Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:47, курсовая работа
Исходя из сказанного, целью представляемой работы является анализ категориального аппарата философии политики. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- определить значение понятия «категория» в философской науке;
- выявить категории философии в целом и философии политики в частности;
- систематизировать категориальный аппарат философии политики, используя при этом принципы категориального аппарата философской науки;
- сравнить содержание категорий философии политики с содержанием категорий-омонимов политологии;
- определить возможность практического применения анализа категориального аппарата философии политики
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Категории, их роль в познании и значение в философии политики……….7
1.1. Категории и их роль в философии………………………………………….7
1.2. Исторические предпосылки становления категорий философии политики…………………………………………………………………………13
2. Категориальный аппарат и его уровни в философских вопросах политики………………………………………………………………………….20
3. Области исследования в сфере философии политики и их взаимодействие между собой ……………………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….... 45
Список использованных источников и литературы…………………………...46
Все проанализированные выше понятия позволяют говорить о таких предметах исследования философии политики на категориальном уровне «власть», как исторически индивидуальный облик власти и властителей, расчеты на приход к власти, желание и стремление получить власть, предъявление своих прав на власть, стремление добиться своего влияния и т.п. Политология не исследует подобных сфер, поскольку в основе их лежит духовно-психологический фактор, а не строгая научная схема. В свою очередь названное обстоятельство открывает простор для софистики, а именно последняя и лежит в основе философии.
С аналогичных позиций философия политики исследует и другие категории: «политические отношения», «политическая организация», «политические интересы», «правовая система», «гражданское общество».
Например, исследуя правовую систему, философия политики в отличие от политологии поднимает вопросы о генезисе прав человека. В частности, предметами исследования философии политики являются традиции, обычаи и конкретно-исторические условия реализации прав человека. В философии политики ставится проблема о взаимодействии правовых ценностей Запада и Востока. Связано это с тем, что на Западе очень модно в настоящее время навязывать свои ценности остальному миру, выдавая их за общечеловеческие ценности. Но западные представления о правах человека и представления о них в других регионах сильно отличаются друг от друга. На Западе доминирует индивидуализм, а на Востоке - коллективизм. Таким образом, в объекте исследования «правовая система», общем и для политологии, и для философии политики, последняя будет выделять такие предметы исследования, как цивилизационные особенности формирования права, менталитет и психологический склад людей той или иной правовой системы.
Анализируя объекты и предметы исследования политических наук, следует заметить, что философия политики в отличие от политологии исследует такие категории, как «мораль», «справедливость», «свобода», «ответственность» и т.п., о чем уже упоминалось ранее. При этом упомянутые объекты рассматриваются в процессе их эволюции.
Раскрывая содержание упомянутых категорий, философы не сколько структурируют их, сколько размышляют над их сутью. Так, И.А. Гобозов, анализируя понятие «мораль», отмечает, что политика может способствовать моральному совершенствованию общества. Если государственные деятели проводят такую политику, которая направлена на благо, по крайней мере, большинства общества, то и моральные принципы, правила и устои все больше укрепляются. Политик как политик не может и не обязан руководствоваться моральными нормами и принципами. Но как человек он должен быть высоконравственным, соблюдать и уважать все моральные правила, показывать во всем личный пример для своих граждан. Он обязан каждый свой неполитический шаг обдумывать с точки зрения морального кодекса. Он должен понимать, что во многом от его поведения в частной жизни зависит не только его политическая карьера, но и авторитет его государства. Он должен быть морально чистоплотным человеком и вести себя в соответствии с общепринятым кодексом поведения людей. Иначе говоря, безнравственному человеку нет места в политике, и в этом проявляется диалектика политики и морали. Неслучайно упомянутый исследователь вводит такое понятие, как моральные преступления24.
Таким образом, можно констатировать, что в основе философии политики лежат категории политологии, соответственно объекты исследования этих двух наук будут совпадать. Однако изучение этих объектов в философии политики осуществляется в ином ракурсе, с точки зрении этики, психологии, а в ряде случаев через цепь последовательных рассуждений. В связи с этим можно говорить, что философия политики поднялась на более высокий уровень умозаключений, чем политология.
Анализ категорий философии политики, в конечном счете, позволяет применить теоретический материал на практике.
Например, философский анализ категории «власть» позволяет предугадать и в ряде случаев смоделировать эволюцию власти в стране. Причем философия политики в отличие политологии в своих прогнозах будет учитывать в значительной степени субъективный фактор: психологию человека и его поступков.
В
отличие от политологии философия
политики более масштабно делает
прогнозы по поводу развития государств
и человеческого общества. Связано это
с тем, что философы на основе четких систематизаций
понятий, предложенных политологами, социологами,
историками, выстраивают цельную картину
человеческого общества с учетом психо-эмоциональных
характеристик человека.
Заключение
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, в философии политики, как и в любой науке, существуют свой категориальный аппарат, так как без него не мыслимо изучение основных вопросов политики.
Во-вторых, категориальный аппарат философии политики можно систематизировать, применяя общефилософские категории. Кроме того, можно выделить категории теоретического и категории практического уровня. Последние характеризуются этико-психологическим содержанием.
В-третьих, категориальный аппарат философии политики и политологии базируется на понятиях-омонимах. Однако при этом области исследования философии политики и политологии разнятся. Политология систематизирует основные понятия и в процессе систематизации анализирует их содержание. Философия политики путем рассуждений, применения категорий этического характера изучает явления политики в морально-нравственном ракурсе.
В-четвертых,
исходя из вышеперечисленных особенностей
философии политики, можно сделать
вывод, что последняя более глубоко,
чем политология исследует политические
процессы прошлого, анализирует современную
ситуацию, прогнозирует явления будущего,
что определяет ее практическое применение.
.
Список
использованных источников
и литературы
Источники
1.1. Аристотель. Политика. Афинская полития /Предисл. Е. И. Темнова. - М.: Мысль, 1997. - 458 с.
1.2. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государств церковного и гражданского / Пер. с лат. и англ. - Соч.: В 2 т. – Т.2. - М.: Мысль, 1991. - С. 3—546.
1.3. Гегель Г.Ф. Политические произведения / Пер. с нем. - М.: Наука, 1978. - 438 с.
1.4. Гегель Г.Ф. Философия права / Пер. с нем. - М.: Мысль, 1990. - 526 с.
1.5. Локк Дж. Два трактата о правлении / Пер. с англ. и лат. /Ред. и сост. авт. примеч. А. Л. Субботин. - Соч.: В 3 т. – Т.3.- М.: Мысль, 1988.- С. 135—406.
1.6. Монтескье Ш.Л. Размышления о причинах величия и падения римлян. О духе законов / Пер. с фр. Избр. произв. - М.: Госполитиздат, 1955. - 800 с.
1.7. Платон.
Государство /Пер. с древнегреч. -
Собр. соч.: В 4 т. – Т.3. - М.: Мысль, 1994. – С.
79-220.
Исследования
2.1. Алексеева
Т.А. Справедливость как
2.2. Бердяев Н.А. Философия неравенства – М., 1990.
2.3. Бурдье П. Дух государства: Генезис и структура бюрократического поля // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. - С. 125–166.
2.4. Войтов А.Г. Философия: учебное пособие аспирантам. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 514 с.
2.5. Гаджиев К.С.
Политическая философия. - М., 1999.
2.6. Гобозов И.А. Философия политики. - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТЕИС, 2001.
2.7. Дугин А.Г. Философия политики. – М.: Арктогея, 2004. - 116 С.
2.8. Мур Дж. Принципы этики. – М., 2000.
2.9. Панарин А. Философия политики: Учебное пособие. – М., 1995.
2.10. Политология: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А. Радугин. – 2-е изд., перераб и дополн. – М.: Центр, 2000. – 336 с.
2.11. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995.
2.12. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2002. - 384 с. - (Серия «Новая наука политики»).
2.12.Халипов В.Ф.
Кратология как система наук о власти.
1999 // http://www.i-u.ru/biblio/
2.13. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость, М., 1994.
2.14. Хомский
Н. Прибыль на людях / Перевод с английского
Б. М. Скуратова. – М.: Праксис, 2002.
Информация о работе Категориальный аппарат в философии политики