Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:47, курсовая работа
Исходя из сказанного, целью представляемой работы является анализ категориального аппарата философии политики. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- определить значение понятия «категория» в философской науке;
- выявить категории философии в целом и философии политики в частности;
- систематизировать категориальный аппарат философии политики, используя при этом принципы категориального аппарата философской науки;
- сравнить содержание категорий философии политики с содержанием категорий-омонимов политологии;
- определить возможность практического применения анализа категориального аппарата философии политики
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Категории, их роль в познании и значение в философии политики……….7
1.1. Категории и их роль в философии………………………………………….7
1.2. Исторические предпосылки становления категорий философии политики…………………………………………………………………………13
2. Категориальный аппарат и его уровни в философских вопросах политики………………………………………………………………………….20
3. Области исследования в сфере философии политики и их взаимодействие между собой ……………………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….... 45
Список использованных источников и литературы…………………………...46
На первой стадии овладения наукой терминологический аспект приобретает почти абсолютное значение. Достаточно заметить, что большинство полемик ведется вокруг употребления терминов ввиду того, что оппоненты «говорят на разных языках». При этом большинство начинающих ученых не осознают приверженности к такому уровню научного мировоззрения.
Истинная наука начинается
Между группами ученых идет постоянная полемика. Для научного отражения действительности имеет значения терминологический аспект. Без него не может быть науки, но не следует его превращать в главный аспект науки. Следует выступать и против терминологического фетишизма и терминологического нигилизма, против преувеличения и преуменьшения значения терминов в научном отражении действительности. Адекватной основой для этого может стать более строгое закрепление значения основных терминов каждой науки с помощью теорий, разрабатываемых на основе диалектической логики.
Таким
образом, категория - такое слово, содержание
которого детерминировано теорией. Категории -
будущее теоретической науки. Они должны
однозначно восприниматься всеми людьми,
по крайней мере, овладевшими диалектической
логикой как формой мышления при понимании
качества объектов.
2.
Категориальный аппарат
и его уровни
в философских
вопросах политики
В предыдущей главе нами были перечислены категории философии политики, исходя из анализа политико-философских произведений античности и эпохи Нового времени. Однако в настоящее время требуется корректировка понятийного аппарата с учетом новых исследований и новых научных подходов. Этой проблеме и посвящена данная глава работы.
Анализ
работ по философии политики позволяет
нам сделать умозаключение, что
все исследователи в первую очередь
рассматривают понятие «
И.А. Гобозов, рассматривает категории философии политики в совокупности с понятием политика, выделяя, таким образом, следующие пары: политика и власть, политика и экономика, политика и мораль, политика и свобода, политика и ответственность, политика и предвидение15.
Таким
образом, можно говорить о том, что
в отличии о других наук в философии
политики в настоящее время
На наш взгляд, все категории в философии политики можно разделить на две группы: категории теоретического значения и категории практического значения. Первая группа категорий имеет вполне четкое научное определение, сводящее до минимума многозначность содержания. Указанные категории можно проанализировать с точки зрения общефилософских категорий, рассмотренных нами в первой главе. Категории философии политики второй группы отличаются большой абстрактность, многозначностью содержания, субъективизмом анализа. Категориям такого рода сложно дать четкое научное определение, поскольку их содержание имеет этическую направленность. Между тем именно категории этой группы применяются в большей степени на практике при анализе политических явлений прошлого, анализе современной ситуации либо прогнозировании событий будущего. Однако в совокупности категории обеих групп составляют категориальный аппарат философии политики. К категориям первой группы можно отнести такие понятия, как власть, политические отношения, политическая организация, политические интересы, правовая система, гражданское общество. К категориям второй группы относятся мораль, справедливость, свобода, ответственность.
С целью более глубокого анализа категориального аппарата философии политики необходимо объединить отдельные категорию в единую систему.
Прежде всего, заметим, что общим объединяющим началом в системе категорий будет понятие «политика». По сути дела это понятие можно рассматривать как всеобщую категорию философии политики.
Следующим уровнем систематизации является упорядочение категорий теоретического уровня. В данном случае хотелось бы применить подходы общефилософского анализа, т.е. исследовать посредством применения категорий общее – особенное – единичное, система – элемент - структура, целое – часть, содержание – форма, причина – следствие. Остановимся на кратком анализе категорий теоретического уровня с заявленных позиций.
Власть
Одной из важнейших категорий философии политики является власть. В политических науках под властью подразумевают одну из форм социального воздействия по крайней мере между двумя сторонами (субъектом и объектом), при котором одна из сторон (субъект) имеет возможность и способность осуществлять свою волю по отношению к другой стороне (объекту), достигая при этом поставленной цели.
При анализе теоретического понимания власти вводится понятие кратология. Как уже отмечалось во введении, данной проблеме из отечественных исследователей уделил пристальное внимание В.П. Халипов. В своих работах он детально определяет контуры и главные задачи собственно теоретической кратологии. При этом он подчеркивает, что явления, термины и понятия, характеризующие теоретическую кратологию, широко используются и в практической кратологии.
Исходя из анализа литературы, считаем, можно говорить об общем понятии «власть», единичным категориями которого будут вступать типы власти, отличающиеся особенными чертами. Общими для этих видов будут выступать такие частные категории целого понятия «власть», как государство и его институты, источники власти (авторитет, сила, закон, харизма, богатство и др.), ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждения, поощрения, традиции и т.д.). Однако «особенное», т.е. отличия, существующие между отдельными частными категориями, определят, в конечном счете, тип власти. Например, М.Вебер определяет три типа власти: традиционный, легальный, харизматический16. Традиционный основан на обычаях и традициях, легальный – на принципах права, харизматический – на вере. Данная классификация базируется на особенном в источниках власти. Также можно классифицировать типы власти, исходя из анализа отношений между двумя сторонами, т.е. принимая во внимания особенное единичных ресурсов власти. Так, отношения господства – подчинения в большей мере свойственны доиндустриальным обществам. В таких отношениях превалирует принуждение, навязывание одной и подавление другой воли. Другой тип власти – «руководство – принятие», в основе которого лежит компромисс, согласие субъекта и объекта власти.
В случае применения к анализу категории «власть» понятий «система – элемент», следует в системе «власть» выделять следующие элементы: субъекты власти и объекты власти, которые выстраиваются либо в вертикальную иерархию, либо имеют горизонтальные связи между собой; источники власти; функции власти; ресурсы власти. Наиболее важными элементами категории «власть» являются его элементы «субъекты власти» и «объекты власти», что предполагает само определение понятия «власть».
Субъекты власти — обладатели, носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходят влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Теоретически интересно и принципиально важно, что в качестве разнообразных субъектов власти выступают и многие лица, персоны, и соответствующие органы, институты, учреждения. Субъекты власти, рассматриваемые в ином отношении, могут быть и объектами для вышестоящей власти, т.е., как говорится, сами под властью ходят.
Объекты власти — лица, явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми, согласно закону или подзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития и даже традициям, направлена деятельность властей различных типов, видов и форм. При характеристике и оценке субъектов власти, их разнообразия принято исходить из того, что у власти может быть несколько уровней, возможны ее разные виды и масштабы, те или иные сферы проявления. Различны и сами названия властителей (носителей, обладателей власти), в том числе и на разных этажах властной пирамиды.
Также в философии политики применяется понятие «элементы власти» — это основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе лежат изначальные структуры, звенья, узлы власти, расположенные у основания пирамиды власти (ее первичные территориальные ячейки, административные подразделения и т. п.). По горизонтали, в зависимости от эшелона власти, возможно выделение параллельно, одновременно существующих подразделений, а также составляющих частей полномочий, прав, ответственности, норм, принципов, средств власти. Проблема элементов власти требует внимательного сравнительного анализа опыта, традиций различных государств и, конечно же, богатой практики современного строительства российской государственности.
Если
характеризовать категорию «
Сфера власти — область распространения той или иной конкретной власти, общее пространство (поле) ее влияния, воздействия, эффективного управления.
Среда власти — окружающая обстановка, естественные, социально-экономические и политические условия, в которых приходится действовать разнообразным властям, а также совокупность людей, связанных с этими условиями, создающих их и действующих в них.
Весьма интересен анализ категории «власть», применяя подход «содержание – форма». В таком контексте формой может считаться устройство власти.
Устройство власти — 1) организация самой структуры власти, оформление ее и закрепление в конституциях и других законодательных актах; 2) расположение (строй, структура, система), соотношение, субординация органов, элементов власти.
Наконец, исследование категории «власть» с позиций «причина – следствие» позволяет выделить специфические категории, относящиеся к причинам, вызывающим изменения в функционировании механизмов власти. Это понятия «источник власти», «социальная база власти».
Источник власти — то, что дает начало власти, откуда она исходит. В общем плане источником власти является народ, его воля и потребность в упорядоченной организации общественной жизни, в самоуправлении. Так, в Конституции РФ подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В процессе конкретного анализа может идти речь и о конкретных источниках власти. Среди них — общественные потребности в самоорганизации людей; законы, законодательство о власти; воля монарха и т. д.
Социальная база власти — общественные основы власти и ее органов, ее опора в самом обществе, его социальных структурах, слоях, группах граждан, их организациях, партиях, движениях, объединениях.
В понятийный состав власти в философии политики помимо названных категорий все чаще входят характеристики, обладающие весьма абстрактным содержанием. Однако, несмотря на это, им также можно дать определение. Это такие категории, как «время и пространство власти», «поле власти», «масштаб власти», «объем власти». Все они могут также рассматриваться как системные элементы категории «власть». Раскроем кратко упомянутые категории.
Время власти — период деятельного функционирования данной власти, того или иного властного органа (лица). Изредка при исчислении общего времени власти встречаются и факты более или менее продолжительных перерывов в этом сроке. В собственно временной характеристике той или иной власти (властей) речь, как правило, идет об эпохах, этапах, периодах, циклах, фазах, рубежах власти.
Властное пространство — определенные площади, территории, регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по меньшей мере на которые она формально распространяется.
Информация о работе Категориальный аппарат в философии политики