Категориальный аппарат в философии политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Исходя из сказанного, целью представляемой работы является анализ категориального аппарата философии политики. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- определить значение понятия «категория» в философской науке;

- выявить категории философии в целом и философии политики в частности;

- систематизировать категориальный аппарат философии политики, используя при этом принципы категориального аппарата философской науки;

- сравнить содержание категорий философии политики с содержанием категорий-омонимов политологии;

- определить возможность практического применения анализа категориального аппарата философии политики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Категории, их роль в познании и значение в философии политики……….7

1.1. Категории и их роль в философии………………………………………….7

1.2. Исторические предпосылки становления категорий философии политики…………………………………………………………………………13

2. Категориальный аппарат и его уровни в философских вопросах политики………………………………………………………………………….20

3. Области исследования в сфере философии политики и их взаимодействие между собой ……………………………………………………………………..37

Заключение…………………………………………………………………….... 45

Список использованных источников и литературы…………………………...46

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     Для понятия структуры характерен особый тип отношений; это система связей, обеспечивающая упорядоченность элементов, их относительную устойчивость. Находясь в структурных связях, элементы системы  выполняют определенную функцию, характеризуются способом поведения. Поэтому система может быть рассмотрена со стороны ее функций. Если структура выражает устойчивость системы, то функция — ее изменчивость. Благодаря функционированию система имеет постоянную тенденцию к совершенствованию, к перестройке структуры. Система, таким образом, характеризуется и устойчивостью и изменчивостью.

     Две группы категорий: «целое - часть» и  «элемент  - система- структура», несмотря на их близость, имеют свои особенности. Они составляют категориальную базу разных методов познания, выражают разный подход к объекту — аналитический и системный. Если с помощью первого раскрывается преимущественно состав объекта, его компонентность, то с помощью второго основное внимание перемещается на изучение структуры, что помогает выявить закономерности возникновения, функционирования и развития системы. Кроме того, системный подход позволяет исследовать систему не только как систему элементов, но и как элемент другой, более широкой системы, где она выступает уже не сама по себе, а в многочисленных связях и опосредованиях.

     Четвертая категория философии - содержание и  форма.

     Познание  объекта как целого, состоящего из взаимосвязанных частей, или при  системном подходе как единство элементов и структуры — основа выделения новых его сторон - содержания и формы.

     Содержание  принято рассматривать как совокупность всех (элементов) объекта, форму —  как внутреннюю организацию, структуру  содержания. Благодаря форме, организующей содержание, объект приобретает качественную определенность.

     Содержание и форма существуют в единстве. Нет «чистых», бессодержательных форм, как нет «чистого», бесформенного содержания. Однако содержание и форма являются относительно самостоятельными сторонами этого единства, в котором определяющей стороной выступает содержание: структурная перестройка элементов ведет к изменению формы.

     Наконец, пятая категория философии - причина  и следствие.

     Дальнейшее  исследование объекта ведет к  познанию разнообразных связей, в  которых он находится и одной  из которых является причинно-следственная, или каузальная связь (от лат. - причина). Под каузальной обычно понимают связь, одна из сторон которой (причина) порождает другую сторону (следствие, или действие). Всякая причина порождает определенное следствие, и всякое следствие порождено определенной причиной. Связь двух объектов или сторон одного объекта оказывается взаимодействием. Но чаще всего в этом взаимодействии выделяют активную и пассивную стороны, считая первую причиной, вторую — следствием.

     Таким образом, философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

     Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но, несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Исторические предпосылки становления категорий философии политики 
 

     Как уже отмечалось, в философии политики, как и в других науках, существуют специальные категории. Поскольку  философия политики как дисциплина формировалась в течение столетий, то такой же длительный путь имеет процесс формирования категориального аппарата. Остановимся на основных периодах оформления научных категорий названной дисциплины.

     Уже в эпоху античной Греции выделяются такие категории философии политики, как закон, государство, конституция, формы правления, равенство, справедливость и др.

     Из  античных философов, поднимавших проблемы политики следует назвать Платона  и Аристотеля. Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в котором занимает представление об идеальном государстве8. В таком государстве все слои общества чувствуют себя счастливыми. В нем царствует справедливость, тогда как в плохом государстве доминирует несправедливость. Великий философ убежден в том, что богатство и бедность портят людей. Платон считает, что в идеальном государстве должно быть четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость.

     Платон  размышляет о том, что такое справедливость, как ее характеризовать. Следует ли подразумевать под справедливостью честность? Является ли одно и то же действие в некоторых случаях справедливым, а в других несправедливым? Платон полагает, что простой ответ на эти вопросы не приведет к выяснению сущности справедливости. Поэтому понятие справедливости относительно. Справедливость можно охарактеризовать как воздаяние должного каждому, как никому не причинять вреда или как  то, что пригодно сильнейшему, и т.д.

     Говоря  о законах, Платон отмечает, что всякая власть устанавливает законы в свою пользу. Демократическая власть устанавливает демократические законы, тирания – тиранические и т.д. Они объявляются справедливыми для подвластных. Поэтому во всех государствах справедливостью считается то, что полезно для существующей власти.

     Другой  античный философ Аристотель также не обошел в своих сочинениях философские проблемы политического устройства общества. Его главным произведением, посвященным вопросам политики, стала работа «Политика»9. В ней Аристотель излагает сущности государства, отмечая, что государство - есть общение, организуемое для блага граждан и охватывающее все другие формы общения. Государство, отмечает Аристотель, существует по природе, а человек по природе своей представляет существо политическое. Человек, живущий вне государства, по убеждению мыслителя, ненормален.

     В политической философии Аристотеля важное место занимает проблема государственного устройства. При этом он дает классификацию государственного устройства, разделяя формы государственного правления на правильные и неправильные. 

     Важной  вехой в развитии философии политики стала эпоха Нового времени. В  XVII-XVIII вв. была создана и получила развитие  теория естественного права. Свое систематическое развитие названная теория получила в политических учениях двух английских мыслителей Т. Гоббса и Дж. Локка.

     Гоббс в фундаментальном труде «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» рассмотрел процесс возникновения политических институтов, прежде всего государства, названного именем Левиафана, чудовища из библейской мифологии10.

     Гоббс указал на два пути достижения верховной власти. Первый путь связан с физической силой, когда посредством подчинения остальных добиваются высшей власти. Второй путь предполагает добровольное соглашение подчиняться человеку или собранию, с тем, чтобы они гарантировали безопасность. Такое государство английский философ называет политическим государством, основанным на установлении. А государство, созданное силой, базируется на приобретении.

     Основное внимание Гоббс уделил естественным правам, подчеркнув, что такими правами обладает человек с его моментом рождения.

     Локк - выдающийся английский философ-материалист, один из создателей теории разделения властей. Главное политическое сочинение Локка - трактат «О государственном правлении»11. Локк, прежде всего, классифицировал формы власти: власть должностного лица над подданными, власть родителей над детьми, власть господина над рабами и т.д. Эти виды власти не имеют политического характера. Что касается политической власти, то Локк определяет ее как право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и, соответственно, менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения извне ради общественного блага.

     Рассматривая  формы государственного правления, Локк выделяет демократию, олигархию  и монархию.

     Наконец, в политической философии Локка нашли место и проблемы распада государства.

     Идеи  Гоббса и Локка развил выдающийся французский мыслитель XVIII века Ш. Монтескье. Его труд «О духе законов» занимает заметное место в политической философии12. В нем он изложил основные принципы государственного устройства и гражданского общества. Прежде всего, Монтескье проанализировал понятие закона и определил его как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей. Рассматривая вопрос о государственном устройстве, Монтескье утверждал, что имеется три вида правления: республиканский, монархический и деспотический. Однако главный вклад Монтескье в философию политики и политическую теорию связан с обоснованием теории разделения властей.

     Значительный  вклад в философию права внес немецкий философ-идеалист XIX в. Г.Ф.  Гегель. Он создал целую философскую систему, в которой политическая философия занимает большое место и представляет собой оригинальную концепцию, вызывающую до настоящего времени различные интерпретации. Гегель блестяще применил диалектику в «Философии права», представляющей грандиозное интеллектуальное сооружение по важнейшим вопросам государства и права13. Так, Гегель выстроил триаду: семья - гражданское общество - государство. Кроме того, Гегель выделил три элемента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) защита собственности посредством правосудия; 3) полиция и корпорации.

     Наконец, крупнейшим шагом в развитии политической теории и политической философии стало учение К. Маркса. Его воззрения нельзя понять без открытого им материалистического понимания истории. Еще до Маркса многие философы искали движущие силы общественного развития, социальные детерминанты. Одни их видели в географической среде (Монтескье), другие - в духовном факторе (французские просветители, Гегель), а Маркс - в материальном. Материалистическое понимание истории Маркса можно резюмировать  следующим образом.

     Во-первых, понимание истории исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни. Поэтому необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т.е. гражданское общество.

     Во-вторых, оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания - религия, философия, политика, мораль, право и т.д. - и каким образом они детерминируются  материальным производством.

     В-третьих, оно всегда остается на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной жизни.

     В-четвертых, оно утверждает, что каждая ступень развития общества застает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и таким образом одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы.

     Вкратце политическую философию Маркса можно резюмировать следующим образом: 1) Маркс открыл новые категории, без которых нельзя научно отобразить политическую жизнь общества. Эти категории не представляют собой какие-то искусственно сконструированные идеальные типы, а являются научными абстракциями, отражающими наиболее общие, сущностные черты объективной реальности. 2) Маркс  придал философии политики ярко выраженный классовый характер. Он подчеркивал, что всякая политика проводится в интересах господствующего класса, и всякий класс, стремящийся к завоеванию политической власти, выдает свои интересы как всеобщие интересы. 3) Маркс был основоположником теории научного коммунизма, ярым противником капитализма, эксплуатации человека человеком. Но он исходил из того, что в недрах буржуазного общества созревают необходимые материальные, политические, социальные и иные предпосылки для совершения социалистической революции под руководством рабочего класса.

     Резюмируя основные положения воззрений вышеперечисленных  философов, можно выделить следующие категории философии политики: государство, власть, политическое устройство, право, политические отношения, гражданское общество, мораль.

     Каково  значение этих категорий? По своей сути они являются терминами теории философии политики. Все названные категории имеют строго определенное значение.

     Так как язык любой науки представляет интеллектуальную технологию построения знаковой системы, отображающей определенную действительность, то элементами языка науки служат идеальные конструкты, обладающие специфичностью в идеальном отображении действительности. Термины и категории - собственно научные идеальные конструкты науки. Поэтому изучение терминологического аспекта научного отражения действительности входит в состав всех наук. Философии политики не является исключением.

Информация о работе Категориальный аппарат в философии политики