Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа
Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.
Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие,
суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления,
которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое
накопило человечество.
Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия -
это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса
познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства;
отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют
важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и
явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит
диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного,
особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и
несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и
количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая
закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная
возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении
заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в
нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью.
Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий:
сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление
признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение
однородных предметов на основе тех или иных общих признаков),
абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее
существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все
эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе
образования понятия.
Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения
между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое,
холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие
понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают
взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.
Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере
науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания.
Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же
влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои
понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее
понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие
понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии
относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.
По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более
общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном
познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия
(философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).
В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия,
которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке»)
различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или
глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных
проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных
понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для
нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук,
образующих основные сферы научного знания.
Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является
суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой
качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в
мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное
непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их
расчленение и соотношение дается в суждении»[11].
Объективной основой суждения служат связи и отношения между
предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической
деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек
стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и
постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.
Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный
характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом
и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких
реальных связей
и отношений находит свое отражение
в многообразии суждений.
«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается
наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.
е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь
относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира
с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В
этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается
латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и
отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской
буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются
терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова.
Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.
Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью.
Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным
суждение: «железо (S) электропроводно (P)».
Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной
познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом
разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде
единичных, частных и общих суждений.
Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или
отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке
выражаются словами «это», именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается
или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В
русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые»,
«часть», «не все» и др
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или
отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что
утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета
рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все»,
«всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один»,
«никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).
В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и
отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде
общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое
значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат
мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные
закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не
означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения.
Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных
явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже
единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах,
возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное
познавательное значение.
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение,
однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может
служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее
отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному
отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не
путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе
уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и
понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.
Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо
сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в
процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и
опосредованные.
Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью
органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная
информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке
большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены
не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний.
Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под
умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного
знания выводится новое знание.
Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре