Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Формами рационального познания (мышления человека) являются:  понятие,

суждение и  умозаключение. Это  наиболее  широкие  и  общие  формы  мышления,

которые  лежат  в  основе  всего  неисчислимого  богатства  знаний,  которое

накопило человечество.

    Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия    -

это  воплощенные  в   словах   продукты   социально-исторического   процесса

познания,  которые  выделяют  и  фиксируют  общие   существенные   свойства;

отношения предметов  и явлений,  а  благодаря  этому  одновременно  суммируют

важнейшие свойства о  способах  действия  с  данными  группами  предметов  и

явлений».[10]  Понятие  в   своем   логическом   содержании    воспроизводит

диалектическую  закономерность  познания,  диалектическую  связь  единичного,

особенного и  всеобщего.  В  понятиях  могут  фиксироваться  существенные  и

несущественные  признаки объектов, необходимые и  случайные,  качественные  и

количественные  и   т.   п.    Возникновение   понятий   —   это   важнейшая

закономерность  становления и развития  человеческого  мышления.  Объективная

возможность  возникновения  и  существования  понятий   в   нашем   мышлении

заключается в  предметном характере окружающего  нас мира,  т.  е.  наличие  в

нем множества  отдельных предметов, обладающих качественной  определенностью.

    Образование  понятия  —  это  сложный  диалектический  процесс,  включающий:

сравнение (мысленное  сопоставление  одного  предмета  с  другим,  выявление

признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное  объединение

однородных  предметов   на   основе   тех   или   иных   общих   признаков),

абстрагирование   (выделение   в   предмете   одних   признаков,    наиболее

существенных, и  отвлечение от других, второстепенных,  несущественных).  Все

эти  логические  приемы  тесно  связаны  между  собой  в   едином   процессе

образования понятия.

    Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и  отношения

между ними. Такие  понятия,  как  твердое  и  мягкое,  большое и маленькое,

холодное и  горячее  и  т.  п.  выражают  определенные  свойства  тел.  Такие

понятия,  как  движение  и  покой,  скорость  и  сила  и  т.   п.   выражают

взаимодействие  предметов и человека с другими  телами и процессами природы.

Особенно интенсивно возникновение новых  понятий  происходит  в  сфере

науки в связи  со стремительным углублением и  развитием  научного  познания.

     Открытия  в объектах  новых  сторон,  свойств,  связей,  отношений  сразу  же

влекут за собой  появление новых научных понятий.  Каждая  наука  имеет  свои

понятия,  образующие  более  или  менее  стройную  систему,   именуемую   ее

понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики,  например,  входят  такие

понятия, как  «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату  химии

относятся понятия  «элемент», «реакция», «валентность»  и др.

     По  степени общности понятия могут  быть разными — менее  общими,  более

общими, предельно  общими.  Сами  понятия  подлежат  обобщению.  В  научном

познании  функционируют  частнонаучные,  общенаучные  и  всеобщие   понятия

(философские  категории такие, как качество, количество,  материя,  бытие   и т.п.).

     В современной науке  все  большую  роль  играют  общенаучные  понятия,

которые  возникают  в  точках  соприкосновения  (так  сказать  «на   стыке»)

различных наук. Зачастую это возникает при решении  каких-то комплексных  или

глобальных проблем. Взаимодействие наук  при  решении  такого  рода  научных

проблем существенно  ускоряется именно  благодаря  использованию  общенаучных

понятий. Большую роль в формировании таких понятий  играет  характерное  для

нашего времени  взаимодействие естественных, технических  и  социальных  наук,

образующих основные сферы научного знания.

     Более  сложной  по  сравнению  с  понятием  формой  мышления  является

суждение. Оно  включает понятие, но не сводится к  нему, а представляет  собой

качественно особую  форму  мышления,  выполняющую  свои,  особые  функции  в

мышлении.  Это  объясняется  тем,  что  «всеобщее,  особенное  и   единичное

непосредственно в понятии не  расчленены  и даны  как нечто целое.  Их

расчленение  и соотношение дается в суждении»[11].

     Объективной  основой  суждения  служат  связи  и   отношения   между

предметами. Необходимость  суждений (как и понятий) коренится  в  практической

деятельности  людей. Взаимодействуя с  природой  в  процессе  труда,  человек

стремится не только выделить  те  или  иные  предметы  среди  других,  но  и

постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

     Связи и отношения между предметами  мысли  носят  самый  разнообразный

характер. Они  могут быть между двумя отдельными предметами, между  предметом

и группой предметов, между группами предметов и  т.  п.  Многообразие  таких

реальных связей и отношений находит свое отражение  в многообразии  суждений. 

     «Суждение — это та форма  мышления, посредством  которой  раскрывается

наличие или  отсутствие каких-либо связей и отношений  между  предметами  (т.

е. указывается  на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12].  Являясь

относительно  законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного  мира

с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой.  В

этой структуре  понятие о предмете мысли называется субъектом и  обозначается

латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе).  Понятие  о  свойствах  и

отношениях предмета мысли называется  предикатом  и  обозначается  латинской

буквой Р (Predicatum — сказанное).  Субъект  и  предикат  вместе  называются

терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко  не  одинакова.

Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое  знание.

Например,  наукой  установлено,  что  железо  обладает  электропроводностью.

Наличие этой связи  между железом и отдельным  его свойством делает  возможным

суждение: «железо  (S) электропроводно (P)».

     Субъектно-предикатная  форма   суждения   связана   с   его   основной

познавательной  функцией - отражать реальную действительность в  ее  богатом

разнообразии  свойств и отношений. Это отражение  может осуществляться в виде

единичных, частных и общих суждений.

     Единичным называется суждение, в  котором  что-либо  утверждается  или

отрицается об отдельном предмете.  Такого  рода  суждения  в  русском  языке

выражаются словами  «это», именами собственными и т. д.

     Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается

или отрицается о некоторой  части  какой-то  группы  (класса)  предметов.  В

русском языке  подобные суждения начинаются такими словами, как  «некоторые»,

«часть», «не  все» и др

Общими  называются  суждения,  в  которых  что-либо  утверждается  или

отрицается обо  всей группе (обо  всем  классе)  предметов.  Причем  то,  что

утверждается  или отрицается в  общем  суждении,  касается  каждого  предмета

рассматриваемого  класса. В  русском  языке  это  выражается  словами  «все»,

«всякий», «каждый», «любой» (в  утвердительных  суждениях)  или  «ни  один»,

«никто», «никакой»  и др. (в отрицательных суждениях).

В общих суждениях  выражаются общие свойства предметов, общие  связи  и

отношения между  ними, включая и объективные закономерности. Именно  в  виде

общих суждений формируются, по  существу,  все  научные  положения.  Особое

значение общих  суждений в научном познании определяется тем, что они служат

мыслительной  формой, в которой только и  могут  быть  выражены  объективные

закономерности  окружающего  мира,  открываемые  наукой.  Однако   это   не

означает, что  познавательную ценность в науке  имеют только общие  суждения.

Законы науки  возникают в результате обобщения  множества единичных и частных

явлений, которые  выражаются в форме  единичных  и  частных  суждений.  Даже

единичные суждения об отдельных предметах или  явлениях  (каких-то  фактах,

возникших в  эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное

познавательное  значение.

     Будучи  формой существования и выражения понятия, отдельное  суж-дение,

однако, не может  полностью  выразить  его  содержание.  Такой  формой  может

служить лишь система  суждений и умозаключение[13]. В умозаключении  наиболее

отчетливо проявляется  способность мышления к  опосредованному  рациональному

отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь  не

путем обращения  к данному чувственном опыте  предмету познания, а  на  основе

уже имеющихся  знаний.

     Умозаключение содержит в своем составе суждения,  а  следовательно,  и

понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще  их  определенную  связь.

Чтобы   уяснить   происхождение   и   сущность   умозаключения,   необходимо

сопоставить два  рода знаний, которыми человек  располагает  и  пользуется  в

процессе  своей  жизнедеятельности.  Это   —   знания   непосредственные   и

опосредованные.

     Непосредственные  знания — это те, которые получены человеком с помощью

органов  чувств:  зрения,  слуха,  обоняния  и  т.д.  Подобная   чувственная

информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке

большое значение имеют опосредованные знания. Это  знания,  которые  получены

не  прямо,  не  непосредственно,  а  путем  выведения  из   других   знаний.

Логической   формой   их   приобретения   и   служит   умозаключение.    Под

умозаключением  понимается форма мышления, посредством  которой из  известного

знания выводится  новое знание.

     Подобно суждениям умозаключение  имеет  свою  структуру.  В  структуре

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"