Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

только привести к самообману  и  к  некритическому  использованию  какой-то

неосознанной  точки зрения.

     Эмпирический  и теоретический уровни  познания  взаимосвязаны,  граница

между ними условна  и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью

наблюдений и  экспериментов новые данные, стимулирует  теоретическое познание

(которое их  обобщает и объясняет), ставит  перед  ним  новые  более   сложные

задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и  конкретизируя

на базе  эмпирии  новое собственное содержание,  открывает новые,  более

широкие горизонты  для эмпирического познания, ориентирует  и направляет  его

в поисках  новых  фактов,  способствует  совершенствованию  его  методов  и

средств и т. п.

     К  третьей  группе  методов  научного   познания   относятся   методы,

используемые  только в рамках исследований  какой-то  конкретной  науки  или

какого-то  конкретного  явления.  Такие  методы  именуются  частнонаучными.

Каждая частная  наука  (биология,  химия,  геология  и  т.  д.)  имеет  свои

специфические методы исследования.

     При этом частнонаучные  методы,  как  правило,  содержат  в  различных

сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах

могут присутствовать наблюдения,  измерения,  индуктивные  или  дедуктивные

умозаключения и т. д. Характер их сочетания  и  использования  находится  в

зависимости от условий  исследования,  природы  изучаемых  объектов.  Таким

образом, частнонаучные  методы не оторваны от общенаучных. Они  тесно связаны

с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных

приемов для  изучения конкретной области объективного  мира.  Вместе  с  тем

частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который

как бы преломляется через них.

     Еще одну группу методов научного познания  составляют  так  называемые

дисциплинарные  методы,  которые  представляют   собой  системы   приемов,

применяемых в  той или иной  дисциплине,  входящей  в  какую-нибудь  отрасль

науки  или  возникшей  на  стыке   наук.   Каждая   фундаментальная   наука

представляет  собой комплекс дисциплин,  которые  имеют  свой  специфический

предмет и свои своеобразные методы исследования.

     К  последней,  пятой   группе   относятся   методы   междисциплинарного

исследования  являющиеся  совокупностью  ряда  синтетических,  интегративных

способов (возникших  как  результат  сочетания  элементов  различных  уровней

методологии), нацеленных главным образом па стыки научных  дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует  сложная,  динамичная,

целостная, субординированная  система многообразных методов  разных  уровней,

сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом

конкретных условий.

     К сказанному остается добавить, что  любой метод сам  по  себе  еще  не

предопределяет  успеха  в  познании  тех  или  иных   сторон   материальной

действительности. Важно еще умение  правильно  применять  научный  метод  в

процессе познания. Если воспользоваться образным сравнением академика П. Л.

Капицы, то научный  метод «как бы  является  скрипкой  Страдивариуса,  самой

совершенной из скрипок, но чтобы на ней играть,  нужно  быть  музыкантом  и

знать  музыку.  Без  этого  она  будет  также  фальшивить,  как  и  обычная

скрипка».[19] 

4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического

     метода  и их применение в научном познании. 

     Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее

общих законах  развития природы, общества и познания, при  котором  различные

явления   рассматриваются   в   многообразии   их   связей,   взаимодействии

противоположных сил, тенденций, в процессе  изменения,  развития.  По  своей

внутренней  структуре  диалектика  как  метод  состоит  из  ряда  принципов,

назначение которых  – вести познание к развертыванию  противоречий  развития.

Суть диалектики – именно в наличии противоречий развития, в движении к  этим

противоречиям. Рассмотрим вкратце основные диалектические принципы. 

4.2.1. Принцип  всесторонности рассмотрения изучаемых  объектов. 

     Комплексный подход в познании. 

     Одно  из важных требований диалектического  метода состоит в том,  чтобы

изучать объект познания со всех сторон, стремиться к  выявлению  и  изучению

как можно большего числа (из бесконечного множества)  его  свойств,  связей,

отношений. Современные  исследования во  многих  областях  науки  все  больше

требуют учета  возрастающего числа фактических  данных, параметров, связей,  и

т.  п.  Эту  задачу  становится   все   труднее   решать   без   привлечения

информационной  мощи новейшей компьютерной техники.

     Окружающий  нас  мир  представляет  собой  единое  целое,  определенную

систему, где  каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан  с

другими предметами и все они постоянно взаимодействуют  друг  с  другом.  Из

положения о  всеобщей связи и взаимозависимости  всех  явлений  вытекает  один

из  основных  принципов  материалистической  диалектики   -   всесторонность

рассмотрения. Правильное понимание  какой-либо  вещи  возможно  лишь  в  том

случае, если исследована  вся совокупность ее внутренних  и  внешних  сторон,

связей, отношений  к т. д. Чтобы  действительно  познать  предмет  глубоко  и

всесторонне,  надо  охватить,  изучить  все  его  стороны,   все   связи   и

«опосредствованно» в их системе, с вычленением главной, решающей стороны.

     Принцип всесторонности в современном научном  исследовании  реализуется

в виде комплексного подхода к объектам познания. Последний позволяет  учесть

множественность свойств, сторон, отношений  и  т.  п.  изучаемых  предметов,

явлений.  Данный  подход  лежит  в  основе  комплексных,   междисциплинарных

исследований, позволяющих  «свести  во  едино»  многосторонние  исследования,

объединить  полученные  разными  методами  результаты.  Именно  этот  подход

привел к  идее  создания  научных  коллективов,  состоящих  из  специалистов

различного профиля  и реализующих требование комплексности  при  решении  тех

или иных проблем.

     «Современные   комплексные    научно-технические    дисциплины    и

исследования,  являются  реальностью  современной  науки.  Однако   они   не

укладываются  в  традиционные  организационные  формы   и   методологические

стандарты. Именно в  сфере  этих  исследований  и  дисциплин  осуществляется

сейчас практическое «внутреннее» взаимодействие  общественных,  естественных

и технических  наук... Такие исследования  (к  которым,  например,  относятся

исследования   в   области   искусственного   интеллекта)   требуют   особой

организационной поддержки и поиска новых организационных  форм науки  Однако,

к сожалению, их развитие затрудняется именно  в  силу  их  нетрадиционности,

отсутствия  в  массовом  (а  иногда  и  профессиональном)  сознании  четкого

представления об их месте в системе современной науки и техники»[20].

     Ныне  комплексность  (как  один  из  важных  аспектов   диалектической

методологии)   является   составным   элементом   современного   глобального

мышления. Основанные на нем поиски решения глобальных проблем  современности

требуют  научно  обоснованного  (и  политически  взвешенного)   комплексного

подхода. 

4.2.2. Принцип  рассмотрения во взаимосвязи.  Системное познание. 

     Проблема  учета связей  исследуемой  вещи  с  другими  вещами  занимает

важное  место   в   диалектическом   методе   познания,   отличая   его   от

метафизического. Метафизичность мышления многих  ученых-естествоиспытателей,

игнорировавших  в  своих  исследованиях  реальные  взаимосвязи,  существующие

между объектами  материального мира, породила в свое время немало  трудностей

в научном познании. Преодолеть эти  трудности  помог  начавшийся  в  XIX  в.

переход от  метафизики  к  диалектике,  «...рассматривающей  вещи  не  в  их

изолированности, а в их взаимной связи»[21].

     Прогресс  научного познания уже в XIX в., а тем  более  в  XX  столетии

показал, что  любой ученый — в какой  бы  области  знания  он  ни  работал  —

неизбежно  потерпит  неудачу  в  исследовании,  если   будет   рассматривать

изучаемый объект вне связи с другими объектами,  явлениями или если  будет

игнорировать  характер взаимосвязей его элементов. В последнем  случае  ока-

жется невозможным  понять и изучить материальный объект в   его  целостности,

как систему.

     Система —  это  всегда  некоторая  целостность,  представляющая  собой

совокупность  элементов,  функциональные  свойства  и  возможные   состояния

которой обусловлены  не только составом, строением и  т.  п.  составляющих  ее

элементов, но и  характером их взаимных связей.

     Для изучения объекта как системы  требуется и особый, системный подход

к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие  системы

по отношению  к своим элементам (т. е. что она  — как целостность  —  обладает

свойствами, которых  нет у составляющих ее элементов).

     При этом следует иметь в виду, что «... хотя свойства системы в  целом

не могут быть сведены к свойствам элементов,  они  могут  быть  объяснены  в

своем  происхождении,  в  своем  внутреннем  механизме,  в  способах  своего

функционирования  на основе учета свойств элементов системы и характера их

взаимосвязи и  взаимообусловленности. В этом заключена  методологическая  суть

системного подхода. В противном случае — если бы между свойствами  элементов

и характером их взаимосвязи, с одной стороны, и  свойствами целого, с  другой

стороны, не было связи, не было бы никакого научного смысла  в  рассмотрении

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"