Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа
Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.
Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы
правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила.
Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее
как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие
его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.
Иногда метод гипотезы называют еще гипотетико-дедуктивным методом,
имея в виду тот факт, что выдвижение гипотезы всегда сопровождается
дедуктивным выведением из него эмпирически проверяемых следствий. Но
дедуктивные умозаключения — не единственный логический прием, используемый
в рамках метода гипотезы. При установлении степени эмпирической
подтверждаемости гипотезы используются элементы индуктивной логики.
Индукция используется и на стадии выдвижения догадки. Существенное место
при выдвижении гипотезы имеет умозаключение по аналогии. Как уже
отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы может использоваться
и мысленный эксперимент.
Объяснительная гипотеза как предположение о законе — не единственный
вид гипотез в науке. Существуют также «экзистенциальные» гипотезы —
предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц, единиц
наследственности, химических элементов, новых биологических видов и т. п.
Способы выдвижения и обоснования таких гипотез отличаются от объяснительных
гипотез. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут существовать и
вспомогательные, позволяющие приводить основную гипотезу в лучшее
соответствие с опытом. Как правило, такие вспомогательные гипотезы позже
элиминируются. Существуют и так называемые рабочие гипотезы, которые
позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют
на его объяснение.
Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической
гипотезы, который характерен для наук с высокой степенью математизации.
Описанный выше метод гипотезы является методом содержательной гипотезы. В
его рамках сначала формулируются содержательные предположения о законах, а
потом они получают соответствующее математическое выражение. В методе
математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объяснения
количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки
подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем
этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.
Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена. Он
применим прежде всего в тех дисциплинах, где накоплен богатый арсенал
математических средств в теоретическом исследовании. К таким дисциплинам
прежде всего относится современная физика. Метод математической гипотезы
был использован
при открытии основных законов квантовой
механики.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом
уровнях познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на
составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей
могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства,
признаки, отношения и т. п.
Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен
анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых
веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в
крушении теории флогистона.
Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов
материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.
Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться
изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо
вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в
совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания
— перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как
единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа
дополняется другим методом — синтезом.
В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей
(сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в
результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта,
но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого
механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он
раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их
взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное
диалектическое единство изучаемого объекта.
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг
от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в
единое целое. Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, своим
центральным ядром имеет выделение существенного. Тогда и целое выглядит не
так, как при «первом знакомстве» с ним разума, а значительно глубже,
содержательнее.
Анализ и синтез с успехом используются и в сфере мыслительной
деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на
эмпирическом уровне познания, анализ и синтез - это не две оторванные друг
от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого
аналитико-синтетического метода познания.
Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли
науки свою конкретизацию. Из общего приема они могут превращаться в
специальный метод: так, существуют конкретные методы математического,
химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое
развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно
сказать и о
синтезе.
4.5.2. Индукция
и дедукция.
Индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) есть
\формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего
вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение
нашего мышления от частного к общему.
Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные
признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь
делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного
класса. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную
роль в открытии некоторых законов природы (всемирного тяготения,
атмосферного давления, теплового расширения тел и Др.).
Индукция, используемая в научном познании (научная индукция), может
реализовываться в виде следующих методов:
1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то
явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие — различны;
следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного
явления).
2. Метод единственного различия (если обстоятельства возникновения
какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во
всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в
первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина
данного явления).
3. Соединенный метод сходства и различия (представляет собой
комбинацию двух вышеуказанных методов).
4. Метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного
явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то
отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).
5. Метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной
причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то
части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части
явления - остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).
Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф.
Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим
методом открытия новых истин в науке, главным средством научного познания
природы.
На самом же деле вышеуказанные методы научной индукции служат главным
образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально
наблюдаемыми свойствами объектов и явлений.
Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов
на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть
движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том
случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное
обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная
идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой
теоретической системы. Созданное таким путем теоретическое знание
предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет
построение новых индуктивных обобщений.
Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех
естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в
математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения
на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще всего пользоваться
дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно