Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

правило, требуется  максимальная объяснительная и предсказательная сила.

     Знакомство  с общей структурой метода гипотезы позволяет определить  ее

как сложный  комплексный метод познания, включающий в себя  все  многообразие

его и форм и  направленный на установление законов, принципов и теорий.

Иногда метод  гипотезы  называют  еще  гипотетико-дедуктивным  методом,

имея  в  виду  тот  факт,  что  выдвижение  гипотезы  всегда  сопровождается

дедуктивным  выведением  из  него  эмпирически  проверяемых  следствий.   Но

дедуктивные умозаключения  — не единственный логический  прием,  используемый

в  рамках   метода   гипотезы.   При   установлении   степени   эмпирической

подтверждаемости  гипотезы   используются   элементы   индуктивной   логики.

     Индукция  используется и на стадии  выдвижения  догадки.  Существенное  место

при  выдвижении  гипотезы  имеет  умозаключение   по   аналогии.   Как   уже

отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы  может  использоваться

и мысленный  эксперимент.

     Объяснительная  гипотеза как предположение о  законе —  не  единственный

вид  гипотез  в  науке.  Существуют  также  «экзистенциальные»  гипотезы   —

предположения о существовании неизвестных  науке элементарных частиц,  единиц

наследственности, химических элементов, новых биологических  видов  и  т.  п.

     Способы выдвижения и обоснования таких  гипотез отличаются от  объяснительных

гипотез. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут  существовать  и

вспомогательные,  позволяющие   приводить   основную   гипотезу   в   лучшее

соответствие  с опытом. Как правило,  такие  вспомогательные  гипотезы  позже

элиминируются.  Существуют  и  так  называемые  рабочие  гипотезы,   которые

позволяют лучше  организовать сбор эмпирического материала, но не  претендуют

на его объяснение.

     Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической

гипотезы, который  характерен для  наук  с  высокой  степенью  математизации.

     Описанный выше метод гипотезы является методом  содержательной  гипотезы.  В

его рамках сначала  формулируются содержательные предположения  о  законах,  а

потом  они  получают  соответствующее  математическое  выражение.  В  методе

математической  гипотезы мышление идет другим путем. Сначала  для  объяснения

количественных  зависимостей   подбирается   из   смежных   областей   науки

подходящее уравнение, что часто предполагает и его  видоизменение,  а  затем

этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.

     Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена.  Он

применим прежде всего  в  тех  дисциплинах,  где  накоплен  богатый  арсенал

математических  средств в теоретическом  исследовании.  К  таким дисциплинам

прежде всего  относится современная  физика.  Метод  математической  гипотезы

был использован  при открытии основных законов квантовой  механики. 

4.5. Общенаучные  методы, применяемые на эмпирическом  и теоретическом

     уровнях познания.

4.5.1. Анализ и синтез.

     Под анализом понимают разделение объекта  (мысленно  или  реально)  на

составные части  с целью их отдельного  изучения.  В  качестве  таких  частей

могут быть какие-то вещественные  элементы  объекта  или  же  его  свойства,

признаки, отношения и т. п.

     Анализ  — необходимый этап в  познании  объекта.  С  древнейших  времен

анализ  применялся,  например,  для  разложения  на  составляющие  некоторых

веществ. Заметим, что метод анализа  сыграл  в  свое  время  важную  роль  в

крушении теории флогистона.

     Несомненно,  анализ  занимает  важное  место   в   изучении   объектов

материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.

Для постижения  объекта  как  единого  целого  нельзя  ограничиваться

изучением  лишь  его  составных  частей.  В  процессе  познания   необходимо

вскрывать объективно существующие  связи  между  ними,  рассматривать  их  в

совокупности, в  единстве. Осуществить этот второй этап в  процессе  познания

— перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его  как

единого связанного целого возможно только в том случае, если  метод  анализа

дополняется другим методом — синтезом.

В процессе синтеза  производится соединение  воедино  составных  частей

(сторон, свойств,  признаков и т.  п.)  изучаемого  объекта,  расчлененных  в

результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее  изучение  объекта,

но  уже  как  единого  целого.  При  этом  синтез   не   означает   простого

механического  соединения  разъединенных  элементов  в  единую  систему.  Он

раскрывает место  и роль каждого элемента в системе  целого, устанавливает  их

взаимосвязь  и  взаимообусловленность,  т.  е.  позволяет  понять  подлинное

диалектическое  единство изучаемого объекта.

     Анализ  фиксирует в основном то специфическое, что отличает части  друг

от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что  связывает  части  в

единое  целое.  Анализ,  предусматривающий  осуществление   синтеза,   своим

центральным ядром  имеет выделение существенного. Тогда и целое  выглядит  не

так, как при  «первом  знакомстве»  с  ним  разума,  а  значительно  глубже,

содержательнее.

     Анализ  и  синтез  с  успехом  используются  и  в  сфере  мыслительной

деятельности  человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и  на

эмпирическом  уровне познания, анализ и синтез - это не две  оторванные  друг

от друга операции. По своему существу они  —  как  бы  две  стороны  единого

аналитико-синтетического метода познания.

     Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой  отрасли

науки  свою  конкретизацию.  Из  общего  приема  они  могут  превращаться  в

специальный  метод:  так,  существуют  конкретные  методы   математического,

химического  и  социального  анализа.  Аналитический  метод   получил   свое

развитие и  в некоторых  философских  школах  и  направлениях.  То  же  можно

сказать и о  синтезе. 

4.5.2. Индукция  и дедукция. 

     Индукция   (от   лат.   inductio   —   наведение,   побуждение)   есть

\формальнологическое умозаключение,  которое  приводит  к  получению  общего

вывода на основании частных посылок. Другими  словами,  это  есть  движение

нашего мышления от частного к общему.

     Индукция  широко применяется в научном  познании.  Обнаруживая  сходные

признаки, свойства у многих объектов  определенного  класса,  исследователь

делает вывод о присущности этих признаков, свойств  всем  объектам  данного

класса. Наряду с другими методами познания, индуктивный  метод сыграл важную

роль  в  открытии  некоторых   законов   природы   (всемирного   тяготения,

атмосферного  давления, теплового расширения тел и Др.).

     Индукция, используемая в научном познании  (научная  индукция),  может

реализовываться в виде следующих методов:

     1. Метод единственного сходства (во  всех случаях наблюдения  какого-то

явления обнаруживается лишь один  общий  фактор,  все  другие  — различны;

следовательно,  этот  единственный  сходный  фактор  есть  причина  данного

явления).

     2. Метод единственного  различия  (если  обстоятельства  возникновения

какого-то явления  и обстоятельства, при которых  оно не возникает, почти  во

всем сходны и различаются лишь  одним  фактором,  присутствующим  только  в

первом случае, то можно сделать вывод,  что  этот  фактор  и  есть  причина

данного явления).

     3.  Соединенный  метод  сходства  и   различия   (представляет   собой

комбинацию двух вышеуказанных методов).

     4. Метод сопутствующих изменений  (если определенные  изменения   одного

явления всякий раз влекут за собой некоторые  изменения в другом явлении, то

отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).

     5. Метод остатков  (если  сложное  явление  вызывается  многофакторной

причиной, причем некоторые из этих факторов известны как  причина  какой-то

части данного  явления,  то  отсюда  следует  вывод:  причина  другой  части

явления - остальные  факторы, входящие в общую причину  этого явления).

     Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф.

Бэкон. Но он трактовал  индукцию чрезвычайно  широко,  считал  ее  важнейшим

методом открытия новых истин в науке, главным  средством  научного  познания

природы.

     На  самом же деле вышеуказанные методы научной индукции служат  главным

образом для  нахождения  эмпирических  зависимостей  между  экспериментально

наблюдаемыми  свойствами объектов и явлений.

     Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение  частных выводов

на основе знания  каких-то  общих  положений.  Другими  словами,  это  есть

движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

     Но  особенно большое познавательное значение дедукции  проявляется  в  том

случае, когда  в качестве общей  посылки  выступает  не  просто  индуктивное

обобщение, а  какое-то гипотетическое предположение, например новая  научная

идея. В этом случае дедукция является  отправной  точкой  зарождения  новой

теоретической  системы.  Созданное   таким   путем   теоретическое   знание

предопределяет  дальнейший  ход  эмпирических  исследований  и   направляет

построение новых  индуктивных обобщений.

     Получение  новых  знаний  посредством  дедукции  существует  во   всех

естественных  науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в

математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои  рассуждения

на весьма общих  положениях, математики вынуждены  чаще  всего  пользоваться

дедукцией.  И  математика  является,   пожалуй,   единственной   собственно

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"