Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа
Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.
Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы
построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и
явления. Упрощения,
достигаемые с помощью
теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира.
Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и
положенные в
ее основу идеализации.
4.4.3. Формализация.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который
заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от
изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических
положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов
(знаков).
Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей,
раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При
формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования
со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о
свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая
модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру
различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик
последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и
математики представляет формальное исследование основных характеристик
структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.
Ярким примером формализации являются широко используемые в науке
математические описания различных объектов, явлений, основывающиеся на
соответствующих содержательных теориях. При этом используемая
математическая символика не только помогает закрепить уже имеющиеся знания
об исследуемых объектах, явлениях, но и выступает своего рода инструментом
в процессе дальнейшего их познания.
Для построения любой формальной системы необходимо: а) задание
алфавита, т. е. определенного набора знаков; б) задание правил, по которым
из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»;
в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно
переходить к другим словам и формулам (так называемые правила вывода).
В результате создается формальная знаковая система в виде
определенного искусственного языка. Важным достоинством этой системы
является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо
объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного
обращения к этому объекту.
Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и
четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для
оперирования ею.
Разумеется, формализованные искусственные языки не обладают гибкостью
и богатством языка естественного. Зато в них отсутствует многозначность
терминов (полисемия), свойственная естественным языкам. Они характеризуются
точно построенным синтаксисом (устанавливающим правила связи между знаками
безотносительно их содержания) и однозначной семантикой (семантические
правила формализованного языка вполне однозначно определяют соотнесенность
знаковой системы с определенной предметной областью). Таким образом,
формализованный язык обладает свойством моносемичности.
Возможность представить те или иные теоретические положения науки в
виде формализованной знаковой системы имеет большое значение для познания.
Но при этом следует иметь в виду, что формализация той или иной теории
возможна только при учете ее содержательной стороны. «Голое математическое
уравнение еще не представляет физической теории, чтобы получить физическую
теорию, необходимо придать математическим символам конкретное эмпирическое
содержание»[35].
Расширяющееся использование формализации как метода теоретического
познания связано не только с развитием математики. В химии, например,
соответствующая химическая символика, вместе с правилами оперирования ею
явилась одним из вариантов формализованного искусственного языка. Все более
важное место метод формализации занимал в логике по мере ее развития. Труды
Лейбница положили начало созданию метода логических исчислений. Последний
привел к формированию в середине XIX в. математической логики, которая во
второй половине нашего столетия сыграла важную роль в развитии кибернетики,
в появлении электронных вычислительных машин, в решении задач автоматизации
производства и т. д.
Язык современной науки существенно отличается от естественного
человеческого языка. Он содержит много специальных терминов, выражений, в
нем широко используются средства формализации, среди которых центральное
место принадлежит математической формализации. Исходя из потребностей
науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения
тех или иных задач. Все множество созданных и создаваемых искусственных
формализованных языков входит в язык науки, образуя мощное средство
научного познания.
4.4.4. Аксиоматический
метод.
При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается
набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в
рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или
постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система
выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их
основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.
Аксиомы — это утверждения, доказательства истинности которых не
требуется. Число аксиом варьируется в широких границах: от двух-трех до
нескольких десятков. Логический вывод позволяет переносить истинность
аксиом на выводимые из них следствия. При этом к аксиомам и выводам из них
предъявляются требования непротиворечивости, независимости и полноты.
Следование определенным, четко зафиксированным правилам вывода позволяет
упорядочить процесс рассуждения при развертывании аксиоматической системы,
сделать это рассуждение более строгим и корректным.
Чтобы задать аксиоматической систему, требуется некоторый язык. В этой
связи широко используют символы (значки), а не громоздкие словесные
выражения. Замена разговорного языка логическими и математическими
символами, как было указано выше, называется формализацией. Если
формализация имеет место, то аксиоматическая система является формальной, а
положения системы приобретают характер формул. Получаемые в результате
вывода формулы называются теоремами, а используемые при этом аргументы —
доказательствами теорем. Такова считающаяся чуть ли не общеизвестной
структура аксиоматического
метода.
4.4.5. Метод гипотезы.
В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма
существования знания, характеризующаяся проблематичностью,
недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и
обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов,
принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод
гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.
Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его
структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с
эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению.
Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже
существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый
переходит ко второй стадии — выдвижению догадки или предположения о
причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается
пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением,
аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии
выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с
другом.
Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из
множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на
логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и
разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на
совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной
науки.
На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого
предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых
следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение
в нее с помощью
мысленных экспериментов
На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из
гипотезы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или
опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое
подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а
опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее
ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и
опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались
успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по
результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как