Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа
Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.
Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы
системы именно как системы, то есть как совокупности элементов с
определенными свойствами. Тогда пришлось бы систему рассматривать просто
как вещь, обладающую свойствами безотносительно к свойствам элементов и
структуре системы»[22].
«Принцип
системности требует
материальных систем, сущности и ее проявлений, обнаружения многоразличных
сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и
структуры, случайного и необходимого и т. п. Этот принцип направляет
мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности
системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими
его предметами процессами. Принцип системности требует от субъекта ставить
в центр познания представление о целостности, которое призвано руководить
познанием от начала и до конца исследования, как бы оно ни распадалось на
отдельные возможно, на первый взгляд и не связанные друг с другом, циклы
или моменты; на всем пути познания представление о целостности будет
изменяться, обогащаться, но оно всегда должно быть системным, целостным
представлением об объекте»[23].
Принцип системности нацелен на всестороннее познание предмета, как он
существует в тот или иной момент времени; он нацелен на воспроизведение его
сущности, интегративной основы, а также разнообразие его аспектов,
проявлений сущности при ее взаимодействии с другими материальными
системами. Здесь предполагается, что данный предмет отграничивается от
своего прошлого, от предыдущих своих состояний; делается это для более
направленного познания его актуального состояния. Отвлечение от истории в
этом случае — законный прием познания.
Распространение системного подхода в науке было связано с усложнением
объектов исследования и с переходом от метафизико-механистической
методологии к диалектической. Симптомы исчерпания познавательного
потенциала метафизико-механистической методологии, ориентировавшийся на
сведение сложного к отдельным связям и элементам, появились еще в XIX в., а
на рубеже XIX и XX вв. кризис такой методологии обнаружился уже совершенно
отчетливо, когда здравый человеческий рассудок все больше начал
соприкасаться с предметами, взаимодействующими с другими материальными
системами, со следствиями, которые уже нельзя (не допуская явной ошибки)
отрывать от
породивших их причин.
4.2.3. Принцип
детерминизма.
Детерминизм — (от лат. determino — определяю) — это философское учение
об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений
материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение
о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно
явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает
другое явление (следствие). Еще в трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта,
Спинозы было обосновано положение о том, что при изучении природы надо
искать действующие
причины и что «истинное
причин» (Ф. Бэкон).
Уже на уровне явлений детерминизм позволяет отграничить необходимые
связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные
повторяемости, коррелятивные зависимости и т. п., т. е. осуществить
продвижение мышления к сущности, к каузальным связям внутри сущности.
Функциональные объективные зависимости, например, есть связи двух и более
следствий одной и той же причины, и познание регулярностей на
феноменологическом уровне должно дополняться познанием генетических,
производящих причинных связей. Познавательный процесс, идущий от следствий
к причинам, от случайного к необходимому и существенному, имеет целью
раскрытие закона. Закон же детерминирует явления, а потому познание закона
объясняет явления и изменения, движения самого предмета.
Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно
существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы в конечном счете
складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не
существует ни
одно явление действительности.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
Принцип изучения объектов в их развитии является одним из важнейших
принципов диалектического метода познания. В этом состоит одно из
принципиальных отличий. диалектического метода от метафизического. Мы не
получим истинного знания, если будем изучать вещь в мертвом, застывшем
состоянии, если будем игнорировать такой важнейший аспект ее бытия, как
развитие. Только изучив прошлое интересующего нас объекта, историю его
возникновения и формирования, можно понять его нынешнее состояние, а также
предсказать его будущее.
Принцип изучения объекта в развитии может реализоваться в познании
двумя подходами: историческим и логическим (или, точнее сказать, логико-
историческим).
При историческом подходе история объекта воспроизводится в точности,
во всей ее многогранности, с учетом всех деталей, событий, включая и
всякого рода случайные отклонения, «зигзаги» в развитии. Такой подход
применяется при подробном, доскональном изучении человеческой истории, при
наблюдениях, например, за развитием каких-то растений, живых организмов (с
соответствующими описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т. д.
При логическом подходе также воспроизводится история объекта, но при
этом она подвергается определенным логическим преобразованиям:
обрабатывается
теоретическим мышлением с
освобождается в то же время от всего случайного, несущественного,
наносного, мешающего выявлению закономерности развития изучаемого объекта.
Такой подход в естествознании XIX в. был успешно (хотя и стихийно)
реализован Ч. Дарвиным. У него впервые логический процесс познания
органического мира исходил из исторического процесса развития этого мира,
что позволило научно решить вопрос о возникновении и эволюции видов
растений и животных.
Выбор того или иного — исторического или логического — подхода в
познании обусловливается природой изучаемого объекта, целями исследования и
другими обстоятельствами. В то же время в реальном процессе познания оба
указанных подхода тесно взаимосвязаны. Исторический подход не обходится без
какого-то логического осмысления фактов истории развития изучаемого
объекта. Логический же анализ развития объекта не противоречит его
подлинной истории, исходит из нее.
Эту взаимосвязь исторического и логического подходов в познании особо
подчеркивал Ф. Энгельс. «...Логический метод, — писал он, — ...в сущности
является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным
от исторической формы и от мешающих случайностей. С чего начинается
история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее
движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического
процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение
исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам
действительный исторический процесс...»[24]
Логико-исторический подход, опирающийся на мощь теоретического
мышления, позволяет исследователю достичь логически реконструированного,
обобщенного отражения исторического развития изучаемого объекта. А это
ведет к получению важных научных результатов.
Кроме указанных выше принципов диалектический метод включает в себя и
другие принципы — объективность, конкретность «раздвоение единого» (принцип
противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих
законов и категорий, в своей совокупности отражающих единство, целостность
объективного
мира в его беспрерывном развитии.
4.3. Общенаучные
методы эмпирического познания.
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
Наблюдение есть чувственное (преимущественно-визуальное) отражение
предметов и явлений внешнего мира. «Наблюдение — это целенаправленное
изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности
человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы
получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого
объекта»[25]. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяющий
получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей
действительности.
Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повседневных наблюдений)
характеризуется рядом особенностей:
— целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения
поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться
только на явлениях, связанных с этой задачей );
— планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану,
составленному исходя из задачи исследования);
— активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные
ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт,
используя различные технические средства наблюдения).
Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания.
Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или
искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. С помощью