Категориальный аппарат в философии политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Исходя из сказанного, целью представляемой работы является анализ категориального аппарата философии политики. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- определить значение понятия «категория» в философской науке;

- выявить категории философии в целом и философии политики в частности;

- систематизировать категориальный аппарат философии политики, используя при этом принципы категориального аппарата философской науки;

- сравнить содержание категорий философии политики с содержанием категорий-омонимов политологии;

- определить возможность практического применения анализа категориального аппарата философии политики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Категории, их роль в познании и значение в философии политики……….7

1.1. Категории и их роль в философии………………………………………….7

1.2. Исторические предпосылки становления категорий философии политики…………………………………………………………………………13

2. Категориальный аппарат и его уровни в философских вопросах политики………………………………………………………………………….20

3. Области исследования в сфере философии политики и их взаимодействие между собой ……………………………………………………………………..37

Заключение…………………………………………………………………….... 45

Список использованных источников и литературы…………………………...46

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Властное  поле образно осмысленное пространство, в пределах которого распространяется безусловное влияние, воздействие данной власти, ее субъектов, представителей, ставленников, агентов, сторонников; пределы достижимости механизмов и рычагов власти, магнетической силы ее идей, установок и установлений. Любая власть стремится расширить такое поле. Говорят и о поле власти, т. е. о пространстве, в пределах которого проявляется действие данных властных сил.

      В современных условиях цивилизованная власть во всех случаях должна располагать  и временем, и пространством, и  полем власти, конституционно оформленными и закрепленными.

      Масштабы  власти характеристика значения, размаха, размеров, влияния той или иной власти. 

      Объем власти образное осмысление величины, размеров, количества власти, сосредоточенной в чьих-либо руках, в каких-либо органах. В этой связи рождаются такие характеристики, оценки власти, как большая, огромная, громадная, необъятная или малая, незначительная, ничтожная. Конкретная власть может оцениваться и как полная, безраздельная, абсолютная, и как ограниченная, урезанная, ущемленная и т. д.

      В конечном счете, все во властной практике взаимосвязано. Все зависит от человека, создаваемого им общества и его положения в нем и в государстве.

     Политические  отношения

     Политические  отношения – это отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности классов и политических партий, социальных групп и индивидов,  а также государств. Они проходят определенные этапы становления и формирования, изменяются вместе с изменением способа  производства. Политические отношения, например, эпохи рабства, коренным образом отличаются от политических отношений буржуазного общества, хотя функции их в целом сохранились.

     Политические  отношения делятся на  внешние  и внутренние. Внешние политические отношения касаются взаимоотношений  государств, которые вовлечены в  орбиту международной политики. 

     Внутренние политические отношения касаются классов, партий, групп, индивидов политических движений и течений данного общества. Философия политики интересуется в большей степени внутренними политическими отношениями.

     В случае анализа политических отношений  с точки зрения общефилософской категории «единичное – общее – особенное» можно утверждать, что политические отношения – это общее. Единичное – это отношения между двумя отдельно взятыми социальными группами, политическими течениями, партиями, индивидами. Например, философия политики может рассматривать особенности взаимодействия между собой двух партий, двух социальных страт и даже двух индивидов, если в основе этих отношений лежат политические интересы. Разумеется, возможны особенности в каждом таком взаимодействии, в связи с чем применим термин «особенное».

     Политические  отношения также можно рассматривать  как «целое», частью которого будут  являться отдельные виды отношений. Однако правильнее рассматривать политические отношения как сложную систему, структурными элементами которой будут являться линии взаимоотношений между отдельными социальными группами, политическими течениями или индивидами. От стабильности этих взаимоотношений зависит стабильность социума. Они никогда  не бывают  абсолютно гармоничными, но когда усиливаются противоречия, например, между классами, то происходит социально-политический взрыв, что порою приводит к глубоким изменениям политических отношений. Таким образом, можно применить к анализу политических отношений категорию «причина – следствие».

     Наконец, «содержание» политических отношений  может выражаться посредством различных  форм. Например, упомянем силовое давление социальных групп друг на друга (восстания  и их подавление), несиловое влияние (подкуп противоборствующей политической силы, компромисс и т.д.).

     Политическая  организация

     Политическая  организация или система - есть совокупность организаций, учреждений, институтов, призванных регулировать отношения между классами, группами, индивидами и т.д. для поддержания жизнедеятельности социума. Это, прежде всего, государство и политические партии. Все остальные многочисленные организации (спортивные, профсоюзные, молодежные, религиозные и др.) не являются политическими организациями, потому что политика  непосредственно не входит в сферу их деятельности, хотя она их опосредованно касается. Политические партии в строгом смысле слова, т.е. партии, профессионально и постоянно занимающиеся политической деятельностью и структурно оформленные как  политические партии со своими учреждениями, возникли в эпоху капитализма. В докапиталистических классовых обществах роль таких партий выполняли различные группировки, которые после реализации определенных задач, как правило, распадались. В условиях буржуазных общественных отношений, когда  власть разделилась на  представительную (законодательную), исполнительную и судебную, когда  усложнились классовые взаимоотношения и внутриклассовые различия, объективно возникла  необходимость в существовании политических партий, выражающих интересы различных классов, слоев и социальных групп. Один и тот же класс может иметь несколько политических партий. Это связано с тем, что сами классы  гетерогенны, и слои, находящиеся внутри класса, имеют не только общие, но и частные интересы, выразителями которых выступают партии.

     С точки зрения общефилософских категорий  политическая организация – это  система. Ее структурными элементами являются государство и партии. Говоря о  политических системах, можно говорить о типах политических систем. В  данном случае можно выделить общее понятие «политическая система». В качестве «единичного» будет выступать отдельно взятый тип политической системы, например, демократическая, авторитарная, тоталитарная системы. Каждый из упомянутых типов обладает «особенным», что и составит его характеристику. Так, основа демократической политической системы – правовая государственность, законность. Для тоталитарной системы свойственно нарушение законов.

     Заметим, что отдельные элементы политической организации также можно проанализировать с позиций «система – элемент». Например, государство – система, ветви власти, государственные институты – элементы.

     Если  пренебречь структурными связями между  элементами политической системы, то можно  говорить о том, что политическая организация – «целое», а государство  и политические партии ее «часть».

     В контексте категории «содержание  – форма» формой политической системы  будет являться ее тип (демократический, авторитарный, тоталитарный и т.д.).

     Наконец, при анализе политической системы  с позиций «причина – следствие» можно отметить, что любые изменения в структуре государства, появление новой политической партии могут стать причиной изменения содержания политической системы, в частности трансформировать политический режим. Так, появление и усиление нацистской партии в Германии на протяжении 1920 -  начала 1930-х гг. привело к падению демократического режима Веймарской республики и привело к установлению тоталитарного режима.  
 

     Политические  интересы и идеи

     Прежде  всего, следует заметить, что в  классической философии политики большое внимание уделялось проблемам интереса. Гоббс прямо указывал, что люди защищают свои интересы, и поэтому они нередко конфликтуют между собой. Гельвеций подчеркивал, что интерес есть единственная и универсальная движущая сила для людей. Гольбах подробно анализировал роль интересов в общественной жизни. «Интересом называют, - пишет он, - объект, с которым каждый человек связывает – в зависимости от своего темперамента и своих идей – представление о своем счастье; иначе говоря, интерес – это попросту то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья»17. Интерес, продолжает французский философ, представляет собой единственный мотив действий людей, поскольку каждый человек трудится для своего счастья. Отсюда Гольбах делает вывод о том, что нет ни одного бескорыстного или лишенного интереса человека. Бескорыстным человека называют не потому, что у него нет интереса, а потому что люди одобряют его интерес, если, скажем, он оказывает помощь кому-нибудь в беде. Гегель тоже подчеркивал важную роль интересов в обществе: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль»18.

     Исключительно большое значение интересам придавали  Маркс и Энгельс. Прежде всего, они  выделили экономические интересы как  главные побудительные причины  действий и поступков людей. Они  указывали, что любые конфликты между социальными классами в конечном итоге связаны с экономическими интересами.

     В современной философии политики проблема интересов почти не рассматривается, основное же внимание приковано к  правам человека. Разумеется, права человека очень важны, но не менее важны интересы человека, знание побудительных причин его действий. Прежде всего, можно отметить, что интересы делятся на материальные (экономические) и духовные. Материальные интересы связаны с удовлетворением материальных потребностей, т.е. потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. Эти потребности носят первичный характер, ибо без их постоянного удовлетворения человек просто-напросто не сможет выжить, не сможет воспроизвести себя как биосоциальное существо. Духовные интересы вторичны в том смысле, что в первую очередь следует удовлетворить материальные потребности, а не в том смысле, что без них можно обойтись. Человек становится настоящим человеком лишь тогда, когда удовлетворяет свои духовные потребности, потому что человек - единственное существо,  имеющее внутренний мир, обогащение которого как раз связано с духовными интересами. Человек в подлинном смысле слова – это творец и потребитель как материальных, так и духовных потребностей. Но если удовлетворение материальных потребностей указывает на связь человека с животным миром, то удовлетворение духовных потребностей выделяет человека из всей природы.

     Духовные  интересы многообразны. Их можно разделить  на интересы к искусству, к политике, к философии, к религии, к науке и т.д. Нас интересуют политические интересы.  Прежде всего, следует подчеркнуть, что политический интерес связан не столько с отдельным индивидом, сколько с социальными группами, с социальными классами, в целом с государством и т.д. Конечно, отдельные индивиды, особенно политики, тоже имеют свои интересы. Но они их реализуют через групповые, классовые, государственные и иные интересы. Отдельный индивид может и не осознавать свои интересы, свою принадлежность к той или иной социальной группе, к тому или иному социальному классу. Но, кроме классовых и групповых интересов, есть еще государственные или национальные интересы. Все члены общества должны быть заинтересованы в сохранении материальных и духовных ценностей, которые были созданы людьми независимо от их социальной и классовой принадлежности. Они также должны быть заинтересованы в защите национального суверенитета государства, ибо потеря национальной независимости может обернуться катастрофой для всех классов и групп.

     В настоящее время много пишут  о государственной идеологии, хотя при этом нет  четкого определения данного понятия. Можно говорить о том, что государственная идеология связана с защитой государственных интересов всех граждан данного общества независимо от их классовой принадлежности. Эти интересы включают в себя защиту национального суверенитета, национальных материальных и духовных ценностей, уважение собственного исторического прошлого, своих традиций и обычаев, чувство гордости за свое отечество, уважение своих исторических деятелей, особенно много сделавших для прогресса государства и общества, и др.

     Таким образом, можно выделить следующие  единичные категории общей категории  политические интересы: классовые интересы, (в настоящее время корректнее ввести термин «интересы социальных страт»), интересы политических партий, государственные интересы («государственная идеология»).

     Можно рассматривать политические интересы как единую систему, поскольку интересы социальных страт, политических партий, государственная идеология взаимосвязаны  между собой как структурные элементы системы. Так, каждый класс или социальная группа (страта) имеют свои интересы, реализация которых требует определенного теоретического обоснования. Этим занимаются политические партии и идеологи класса. Они разрабатывают классовую идеологию, политические программы, в которых излагаются цели и задачи партии, а также средства их достижения. Идеологи партии доказывают, что их партия действительно выражает интересы всего общества. Иначе говоря, они представляют интересы своего класса как интересы всего государства и тем самым пытаются убедить всех граждан в том, что наиболее оптимальным вариантом развития и стабильности общества является реализация политических установок данного класса (социальной группы). В пропаганду этих установок включаются все средства массовой информации - мощнейший механизм обработки общественного мнения. Таким образом, можно говорить о связи политических идей партий с государственной идеологией.

     Изменения в каком-либо элементе может стать  причиной изменения другого элемента, таким образом, для анализа политических интересов применима общефилософская категория «причина – следствие». Например, появление в политической системе какой-либо новой политической партии  может быть следствием зарождения в какой-либо социальной страте нового политического интереса, что в свою очередь потребовало организованного выражения этого интереса.

Информация о работе Категориальный аппарат в философии политики