Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

окружающим миром. Человек способен осмыслить и  понять ту объективную  связь,

которая существует между явлениями, доступными органом  чувств,  и  явлениями

для них недоступными (между электромагнитными волнами и  слышимым  звуком  в

радиоприемнике,  между  движениями  электронов  и  теми  видимыми   следами,

которые  они  оставляют  в  камере  Вильсона,  и  т.  д.).  Понимание   этой

объективной связи  есть основа перехода (осуществляемого  в  нашем  сознании)

от ощущаемого к неощущаемому.

    В научном  познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых

причин в чувственно воспринимаемых явлениях,  исследователь  догадывается  о

существовании явлений невоспринимаемых. Однако для  того, чтобы  доказать  их

существование,  вскрыть  законы  их  действия  и  использовать  эти  законы,

необходимо,  чтобы  его  (исследователя)  деятельность  оказалась  одним  из

звеньев причиной цепи, связывающей  наблюдаемое  и  ненаблюдаемое.  Управляя

этим звеном  по своему  усмотрению  и вызывая на  основе  знания  законов

ненаблюдаемых  явлений  наблюдаемые   эффекты,   исследователь   тем   самым

доказывает  истинность  знания  этих  законов.  Например,   происходящие   в

радиопередатчике  превращения  звуков  в  электромагнитные  волны,  а затем

обратное их превращения в звуковые колебания  в радиоприемнике доказывает  не

только факт существования невоспринимаемых нашими  органами  чувств  области

электромагнитных  колебаний,  но  также  истинность  положений   учения   об

электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

    Поэтому имеющихся  у человека  органов  чувств  вполне  достаточно  для

познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал  Л.  Фейербах,  -

сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности,  в  его

совокупности.»[7] Отсутствие же у человека какого-то дополнительного  органа

чувств, способного реагировать на какие-то факторы  окружающей среды,  вполне

компенсируется    его    интеллектуальными     и     практически-деятельными

возможностями. Так, у человека отсутствует специальный  орган чувств,  дающий

возможность   ощущать   радиацию.   Однако   человек   оказался    способным

компенсировать  отсутствие такого органа специальным  прибором  (дозиметром),

предупреждающим о радиационной опасности в визуальной  или  звуковой  форме.

Это говорит  о том, что уровень познания  окружающего  мира  определяется  не

просто  набором,  «ассортиментом»  органов   чувств   и   их   биологическим

совершенством, но и степенью развитости общественной практики.

При этом, однако, не следует забывать,  что  ощущения  всегда  были  и

всегда будут  единственным источником знаний  человека  об  окружающем  мире.

Органы чувств – единственные «ворота», через  которые в наше  сознание  могут

проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений  из  внешнего

мира может  приводить даже к психическому недомоганию.

    Для первой формы  чувственного познания  (ощущений)  характерен  анализ

окружающего: органы  чувств  как  бы  выбирают  из  бесчисленного  множества

факторов окружающей  среды  вполне  определенные.  Но  чувственное  познание

включает  в  себя  не  только  анализ,  но  и  синтез,  осуществляющийся   в

последующей форме  чувственного познания — в восприятии.

    Восприятие  — это целостный  чувственный  образ  предмета,  формируемый

мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого  предмета.  В  основе

восприятия лежат  сочетания  различных  видов  ощущений.  Но  это  не  просто

механическая  их сумма. Ощущения, которые  получаются  от  различных  органов

чувств, в восприятии сливаются в единое  целое,  образуя чувственный образ

предмета. Так, если мы держим  в  руке  яблоко,  то  зрительно  мы  получаем

информацию о  его  форме  и  цвете,  через  осязание  узнаем  о  его  весе  и

температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем  его  на  вкус,

то  узнаем  кислое  оно  или   сладкое.   В   восприятии   уже   проявляется

целенаправленность  познания. Мы можем сконцентрировать внимание на  какой-то

стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

    Восприятия человека развивались в  процессе  его  общественно-трудовой

деятельности.  Последняя  ведет  к  созданию  все  новых  и   новых   вещей,

увеличивая тем  самым количество  воспринимаемых  предметов  и  совершенствуя

сами восприятия. Поэтому восприятия человека  более  развиты  и  совершенны,

чем восприятия животных. Как заметил  Ф.  Энгельс,  орел  видит  значительно

дальше, чем человек, но  человеческий  глаз  замечает  в  вещах  значительно

больше, чем глаз орла.

     На  основе  ощущений  и  восприятий в мозгу человека   складываются

представления[8].  Если  ощущения   и   восприятия   существуют   лишь   при

непосредственном  контакте человека с предметом (без  этого нет  ни  ощущения,

ни   восприятия),   то   представление   возникает   без   непосредственного

воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время  после того,  как

предмет на нас  воздействовал, мы можем вызвать  его  образ  в  своей  памяти

(например, вспомнить  о яблоке, которое некоторое время  назад  мы  держали  в

руке,  а  затем  съели).  При этом  образ предмета,   воссозданный   нашим

представлением,  отличается  от   того   образа,   который   существовал   в

восприятии.  Во-первых,   он   беднее,   бледнее,   по   сравнению   с   тем

многокрасочным  образом, который мы  имели  при  непосредственном  восприятии

предмета. И во-вторых, этот образ  обязательно  будет  более  общим,  ибо  в

представлении,  с  еще  большей  силой,  чем   в   восприятии,   проявляется

целенаправленность  познания. В образе, вызванном по памяти, на первом  плане

будет то главное, что нас интересует.

     Вместе  с тем, воображение, фантазия существенно  необходимы  в  научном

познании.  Здесь  представления  могут   приобретать   подлинно   творческий

характер.   На   основании   элементов,   имеющихся   в   действительности,

исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в  настоящее  время

нет,  но  которое  будет  либо  в  результате  развития  каких-то  природных

процессов, либо в результате прогресса практики.  Всякого  рода  технические

новинки, например, существуют вначале лишь в  представлениях  их  создателей

(ученых,  конструкторов).  И  лишь  после  их  реализации  в  виде  каких-то

технических устройств, конструкций, они  становятся  объектами  чувственного

восприятия людей.

     Представление  является  большим   шагом   вперед   по   сравнению   с

восприятием, ибо  в  нем  присутствует  такая  новая  черта,  как  обобщение.

Последнее  имеет  место  уже  в  представлениях  о   конкретных,   единичных

предметах. Но в  еще большей степени это проявляется в  общих  представлениях

(т. е., например, в представлении не  только  о  данной  конкретной  березе,

растущей перед  нашим домом, но и о березе вообще).  В  общих  представлениях

моменты  обобщения  становятся  куда  более  значительными,  чем   в   любом

представлении о конкретном, единичном объекте.

     Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,

ибо имеет чувственно-наглядный  характер.  Вместе  с  тем,  оно  является  и

своеобразным  «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

     В  заключение  отметим,  что  роль  чувственного  отражения   действительности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

       — органы чувств являются единственным  каналом,  который  непосредственно 

          связывает человека с внешним предметным миром;

     — без органов чувств человек не способен  вообще  ни  к  познанию,  ни  к

     мышлению;

     — потеря части органов  чувств  затрудняет,  осложняет  познание,  но  не

     перекрывает его возможности (это объясняется  взаимной  компенсацией  одних

     органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,

     способностью  индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

     — рациональное базируется на анализе  того  материала,  который  дают  нам

     органы  чувств;

     —регулирование предметной  деятельности  осуществляется  прежде  всего  с

     помощью информации, получаемой органами чувств;

     —  органы  чувств  дают  тот  минимум   первичной   информации,   который

     оказывается  необходимым,  чтобы  многосторонне  познать   объекты,   чтобы

     развивать научное знание.

Рациональное  познание (от лат. ratio — разум) — это  мышление человека,

являющееся средством  проникновения во внутреннюю сущность  вещей,  средством

познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в  том,  что  сущность

вещей,  их  закономерные  связи  недоступны   чувственному   познанию.   Они

постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Именно  «мышление  осуществляет   упорядочение   данных   чувственного

восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то,  что

не дано в  чувственности. Этот переход суть скачок,  перерыв  постепенности.

Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее  и

внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и  общее.  Внешние  стороны

вещей, явлений  отражаются прежде  всего  с  помощью  живого  созерцания,  а

сущность, общее  в них постигается  с  помощью  мышления.  В  этом  процессе

перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять —  это  значит

выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии

воспринимать… Мышление соотносит показания  органов  чувств  со  всеми  уже

имеющимися знаниями индивида, более  того  —  со  всем  совокупным  опытом,

знаниями человечества в той мере, в  какой  они  стали  достоянием  данного

субъекта.»[9]

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"