Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования.  Примером

могут  служить  эксперименты,  поставленные  в  лаборатории  Э.  Резерфорда,

которые  привели  к обнаружению ядра атома, а тем  самым и к рождению  ядерной

физики.

     Проверочные эксперименты служат для проверки,  подтверждения  тех  или

иных теоретических  построений. Так, существование целого  ряда  элементарных

частиц (позитрона, нейтрино и др.) было вначале предсказано  теоретически,  и

лишь позднее  они были обнаружены экспериментальным  путем.

Исходя из методики проведения и получаемых  результатов,  эксперименты

можно разделить  на качественные и количественные. Качественные  эксперименты

носят  поисковый   характер   и   не   приводят   к   получению   каких-либо

количественных  соотношений. Они позволяют  лишь  выявить действие  тех или

иных факторов на изучаемое явление. Количественные  эксперименты  направлены

на установление точных количественных зависимостей в  исследуемом явлении.  В

реальной  практике  экспериментального  исследования  оба   указанных   типа

экспериментов реализуются,  как  правило,  в  виде  последовательных  этапов

развития познания.

     Как известно, связь между электрическими и магнитными  явлениями  была

впервые открыта  датским физиком Эрстедом в  результате  чисто  качественного

эксперимента (поместив магнитную стрелку компаса рядом с проводником,  через

который  пропускался  электрический   ток,   он   обнаружил,   что   стрелка

отклоняется от  первоначального  положения).  После  опубликования  Эрстедом

своего открытия последовали количественные эксперименты  французских ученых

Био и Савара,  а  также  опыты  Ампера,  на  основе  которых  была  выведена

соответствующая математическая формула.

     Все  эти  качественные  и  количественные  эмпирические   исследования

заложили основы учения об электромагнетизме.

В зависимости  от  области  научного  знания,  в  которой  используется

экспериментальный   метод   исследования,   различают    естественнонаучный,

прикладной (в  технических науках, сельскохозяйственной  науке  и  т.  д.)  и

социально-экономический эксперименты. 

4.3.3. Измерение  и сравнение. 

     Большинство  научных  экспериментов  и  наблюдений  включает  в   себя

проведение разнообразных  измерений. Измерение - это  процесс,  заключающийся

в  определении  количественных  значений  тех  или  иных   свойств,   сторон

изучаемого объекта, явления с помощью специальных  технических устройств.

     Огромное  значение измерений для науки  отмечали многие  видные  ученые.

Например, Д. И. Менделеев  подчеркивал, что «наука начинается с тех пор,  как

начинают  измерять».  А  известный  английский  физик  В.  Томсон  (Кельвин)

указывал на то, что «каждая вещь известна лишь в той  степени,  в  какой  ее

можно измерить»[30].

     В основе операции измерения лежит  сравнение[31] объектов по каким-либо

сходным  свойствам  или  сторонам.  Чтобы   осуществить   такое   сравнение,

необходимо  иметь  определенные  единицы  измерения,  наличие  которых  дает

возможность  выразить  изучаемые  свойства  со  стороны  их   количественных

характеристик. В свою очередь, это позволяет  широко  использовать  в  науке

математические  средства и создает предпосылки  для математического  выражения

эмпирических  зависимостей.  Сравнение  используется  не  только  в  связи  с

измерением. В  науке сравнение выступает как  сравнительный или  сравнительно-

исторический  метод. Первоначально возникший  в филологии,  литературоведении,

он затем стал  успешно  применяться  в  правоведении,  социологии,  истории,

биологии, психологии, истории религии, этнографии и других областях  знания.

     Возникли целые отрасли знания,  пользующиеся  этим  методом:  сравнительная

анатомия, сравнительная  физиология, сравнительная психология и т.п.  Так,  в

сравнительной  психологии  изучение   психики   осуществляется   на   основе

сравнения психики  взрослого человека с развитием психики у ребенка, а  также

животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно  выбранные

свойства и  связи, а существенные.

     Важной  стороной  процесса  измерения  является  методика   его

проведения.  Она  представляет  собой  совокупность  приемов,   использующих

определенные  принципы и  средства  измерений.  Под  принципами  измерений  в

данном случае имеются в виду какие-то явления,  которые  положены  в  основу

измерений    (например,    измерение    температуры     с     использованием

термоэлектрического эффекта).

     Существует  несколько видов измерений. Исходя из характера  зависимости

измеряемой  величины  от  времени,  измерения  разделяют  на  статические  и

динамические. При  статических  измерениях  величина,  которую  мы  измеряем,

остается  постоянной  во  времени  (измерение  размеров   тел,   постоянного

давления и  т. п.). К динамическим  относятся  такие  измерения,  в  процессе

которых  измеряемая  величина  меняется  во  времени  (измерение   вибрации,

пульсирующих давлений и т. п.).

По  способу  получения  результатов  различают  измерения   прямые   и

косвенные.  В  прямых  измерениях  искомое  значение   измеряемой   величины

получается путем  непосредственного сравнения  ее  с  эталоном  или  выдается

измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину  определяют

на основании  известной математической зависимости  между  этой  величиной  и

другими  величинами,   получаемыми   путем   прямых   измерений   (например,

нахождение  удельного  электрического  сопротивления   проводника   по   его

сопротивлению, длине и площади  поперечного  сечения).  Косвенные  измерения

широко используются в тех случаях, когда  искомую  величину  невозможно  или

слишком сложно измерить непосредственно  или  когда  прямое  измерение  дает

менее точный результат.

     С прогрессом науки продвигается вперед и измерительная техника. Наряду

с совершенствованием  существующих  измерительных  приборов,  работающих  на

основе традиционных утвердившихся принципов (замена материалов,  из  которых

сделаны. детали прибора, внесение в его конструкцию  отдельных  изменений  и

т.   д.),   происходит   переход   на   принципиально   новые,   конструкции

измерительных устройств, обусловленные новыми теоретическими  предпосылками.

В последнем  случае создаются приборы, в  которых  находят  реализацию  новые

научные. достижения. Так, например, развитие  квантовой  физики  существенно

повысило возможности  измерений с высокой  степенью  точности.  Использование

эффекта Мессбауэра  позволяет  создать  прибор  с  разрешающей  способностью

порядка 10-13 % измеряемой величины.

     Хорошо  развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов  и

высокие характеристики средств измерения способствуют  прогрессу  в  научных

исследованиях. В свою очередь, решение научных  проблем, как  уже  отмечалось

выше, часто открывает  новые пути совершенствования самих  измерений. 

4.4. Общенаучные  методы теоретического познания. 

4.4.1. Абстрагирование.  Восхождение от абстрактного  к конкретному.

     Процесс  познания  всегда  начинается   с   рассмотрения   конкретных,

чувственно  воспринимаемых  предметов  и  явлений,  их  внешних   признаков,

свойств,  связей.  Только  в  результате   изучения   чувственно-конкретного

человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к  тем  или

иным теоретическим  положениям, т. е.  научным  абстракциям.  Получение  этих

абстракций связано  со сложной абстрагирующей деятельностью  мышления.

     В  процессе  абстрагирования   происходит   отход   (восхождение)   от

чувственно воспринимаемых  конкретных  объектов  (со  всеми  их  свойствами,

сторонами и  т. д.) к воспроизводимым в мышлении  абстрактным  представлениям

о них. При этом чувственно-конкретное восприятие как  бы  «...испаряется  до

степени  абстрактного  определения»[32].  Абстрагирование,  таким   образом,

заключается в мысленном  отвлечении  от  каких-то  —  менее  существенных  —

свойств, сторон, признаков изучаемого объекта  с  одновременным  выделением,

формированием одной или нескольких существенных сторон,  свойств,  признаков

этого объекта. Результат, получаемый  в  процессе  абстрагирования,  именуют

абстракцией  (или  используют  термин   «абстрактное»   —   в   отличие   от

конкретного).

     В  научном   познании   широко   применяются,   например,   абстракции

отождествления   и   изолирующие   абстракции.   Абстракция   отождествления

представляет  собой понятие, которое получается в  результате  отождествления

некоторого  множества  предметов  (при  этом  отвлекаются  от  целого   ряда

индивидуальных  свойств, признаков  данных  предметов)  и  объединения  их  в

особую группу. Примером может служить группировка  всего  множества  растений

и животных, обитающих  на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т.  д.

     Изолирующая  абстракции  получается  путем  выделения   некоторых   свойств,

отношений,  неразрывно  связанных  с  предметами   материального   мира,   в

самостоятельные       сущности       («устойчивость»,       «растворимость»,

«электропроводность»  и т. д.).

     Переход от  чувственно-конкретного  к  абстрактному  всегда  связан  с

известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от  чувственно-

конкретного   к   абстрактному,   теоретическому,   исследователь   получает

возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность. При  этом

исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого  объекта,

а затем, шаг  за  шагом  прослеживая,  как  она  видоизменяется  в  различных

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"