы сотканы из противоположностей. В своем взаимодействии они видоизменяют друг друга, а поскольку они суть стороны предметов и явлений, то их изменение влечет за собой и изменение самих предметов и явлений. Стало быть, развитие есть борьба противоположностей. Противоречия - корень всякого развития. Мышление, чтобы правильно отобразить развитие, должно быть противоречивым. Так Гегель разрешает самую трудную проблему, поставленную Кантом: противоречия это не фатальные заблуждения разума, а нормальный путь поиска истины.
Единство явления и сущности, по Гегелю, есть действительность. То, что существенно для действительности с точки зрения ее будущего, составляет возможность. Она может быть реальной и формальной. Реальная возможность - это такая возможность, которая имеет свое основание в себе самой, а формальная - свое основание в другом. Процесс превращения реальной возможности в действительность выступает как необходимость, а процесс превращения в действительность формальной возможности - как случайность. Основными моментами этой связи является субстанция, причинность и взаимодействие.
Шествие субстанции через причинность и взаимодействие от одних вещей и явлений к другим может быть развитием лишь в том случае, если имеется нечто третье, которое придает этому чередованию направленность и делает его развитием.
Этим третьим и является понятие. Оно - творческая мощь, порождающее наличные предметы, начало всякой жизни. Через суждение, умозаключение, механизм, химизм и телеологию оно переходит в идею. Она, в свою очередь, распадается на идею жизни и идею познания, а последняя переходит в абсолютную идею.
Абсолютной идеей завершается та стадия развития мирового духа, на которой он «решается из самоё себя свободно отпустить себя в качестве природы»2.
Такова диалектика Гегеля в предельно сжатом изложении.
Гегелю пусть даже в очень абстрактных рассуждениях удалось изобразить и реальную диалектику вещей и диалектику их познания. Но исходные предпосылки, с которых он начал построение своего учения, оказали плохую услугу всей его философии. Диалектика, по Гегелю, настаивает на всеобщем характере развития. В то же время, изображая природу, общество и человеческое познание как инобытие мирового духа, Гегель вынужден был прийти к выводу, что природа, общество и познание не развиваются, а лишь повторяют действия мирового духа. Развитие духа завершается прусской сословной монархией, а человеческого познания - философией Гегеля.
Это
глубокое противоречие между системой
Гегеля и его диалектическим методом давали
последователям Гегеля повод для самых
различных умозаключений. Одни из них,
так называемые старогегельянцы (Габлер,
Гёшель, Даут и др.), отстаивали систему
Гегеля, а другие, так называемые младогегельянцы
(Штраус, Бауэр и др.) - его диалектический
метод.
Литература