Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:47, курсовая работа
Исходя из сказанного, целью представляемой работы является анализ категориального аппарата философии политики. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- определить значение понятия «категория» в философской науке;
- выявить категории философии в целом и философии политики в частности;
- систематизировать категориальный аппарат философии политики, используя при этом принципы категориального аппарата философской науки;
- сравнить содержание категорий философии политики с содержанием категорий-омонимов политологии;
- определить возможность практического применения анализа категориального аппарата философии политики
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Категории, их роль в познании и значение в философии политики……….7
1.1. Категории и их роль в философии………………………………………….7
1.2. Исторические предпосылки становления категорий философии политики…………………………………………………………………………13
2. Категориальный аппарат и его уровни в философских вопросах политики………………………………………………………………………….20
3. Области исследования в сфере философии политики и их взаимодействие между собой ……………………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….... 45
Список использованных источников и литературы…………………………...46
Категориальный аппарат в философии политики.
Курсовая работа
Специальность: философия
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Категории, их роль в познании и значение в философии политики……….7
1.1. Категории
и их роль в философии………………………
1.2. Исторические
предпосылки становления
2. Категориальный
аппарат и его уровни в
3. Области
исследования в сфере
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………...46
Введение
Политика является объектом многих наук, хотя профессионально ею занимаются политология и философия политики. Иными словами, политика является непосредственно объектом их исследования. Существует множество определений предмета политики. Б.Н. Чичерина в труде «Курс государственной науки» писал: «Политика есть наука о способах достижения государственных целей»1. По существу, Чичерин Б.Н. политическую науку сводит к вопросам государственного строительства. Французские ученые Р. Пэнто и М. Гравитц считают, «что политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений»2. Немецкий исследователь М. Молс утверждает, что в центре работ по проблемам политики находятся политические институты и процессы, конфликты, политическая власть и т.д3. Английский ученый Д. Миллер, отождествляя политическую теорию с политологией, пишет, что «политическая теория - это систематическое отображение характера и целей правительства, включая анализ существующих политических институтов, и представление о том, как они должны изменяться»4.
Можно привести много других определений политики и политической теории. Однако при этом следует заметить, что указанные понятия рассматриваются рядом наук: политологией, политической историей, социологией, философией. Особого внимания заслуживает изучение политических вопросов в такой науке, как философия. В настоящее время существует дисциплина «философия политики», рассматривающая наиболее общие понятия политики. Между тем возникает вопрос, насколько отличаются друг от друга науки философия, философия политики, политология и другие науки, рассматривающие проблемы политики. Чтобы ответить на этот вопрос следует определить категориальный аппарат философии политики, сравнить его с категориальным аппаратом других родственных наук, а также определить объект и предмет исследования философии политики.
Данные проблемы в том или иной степени поднимались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, проблемам философии политики посвящена монография А.Г. Дугина «Философия политики»5. В этой работе исследованы такие категории философии политики, как власть, иерархия, проект, насилие, коллективная идентичность в традиционных и современных обществах. Между тем, при выделении упомянутых категорий философ больше уделяет внимания описательной стороне, чем четкому выделению объекта и предмета исследования в каждой отдельно взятой категории.
Глубоко раскрыл сущность такой категории философии политики, как власть исследователь В.П. Халипов6. Однако его работы посвящены кратологии, т.е. всестороннему изучению феномена власти. Поэтому остальные категории философии либо не проанализированы, либо раскрыты в общих чертах.
Наконец, характеризуя работы исследователей, стоит упомянуть работу И.А. Гобозова «Философия политики»7. Данная монография интересна тем, что в ней автор рассматривает историю формирования философской мысли в сфере политики, а также таким категориям, как власть, мораль, свобода, ответственность. И.А. Гобозов систематизировал категории философии политики в единое целое, объединив их общим понятием «политика».
В определенной степени представление о категориальном аппарате философии политики складывается в результате изучения работ Т.А. Алексеевой, П. Бурдье, М. Фуко, О. Хеффе, хотя никто из названных исследователей не ставил целью раскрыть в своих трудах все категории философии политики и представить их систематизацию.
Таким образом, несмотря на вышедшие в последние годы исследования в области философии политики, ни один исследователь не систематизировал категории философии политики, не сравнил категориальный аппарат названной науки с категориальным аппаратом других родственных наук, не показал практическую значимость исследований в области философии политики.
Исходя из сказанного, целью представляемой работы является анализ категориального аппарата философии политики. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- определить значение понятия «категория» в философской науке;
- выявить категории философии в целом и философии политики в частности;
-
систематизировать
-
сравнить содержание категорий
философии политики с
- определить возможность практического применения анализа категориального аппарата философии политики.
Объектом исследования является категориальный аппарат философии политики. Предмет исследования – общенаучные категории философии, содержание категорий философии политики, содержание категорий политологии, область практического применения философии политики.
Структура
работы определяется целью и задачами
работы и состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованных
источников и литературы.
1.
Категории, их
роль в познании
и значение в
философии политики
1.1.
Категории и их
роль в философии
Категории (от греч. - высказывание) – это фундаментальные понятия науки, образующие ее логический «каркас», вокруг которого группируются понятия, не являющиеся категориями, законы и принципы науки.
В научном познании используются фундаментальные понятия разной степени общности. Это — частнонаучные категории, область применения которых ограничена, как правило, предметом частной (специальной) науки; например, «организм», «обмен веществ», «наследственность» - в биологии, «преступление» «наказание», «вина» — в уголовном праве и т.п.; общенаучные категории (симметрия, асимметрия, модель, информация). Они используются многими науками. Особое место занимают всеобщие, философские категории, на которые опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без философии и ее категориального аппарата. Используя его, частные науки проникают в сущность явлений, устанавливают их причины, законы функционирования и развития. Философские категории помогают частным наукам делать теоретические обобщения, определять перспективы исследования. Ввиду этого следует проанализировать всеобщие философские категории, поскольку с их позиций во второй главе работы нами будут проанализированы частнонаучные категории философии политики.
Философские
категории — это
Из
всех философских категорий
В первую очередь, следует назвать категорию единичное - общее - особенное.
Как единство качественной и количественной определенности объект представляет собой отдельное, т.е. некоторое целое, отделенное от других отдельных объектов. Но эта отделенность относительна: объект существует в связи с другими объектами, поэтому познание одного объекта предполагает знание о другом.
Сравнение данного отдельного объекта с другими объектами ведет к выделению свойств, одни из которых принадлежат только данному объекту, другие повторяются в ряде объектов и являются общими для некоторого множества. Результаты сравнения фиксируются в категориях единичного и общего. Единичное — это категория для обозначения неповторяющихся, присущих только данному объекту свойств, общее — категория, обозначающая свойства, повторяющиеся в некотором множестве объектов. Единство единичного и общего, их синтез выражается категорией особенного. Реальный предмет (отдельное) есть, прежде всего, предмет, имеющий и единичные, и общие свойства. Свойства, общие для многих объектов, выступают в отдельном в своеобразном сочетании с единичными свойствами, образуя особенное.
Таким образом, в процессе познания отдельный объект выступает сначала как некоторая неопределенность, в которой еще не выведены единичные и общие свойства. В результате их выделеления и синтезирования формируется категория особенного, объединяющая обе противоположности. Отдельное представляет уже не некоторое нечто, неопределенность, а единство противоположностей, их синтез.
Вторая категория философии, необходимая для анализа философии политики – это целое и часть.
Расчленение целого на части и объединение частей в целое осуществляется с помощью анализа и синтеза и опирается на категории «целое» и «часть». Как логические категории часть и целое исследуются, начиная с Аристотеля. В Новое время целое рассматривалась как простая, механическая сумма частей: часть — как то, что в соединении с другими частями составляет целое, целое — как то, что содержит в себе части. Это механическое, суммативное понимание целого и части оказывается недостаточным, когда выясняют отношение между ними. В дальнейшем Гегель, рассматривая часть и целое как противоположности, подчеркнул неразрывную связь, взаимообусловленность частей целого. Таким образом, диалектический подход означает, что целое не может быть сведено к простой количественной сумме частей, поэтому так и называемое суммативное целое (куча песка, груда кирпичей, толпа людей и т.п.), строго говоря, целым и является. Оно характеризуется внешними, случайными связями, свойства такого целого совпадают с простой суммой свойств составляющих его частей. Отношение частей и целого — это взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности. Взаимодействие частей приводит к появлению у целого новых, интегративных свойств.
Следующая категория философии - элемент, система, структура.
Объект может быть исследован не только как целое, состоящее из частей, но и как система, состоящая из элементов. Данный подход обусловлен широким распространением в современном научном познании системных исследований, системного метода, общей теории систем, что не в последнюю очередь связано с возрастающей ролью изучения сложных, в том числе социальных, объектов. Системный метод с его категориальным аппаратом сложился на основе аналитического метода и его категорий, поэтому «элемент», «система» сопоставимы с категориями «часть» и «целое». Вместе с тем отношение «элемент — система» включает категорию структуры, играющую в системном анализе важную роль. Категория «элемент» сходна с категорией «часть». Однако, формируясь на основе последней, она характеризуется большей абстрактностью. Элемент может быть безразличен к специфике предмета, в категории «часть» выражена его специфика. Ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях, образует систему.
Система может быть сопоставлена с целым, которое также характеризуется связью частей, их организованностью и упорядоченностью. Вместе с тем при исследовании целого как взаимосвязи частей в центре внимания оказывается их специфика, учет которой позволяет выявить интегративные свойства целого, отсутствующие у отдельных частей. Рассматривая объект как систему, исследователь отвлекается от специфики элементов, выявляя структурные связи. В центре внимания оказывается структура, определяющая качественные характеристики системы.
Информация о работе Категориальный аппарат в философии политики